Прозрение в тайну России. К 135-летию со дня рождения Н.С. Трубецкого

Сын князя С.Н. Трубецкого и племянник князя Е.Н. Трубецкого, известных русских философов, Николай Сергеевич Трубецкой родился 16 апреля 1890 года в Москве. Он с братом Владимиром рос в аристократической, высокообразованной, но вместе с тем глубоко религиозной обстановке. Другом семьи был великий русский философ Владимир Соловьев. Дядя Николая, Е.Н. Трубецкой, также был выдающийся религиозным философом.
С 13 лет Николай начал проявлять интерес к языкам, этнографии и фольклору финно-угорских народов, с 14 лет Трубецкой посещает заседания Московского этнографического общества, а в 15 лет публикует первые научные статьи о финно-угорском язычестве. Изучение фольклора сопровождалось и знакомством с соответствующими языками.
В 1907 г. юный учёный начинает сравнительно-исторические и типологические исследования грамматического строя северокавказских и чукотско-камчатских языков. Специалист по чукотско-камчатским языкам В.Г. Тан-Богораз был потрясён, встретив в гимназисте коллегу.
В 1908 году Николай поступил на историко-филологический факультет Московского университета, сперва по циклу философско-психологического отделения, а затем перейдя на курс западноевропейских литератур. В 1912 году он закончил первый (и последний) выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на кафедре, которая командировала молодого ученого в Лейпциг для изучения младограмматической доктрины.
Вернувшись в Москву, Трубецкой опубликовал ряд статей по северокавказской фольклористике, проблемам финно-угорских языков и славяноведению. Активно участвуя в работе Московского лингвистического кружка, он наряду с вопросами языкознания серьезно изучал и разрабатывал мифологию, народоведение, этнографию, историю культуры, подступая к будущей евразийской теме. Постепенно у ученого вызревает и кристаллизуется мысль о принципиальной несоизмеримости культур, невозможности их приведения к «общему знаменателю».
Революцию 1917 года ученый встречает на лечении в Кисловодске, что предопределило будущую эмиграцию с Кавказа (его брат Владимир остался в Советской России). Он путешествует по Кавказу, некоторое время преподает в Ростовском университете. Ближе познакомившись с культурами Кавказа, Трубецкой склоняется к выводу, что праславяне в духовном плане были более тесно связаны с Востоком, нежели с Западом, с которым контакты осуществлялись прежде всего в области материальной культуры.
В 1919 году Н.С. Трубецкой покидает Россию, переезжает в Болгарию и начинает научно-преподавательскую деятельность в Софийском университете в качестве профессора. В этом же году он выпускает свой самый известный труд «Европа и человечество», вплотную подводящий Трубецкого и его ближайших сподвижников к выработке евразийской идеологии.
Деятельность Н. Трубецкого в эмиграции развивалась по двум направлениям: 1) сугубо научная, посвященная филологическим и лингвистическим проблемам (работа Пражского кружка, сделавшегося центром мировой фонологии, затем годы исследований в Вене), 2) политико-идеологическая, связанная с участием в евразийском движении.
Несмотря на то, что Трубецкой тяготился политической деятельностью, стремясь заниматься исключительно академической наукой, эти, на первый взгляд, разные сферы человеческой деятельности, в цельной личности князя органически сочетались, и одна служила продолжением другой. «Трубецкой-лингвист и Трубецкой-евразиец – это не просто одна и та же личность, это одно и то же движение мысли, только примененное к двум различным областям – к политической философии и к структурной лингвистике (а также к филологии)», – отмечает А.Г. Дугин.
Последние годы своей жизни Н. Трубецкой жил в Вене, где работал профессором славистики в Венском университете. После аншлюса Австрии подвергся притеснениям со стороны гестапо, значительная часть его рукописей была изъята и впоследствии уничтожена. По свидетельству Л.Н. Гумилева, Трубецкого не арестовали только потому, что он был «князь, аристократ, но в квартире его производились неоднократные, причем весьма грубые, обыски, повлекшие за собой инфаркт миокарда и раннюю смерть». 25 июля 1938 года в возрасте 48 лет Н.С. Трубецкой скончался.
***
Николай Трубецкой был одним из основателей Пражской лингвистической школы, его труд «Основы фонологии» считается классическим, предвосхитившим возникновение и триумф структурализма в гуманитарных дисциплинах; он ввел понятие «языковой союз» в сравнительно-историческое языкознание, разработал основы русской морфонологии, «дисциплины, в полной мере созданной самим автором», занимался вопросами славянской поэтики и историей славянских языков – праславянским языком. Все это свидетельствует о широкой сфере интересов знаменитого русского ученого.
Но прежде всего, Трубецкой известен как основоположник и лидер евразийства, глубоко оригинальной и вместе с тем глубоко традиционалистской русской политической философии. Одним из положений теории евразийства является концепция «многолинейности всемирного исторического процесса», что делало «своеобразие и самобытность культуры» ее неотъемлемым атрибутом и отрицало исключительность и абсолютность европейской культуры. Корни евразийства уходят к первой трети XVI в., к «Посланиям старца Филофея», затем находят продолжение в трудах славянофилов, особое же значение имели работы Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.
Началом евразийства считают работу Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», вышедшую в Софии в 1920 г. Центр этого движения сформировался сначала в Берлине, затем переместился в Париж. Это «культурно-историософическое» движение было создано в среде русской эмиграции, видными его представителями были географ П.Н. Савицкий, историк Г.В. Вернадский, лингвист, этнограф и философ князь Н.С. Трубецкой.
В статье «Европа и человечество» философ подвергает сокрушительной критике европоцентризм, обвиняет романогерманскую цивилизацию в подавлении и разрушении величайших культур, замечая, что «интернационалисты» являются такими же европоцентристами, так как те предлагают заменить явный контроль Европой всего мира (колониализм) на скрытый контроль (общечеловеческие ценности). Как же это похоже на программу современных нам глобалистов!
Статья встречает отклик в эмигрантской среде, рождается кружок евразийцев, выпустивших в 1921 году первый сборник статей «Исход к Востоку». Николай Сергеевич принимает участие в работе над этим и остальными сборниками евразийцев вплоть до 1929 года, входил в руководящие органы движения.
В своих статьях Трубецкой осмысляет и критикует западнический «русский национализм», представляющий собой лишь копирование пути европейских национальных государств (ничего русского в таком национализме нет). Взамен такому подходу Николай Сергеевич предлагает этносоциологическую структуру, которую следует назвать имперской, с предоставлением большой культурной автономии этносам в рамках единого русского народа (Трубецкой называет его «евразийской нацией») («Об истинном и ложном национализме», «Общеевразийский национализм»).
В главной, по мнению большинства исследователей, работе классического евразийства «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока», размещенную в сборнике «Наследие Чингисхана», Трубецкой пишет о необходимости переосмысления русской истории, а особенно вклада монгольского нашествия. Князь предлагает рассматривать его не как «катастрофу, затормозившую Россию» (как считают до сих пор западники), а как событие, внесшее решающий вклад в становление русской цивилизации.
В основу историософской концепции евразийцев легли: цивилизационный подход в его взаимосвязи с религиозной (православие как духовный стержень евразийской культуры) и этатистской идеями (особая роль государства в формировании и сохранении культурно-исторического типа); физикогеографическая и геополитическая доминанта исторического развития (пространственная обособленность как месторазвития культурно-исторического типа); представление о мультилинейности и многофакторности исторических процессов.
Наиболее оригинальной (и не всегда верно понимаемой) в евразийстве была политическая доктрина. Ее сложность состояла в том, что, с одной стороны, в обосновании ее идеологии лежали религиозные, этические, исторические, этнологические, географические и геополитические идеи евразийства, с другой – в своем политическом аспекта евразийство было рефлексией на революционный опыт создания Советского государства. критически переосмысляемый, но не однозначно отвергаемый.
Плодом этой рефлексии стала концепция Трубецкой «идеократии» – общественного строя, который должен возникнуть после аристократии и демократии. В идеократическом обществе власть осуществляет орден, созданный и объединенный общей идеей, направляющей общество к некой эсхатологической цели. Проблески этого строя, естественно, со значительными отклонениями, Трубецкой видит в сталинском Советском Союзе. Князь считал, что после естественного отмирания марксизма в России воспрянет евразийский орден, выражающий собой концентрированную идею русской цивилизации.
Несмотря на то, что прогноз не сбылся в точности (на смену отмершему западному марксизму пришел отмирающий западный либерализм), очевидно отторжение Россией и либерализма, которое не может не привести к конечному торжеству русской идеократии.
Всплеск интереса к идеям евразийства в целом и Н.С. Трубецкого в особенности возник в 90-е годы как альтернатива победившего либерального проекта. Идеи Трубецкого и Савицкого, подхваченные Л.Н. Гумилевым, А.Г. Дугиным, а позже – целой плеядой молодых неоевразийцев, привели к мощному ренессансу евразийских идей. Особенно актуальными и востребованными мысли Николая Трубецкого оказались после 2014-го и особенно 2022-го года, в связи с выходом России из западнистского либерального морока.
Вот как новую жизнь идей Трубецкого описывает А.Г. Дугин, веря в их грядущее торжество: «И сегодня, когда все более ясно и отчетливо вырисовываются контуры многополярного мира, идеи Трубецкого вновь демонстрируют свою актуальность. В программном труде «Европа и человечество» Трубецкой призывал народы мира восстать против гегемонии либерального Запада и отстаивать свое право на собственные цивилизации, ценностные и политические системы, верования, культуру и общественный уклад. Но не это ли сегодня и пытаются воплотить в жизнь Россия, Китай, страны исламского мира, а в перспективе народы Латинской Америки и Африки?! В такой ситуации идеи Трубецкого – освобожденные от некоторых устаревших или утративших свою актуальность формулировок – оказываются более, чем затребованными. Трубецкой – один из отцов-основателей многополярного миропорядка. Именно его идеи философски обосновывают полицентрическую карту человечества. А именно за это и против этого и ведется на глобальном уровне самая ожесточенная битва».
Андрей КОСТЕРИН
Источник: «Евразийский союз молодёжи»