Проснётся тот, у кого проснётся совесть

Проснётся тот, у кого проснётся совесть

Роман Андрея Тимофеева «Пробуждение» привлёк моё внимание тем, что он о современной молодёжи. Причём о молодёжи, которую нечасто встретишь на книжно-журнальных страницах последних лет и даже десятилетий. Ей подходит слово «нормальная» — то есть без стремления к «крутизне», без тяги к порочным удовольствиям, без пристрастия к нецензурной лексике и т.д. Это молодёжь, обживающая Москву, приехавшая из разных городов страны или оставшаяся в столице после получения высшего образования. Но вместе с тем молодые люди ищут себя — своё мировоззрение, свой путь в жизни.

...Их четверо под одной крышей съёмной двухкомнатной квартиры. Трое знакомы со студенчества, четвёртый примкнул недавно как гражданский, говоря современным языком, муж девушки, бывшей в своё время душой общежитской компании старшекурсников, с которыми она подружилась, поступив в технический вуз. Из них двое — Рома и Володя — стали соседями Кати и Андрея. Все где-то работают, но о работе упоминается вскользь — вряд ли это призвание, скорее из разряда «подвернулась» и устраивает зарплатой. Картина, вполне узнаваемая для наших дней.

По-своему уютный мирок этого полуобщежития-полукоммуналки нарушается вторжением политики: накануне присоединения Крыма Андрей становится членом организации, пропагандирующей, как сказано, возврат в СССР. Он ходит на собрания ячейки, берёт с собой Катю, которой эти походы совсем не нравятся. Катя, в свою очередь, зовёт Володю (когда-то влюблённого в неё), чтобы помог ей разобраться, что же там происходит.

Так открывается основная тема романа, которой много не только лет, но и веков, когда обычные, мирные люди сталкиваются с таящими опасность внешними событиями и оказываются перед выбором, противостоять им или нет. Тем более что политический кризис, переросший в гражданскую войну, случился не в России, а на Украине, и можно жить ожиданием, что всё как-нибудь само утихнет и рассосётся.

Поведение героев показывает разброс мнений в благополучной, хотя и окраинной, московской среде.

Наиболее категоричен Рома. Он как раз с Украины, уехал в Москву из Житомира, «потому что здесь больше перспектив». Его позиция: Украина имеет право жить, как в Европе, Россия не должна вмешиваться. Больше ни во что он вникать не желает, к политике равнодушен. Вскоре вообще уезжает работать в Таиланд (сейчас молодые «айтишники» зачастую едут не на запад, а на восток).

Катя терпеть не может ни митингов, ни пафосных речей на собраниях ячейки. Она любит Андрея, мечтает оторвать его от политики, оформить брак, родить ребёнка и подумывает даже вернуться в родной городок, чтобы жить в нём спокойной семейной жизнью.

Но, на мой взгляд, язык не поворачивается назвать её мещанкой. Перед нами искренняя, непосредственная, с оттенком милой шаловливости молодая женщина, созданная природой для гармоничного сочетания работы по профессии, домашних забот и умеренных развлечений, тяготеющая, как и многие ныне, к религиозности. Катю жаль: она пока не догадывается, что история имеет свойство повторяться и над её супружеством с Андреем нависла серьёзная опасность.

И Рома, и Катя, и Борис (он тоже из их компании, только живёт в другом месте) поданы через восприятие Володи. Ему отведена роль героя-повествователя. Причём не стороннего свидетеля, а участника событий. Вызывает симпатию его миролюбивый настрой, доброе расположение к друзьям, отсутствие предубеждений по отношению к кому-либо и чему-либо. Даже споря, например, с Ромой, он не идёт на разрыв их уже давней мужской дружбы. Не остыл он и к Кате, хотя былая влюблённость сменилась ровной нежностью, как к сестре, желанием защитить. Он и в ячейку попал из-за неё и из-за Андрея, который нравился ему твёрдостью убеждений, готовностью бороться против зла, угрожающего России, и в то же время смущал вспышками ненависти к либералам и ко всем, кого считал врагами.

Характер повествователя определяет интонацию романа — она мягкая, сочувственная. Роман написан языком русской традиционной прозы, и, что бы ни говорили её противники, у Тимофеева это живой язык, и это доказательство, что традиция неисчерпаема.

* * *

Таким образом, картина нарисована, логика характеров и положений выстроена, остаётся присмотреться к ячейке, которая заняла немало места в жизни молодых, «обдумывающих житьё».

Ячейка ведёт большую работу: организует митинги и пикеты, где звучат лозунги «В Москве майдану не бывать!», «Здравствуй, Севастополь!». Она выпускает газету, проводит заседания с обсуждением её материалов и докладов по проблемам дня, размещает агитацию в интернете, занимается сбором гуманитарной помощи для Донецка и Луганска, а также дважды в год пропускает своих членов через загородную школу, где они проходят двухнедельное политическое и военно-спортивное обучение.

При всём при этом портрет протестного движения и его лидера неоднозначен, на чём нельзя не остановиться, поскольку это одна из главных линий романа.

Если смотреть глазами Андрея, то Сергей Владленович Кургузов во всём прав: враги развалили великую страну, они наступают, необходимо сопротивление. Не сомневается Андрей и в новых друзьях. Он озабочен только двумя обстоятельствами: трудно совмещать основную работу с выполнением поручений и тем, что Катя не разделяет его участия в столь важном деле.

Восприятие Володи (и ему нельзя отказать в наблюдательности) несколько иное. С одной стороны, слушая Кургузова на митинге в день 7 ноября на Краснопресненской заставе, он соглашается с его видением событий революции, с тем, что русский народ принял учение о коммунизме потому, что оно совпало с его мечтой о справедливости и целостности. Что русская миссия нести справедливость человечеству — это нелёгкая миссия, и народ заплатил дорогую цену, но таким он сформировался за тысячелетия. Ему близок и взгляд лидера движения на события 2014 года на Украине: война идёт там, но на прицеле — Россия.

С другой стороны, видны и противоречия. Возникает главный вопрос: а он возможен, возврат в СССР? Если всё течёт и меняется на глазах: одни союзы распадаются, другие создаются и тоже неустойчивы? И какой должна быть политическая организация, поставившая перед собой такую грандиозную задачу? Вот представление об этом Кургузова: «Нужно сформировать ядро... но не ядро избранных», в нём «не должно быть никакой иерархии, там будут действовать принципы братства, сварщик встанет рядом с профессором, и все объединятся во имя возрождения утраченного».

Странно это читать, если на самом деле всё отработано более чем столетие назад. Есть же классические формы подобных организаций, перерастающих в партии. Ясно давно: никак не обойтись без иерархии, без дисциплины, наказания за невыполнение заданий. Зачем изобретать велосипед, если он давно изобретён!

К братству призывать можно, но... Повествователь замечает: «Относительная свобода была обманчива — как жидким оловом движение спаивалось единым мировоззрением и повышенной ответственностью». Но и не только: по сути, авторитарность правления в этой организации никуда не исчезла.

Да, не было директив и приказов, Кургузов лишь периодически записывал ролик, где говорил о необходимости тех или иных действий. Но дальше вступал активист Паша — рупор Кургузова, с ярко выраженными демагогическими способностями. Он мог ответить на любой вопрос, а если с ним не соглашались, говорил: «Это не я, а Сергей Владленович», — и спор затухал. Пашу совершенно не могла слушать Катя, а Володя его просто терпел, до определённого момента.

* * *

Автор чувствительно задел очень важную тему: устройство общественных движений и их влияние на власть и граждан.

Припоминается фрагмент из исследования Александра Казинцева «Возвращение масс» касательно протестных движений различной окраски. В нём говорится, что более эффективны те из них, что возникают по конкретному поводу, вызванному нежеланием власти решать жизненно важную проблему или навязыванием ею какой-нибудь негодной реформы. Протестующие организуются быстро, предъявляют чёткие требования, добиваясь такого же чёткого ответа от власти и последующего в их пользу решения.

Но вернёмся к роману, тем более что его герой-повествователь Владимир Молчанов постепенно берёт на себя основную нагрузку в развитии действия.

Он так и не станет до конца своим в ячейке, переживёт бурную любовь ко второй в иерархии (после Паши) активистке Варе, удивительной сочетанием в ней политической и сексуальной страстности (что-то болезненное, если посмотреть со стороны); получит взбучку от «братства» за сорванный репортаж из зала суда, незаслуженную, по его мнению, — не его была ответственность... После измены Вари (с Пашей!), нового разочарования в организации и очередных метаний он сядет в автобус и отправится в Луганск, туда, где полыхает пожар.

И не от отчаянья, не для того, чтобы доказать: я лучше вас, не от «некуда деться» этот поступок. А оттого, что наступило время отвечать за расслабленность, равнодушие, уклонение от вопросов, которые не будут ждать. Так случается, когда просыпается совесть и подсказывает единственный выход. И тогда не имеют значения ни твои обиды, ни чьё-то предательство — ты сделаешь то, без чего не сможешь жить дальше. К такому итогу молодой писатель подводит своего героя, и подводит убедительно.

Этот роман не столько роман событий — главное событие происходит на последней странице, — сколько роман чувств и переживаний, изменяющих человека при встрече с поворотными явлениями в истории. Когда речь заходит о судьбе твоей страны, то наступает пора брать на себя личную ответственность за неё. И хорошо, если это осознание приводит к пробуждению сил, в особенности — молодых.

Валентина СЕМЁНОВА, литературный критик, член Союза писателей России, г. Иркутск

Источник: «Правда»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024