При свете фонаря

При свете фонаря

Во многих произведениях русской литературы фонарь – словно заветная путеводная звезда, освещающая дорогу случайному путнику в момент трудных жизненных испытаний, которые выпали на его долю. Стихотворение Дианы Гулиной – не исключение, поскольку в нём отчётливо видно сочувствие «очеловеченному» предмету.

 

Почти незряч, горбат и сед

Фонарь, застывший у подъезда.

Его прозрачный рыжий свет

Кривым ножом пронзает бездну.

 

Прищуренный циклопий глаз

Лениво льёт медовый лучик,

Снежинки в нем танцуют вальс,

Слетая вниз, на сети сучьев.

 

Когда старик-фонарь ослеп,

Глотала липкие чернила

Не улица – промозглый склеп.

В той темноте я ощутила:

 

Трубят ветра «Ах, са ира»,

Взбивая крыльями снег в пену.

И рядом с горбом фонаря

Мелькают угольные тени.

 

Очеловечивание это достигается с помощью антитезы «не улица – промозглый склеп», которая призвана передать переход ощущений лирической героини на качественно иной уровень развития – от зрения физического к зрению духовному (от телесного материализма к идеализму, иррациональности и метафизике).

Тем самым читателю показывается внутренняя эволюция и используемой автором образной системы, помогающей понять произведение.

Начиная с «льющегося медового лучика», Диана из области условного «света» неожиданно переходит в область тьмы, что символизирует внезапную слепоту «старика – фонаря». В ней угадываются черты смерти, представляемой поэтессой как абсолютное ничто, как место, где отсутствует даже сама пустота, вытесненная «горбом фонаря».

Образ мелькающих рядом «угольных теней» можно трактовать по-разному, но я считаю их своеобразным «порождением» его же (фонаря) света.

По законам диалектики, наши достоинства – есть прямое продолжение наших недостатков, а тьма – это самый главный недостаток света, порождающего чудовищ, описываемых стихотворением Дианы.

Она вложила в произведение частицу себя, воплощённую как раз в последнем четверостишии, где ясно чувствуется трепетное и бережное отношение автора как к используемым образам, так и к читателям, которые становятся свидетелями трагедии.

В остальном – тема, выбранная для отражения в художественных образах, предстаёт перед нами так же, как и в стихотворении Блока («Ночь, улица, фонарь, аптека»), с единственным исключением, а именно – глубоко личностными, эмоционально окрашенными переживаниями, делающими акцент на мельчайших деталях (свет – «рыжий», чернила – «липкие» и т. д.)

Эта причудливая игра рыжего и чёрного цветов словно бы даёт лучше рассмотреть надежды и мечты поэтессы, похороненные в железном склепе фонарного тела, которое стало последним пристанищем её Души.

Савелий КОСТРИКИН

Читайте также

Депутаты фракции КПРФ выступили против попытки Правительства скормить россиянам насекомых Депутаты фракции КПРФ выступили против попытки Правительства скормить россиянам насекомых
В начале года Евросоюз принял решение, полностью совпадающее с идеей, ранее озвученной т.н. глобалистами, одним из ярких представителей которых является К. Шваб. Идея эта проста. Население планет...
9 декабря 2023
Как курочат «оборонку» Как курочат «оборонку»
Мы живём в непростое время. В условиях СВО вроде бы власти осознали значение оборонных предприятий. Но так ли всё благополучно на самом деле? Давайте посмотрим повнимательнее....
9 декабря 2023
Красноярск. Круглый стол в Год педагога и наставника Красноярск. Круглый стол в Год педагога и наставника
В городской библиотеке имени Ф.М. Достоевского проведён круглый стол, организованный Красноярским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», по теме «Год педагога и ...
9 декабря 2023