При свете фонаря

Во многих произведениях русской литературы фонарь – словно заветная путеводная звезда, освещающая дорогу случайному путнику в момент трудных жизненных испытаний, которые выпали на его долю. Стихотворение Дианы Гулиной – не исключение, поскольку в нём отчётливо видно сочувствие «очеловеченному» предмету.
Почти незряч, горбат и сед
Фонарь, застывший у подъезда.
Его прозрачный рыжий свет
Кривым ножом пронзает бездну.
Прищуренный циклопий глаз
Лениво льёт медовый лучик,
Снежинки в нем танцуют вальс,
Слетая вниз, на сети сучьев.
Когда старик-фонарь ослеп,
Глотала липкие чернила
Не улица – промозглый склеп.
В той темноте я ощутила:
Трубят ветра «Ах, са ира»,
Взбивая крыльями снег в пену.
И рядом с горбом фонаря
Мелькают угольные тени.
Очеловечивание это достигается с помощью антитезы «не улица – промозглый склеп», которая призвана передать переход ощущений лирической героини на качественно иной уровень развития – от зрения физического к зрению духовному (от телесного материализма к идеализму, иррациональности и метафизике).
Тем самым читателю показывается внутренняя эволюция и используемой автором образной системы, помогающей понять произведение.
Начиная с «льющегося медового лучика», Диана из области условного «света» неожиданно переходит в область тьмы, что символизирует внезапную слепоту «старика – фонаря». В ней угадываются черты смерти, представляемой поэтессой как абсолютное ничто, как место, где отсутствует даже сама пустота, вытесненная «горбом фонаря».
Образ мелькающих рядом «угольных теней» можно трактовать по-разному, но я считаю их своеобразным «порождением» его же (фонаря) света.
По законам диалектики, наши достоинства – есть прямое продолжение наших недостатков, а тьма – это самый главный недостаток света, порождающего чудовищ, описываемых стихотворением Дианы.
Она вложила в произведение частицу себя, воплощённую как раз в последнем четверостишии, где ясно чувствуется трепетное и бережное отношение автора как к используемым образам, так и к читателям, которые становятся свидетелями трагедии.
В остальном – тема, выбранная для отражения в художественных образах, предстаёт перед нами так же, как и в стихотворении Блока («Ночь, улица, фонарь, аптека»), с единственным исключением, а именно – глубоко личностными, эмоционально окрашенными переживаниями, делающими акцент на мельчайших деталях (свет – «рыжий», чернила – «липкие» и т. д.)
Эта причудливая игра рыжего и чёрного цветов словно бы даёт лучше рассмотреть надежды и мечты поэтессы, похороненные в железном склепе фонарного тела, которое стало последним пристанищем её Души.
Савелий КОСТРИКИН