Преступления капитала и пророчества классика
Литература по Достоевскому и его творчеству безбрежна, однако до сих пор в ней остаются белые пятна. Автор новой книги о Достоевском пытается восполнить некоторые такие пробелы. Ключевые темы книги – взгляды великого русского писателя на роль науки и техники в обществе и истории, также его мысли о деньгах и ростовщичестве, представления о прекрасном и безобразном (вопросы эстетики), картины зарождающегося в России капитализма, размышления о «концах истории» и др.
Автор книги по образованию и опыту работы – экономист. И он профессионально осветил тему денег и ростовщичества, которая проходит красной нитью через большинство произведений Достоевского. Он даже дал более широкий обзор по теме «ростовщичество в художественной литературе», охватывающий произведения писателей разных эпох и стран (Данте, Шекспир, Бальзак и др.). И пришел к выводу, что в истории мировой литературы эта тема была наиболее полно раскрыта именно Достоевским.
Отношение Достоевского к эстетике обычно характеризуют короткой (часто вырванной из контекста) фразой «Красота спасет мир» из романа «Идиот». А между тем отношение писателя к эстетике, прекрасному и безобразному было намного сложнее и интереснее. Автор книги через высказывания героев Достоевского заставляет лишний раз задуматься читателя о двух видах красоты, которые один из героев романа «Братья Карамазовы» называет «красотой Мадонны» и «красотой Содома».
Особо в книге выделяется тема капитализма в творчестве Достоевского. Пожалуй, никто из отечественных историков и писателей не оставил нам такую натуралистичную, страшную, полную трагизма картину перехода традиционной России к капитализму, какая была изображена в романах, повестях и рассказах Достоевского. Почему-то на эту сторону творчества писателя почти никто не обращал внимания. Видимо, потому, что во времена Достоевского не было слова «капитализм» – его, соответственно, в произведениях писателя мы не найдем. Но по духу его произведения имеют антикапиталистическую направленность. Объясняется это тем, что творческий период жизни писателя приходится на 1860–1870-е годы – время реформ Александра II. Эти реформы ломали традиционную жизнь России и насильно втягивали русский народ в капитализм. Этот переход был драматическим, ломал судьбы людей, порождал нигилизм, приводил к поляризации общества, программировал будущие революции. Этот отрезок русской истории Достоевский ярко нарисовал в своих романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», которые вкупе иногда именуются «Пятикнижием Достоевского». Все они пропитаны антикапиталистическим пафосом.
В книге содержится подробный разбор поэмы (легенды) о Великом инквизиторе – самого яркого (по мнению автора) произведения Достоевского. Это даже не отдельное произведение, а достаточно автономный фрагмент романа «Братья Карамазовы». Легенда очень небольшая (страниц десять текста), но объясняющая многое из того, что происходило в мире с того времени, к которому относится история Великого инквизитора (XVI в.). И, наверное, она способна объяснить многое из того, что происходит в мире и России в наши дни. По сути, Великий инквизитор – прообраз грядущего антихриста. Думаю, что русский философ Владимир Соловьев, который писал «Краткую повесть об антихристе», а также известный общественный деятель конца XIX – начала XX века Лев Тихомиров, создававший свой фундаментальный труд «Религиозно-философские основы истории» и роман «В последние дни», не могли не опираться на легенду о Великом инквизиторе. По мнению автора книги, Достоевский в русской литературе – наиболее эсхатологический писатель (эсхатология – учение о конце жизни человека и человечества).
Автор книги, будучи не писателем, а читателем, всю прочитанную им в жизни художественную литературу условно делит на две части. Первая – та, которая может быть на момент выхода произведения очень интересной, захватывающей и интригующей. Одним словом, востребованной читательской аудиторией. Но проходит лет десять (условно), и она превращается в макулатуру. Мягко говоря, происходит «моральное старение» произведения. Такой продукции из «литературного цеха» выходит 99% (условно). Другая часть – произведения, которые со временем становятся, наоборот, всё более актуальными и востребованными. Таких – (условно) 1%. Это, наверное, то, что и называется классикой. Так вот, произведения Достоевского, по мнению автора, – именно тот один условный «золотой» процент. Может быть, при жизни Федора Михайловича многими его современниками они воспринимались настороженно и даже враждебно. Писателя обвиняли в «неадекватности» (достаточно вспомнить тогдашнюю реакцию на роман «Бесы»).
Достоевский, как подчеркивает автор книги, – писатель пророческий. Многие его предсказания подтверждались отечественной историей ХХ века и событиями сегодняшнего дня. Они подсказывают, что еще может произойти в последующие десятилетия XXI века.
Источник: «Советская Россия»