Преступления капитала и пророчества классика

Преступления капитала и пророчества классика

Литература по Достоевскому и его творчеству безбрежна, однако до сих пор в ней остаются белые пятна. Автор новой книги о Достоевском пытается восполнить некоторые такие пробелы. Ключевые темы книги – взгляды великого русского писателя на роль науки и техники в обществе и истории, также его мысли о деньгах и ростовщичестве, представления о прекрасном и безобразном (вопросы эстетики), картины зарождающегося в России капитализма, размышления о «концах истории» и др. 

Автор книги по образованию и опыту работы – экономист. И он профессионально осветил тему денег и ростовщичества, которая проходит красной нитью через большинство произведений Достоевского. Он даже дал более широкий обзор по теме «ростовщичество в художественной литературе», охватывающий произведения писателей разных эпох и стран (Данте, Шекспир, Бальзак и др.). И пришел к выводу, что в истории мировой литературы эта тема была наиболее полно раскрыта именно Достоевским. 

Отношение Достоевского к эстетике обычно характеризуют короткой (часто вырванной из контекста) фразой «Красота спасет мир» из романа «Идиот». А между тем отношение писателя к эстетике, прекрасному и безобразному было намного сложнее и интереснее. Автор книги через высказывания героев Достоевского заставляет лишний раз задуматься читателя о двух видах красоты, которые один из героев романа «Братья Карамазовы» называет «красотой Мадонны» и «красотой Содома». 

Особо в книге выделяется тема капитализма в творчестве Достоевского. Пожалуй, никто из отечественных историков и писателей не оставил нам такую натуралистичную, страшную, полную трагизма картину перехода традиционной России к капитализму, какая была изображена в романах, повестях и рассказах Достоевского. Почему-то на эту сторону творчества писателя почти никто не обращал внимания. Видимо, потому, что во времена Достоевского не было слова «капитализм» – его, соответственно, в произведениях писателя мы не найдем. Но по духу его произведения имеют антикапиталистическую направленность. Объясняется это тем, что творческий период жизни писателя приходится на 1860–1870-е годы – время реформ Александра II. Эти реформы ломали традиционную жизнь России и насильно втягивали русский народ в капитализм. Этот переход был драматическим, ломал судьбы людей, порождал нигилизм, приводил к поляризации общества, программировал будущие революции. Этот отрезок русской истории Достоевский ярко нарисовал в своих романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», которые вкупе иногда именуются «Пятикнижием Достоевского». Все они пропитаны антикапиталистическим пафосом. 

В книге содержится подробный разбор поэмы (легенды) о Великом инквизиторе – самого яркого (по мнению автора) произведения Достоевского. Это даже не отдельное произведение, а достаточно автономный фрагмент романа «Братья Карамазовы». Легенда очень небольшая (страниц десять текста), но объясняющая многое из того, что происходило в мире с того времени, к которому относится история Великого инквизитора (XVI в.). И, наверное, она способна объяснить многое из того, что происходит в мире и России в наши дни. По сути, Великий инквизитор – прообраз грядущего антихриста. Думаю, что русский философ Владимир Соловьев, который писал «Краткую повесть об антихристе», а также известный общественный деятель конца XIX – начала XX века Лев Тихомиров, создававший свой фундаментальный труд «Религиозно-философские основы истории» и роман «В последние дни», не могли не опираться на легенду о Великом инквизиторе. По мнению автора книги, Достоевский в русской литературе – наиболее эсхатологический писатель (эсхатология – учение о конце жизни человека и человечества). 

Автор книги, будучи не писателем, а читателем, всю прочитанную им в жизни художественную литературу условно делит на две части. Первая – та, которая может быть на момент выхода произведения очень интересной, захватывающей и интригующей. Одним словом, востребованной читательской аудиторией. Но проходит лет десять (условно), и она превращается в макулатуру. Мягко говоря, происходит «моральное старение» произведения. Такой продукции из «литературного цеха» выходит 99% (условно). Другая часть – произведения, которые со временем становятся, наоборот, всё более актуальными и востребованными. Таких – (условно) 1%. Это, наверное, то, что и называется классикой. Так вот, произведения Достоевского, по мнению автора, – именно тот один условный «золотой» процент. Может быть, при жизни Федора Михайловича многими его современниками они воспринимались настороженно и даже враждебно. Писателя обвиняли в «неадекватности» (достаточно вспомнить тогдашнюю реакцию на роман «Бесы»). 

Достоевский, как подчеркивает автор книги, – писатель пророческий. Многие его предсказания подтверждались отечественной историей ХХ века и событиями сегодняшнего дня. Они подсказывают, что еще может произойти в последующие десятилетия XXI века.

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024