Позиция ученых Сибири о недопустимости переноса за пределы Российской Федерации производств по переработке полиметаллических руд
22 апреля 2024 года президент ПАО «ГМК Норникель» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» объявил о перспективе переноса к 2027 году медеплавильного производства из Норильска в Китай, аргументируя эти намерения уходом от новых рисков, связанных с изменившейся геополитической ситуаций: «Наши экологические проблемы, проблемы расчетов, проблемы доступа на рынок, проблемы кастомизации нашего товара под рынок потребления мы переносим туда, где они решаются наиболее эффективно, в данном случае – в Китай.
Взамен получаем возможность продлить нашу цепочку создания стоимости и получить продвинутые компетенции, которые необходимы и компании, и стране». Под компетенциями в данном случае имеются в виду также и технологии производства батарейных материалов, сырьем для которых также станет литий, который «Норникель» планирует производить на своем СП с «Росатомом» по освоению Колмозерского месторождения. В конце мая 2024 г. со ссылкой на вице-премьера Александра Новака обнародовано сообщение о намерении ПАО «Норильский Никель» построить новый платиновый завод в Бахрейне.
Вывод базовых – системно-образующих производственных цепочек за пределы страны происхождения исходного сырья – практика, характерна как для эпохи имперского колониализма XX века, так и эпохи глобализации, рубежа XX-XXI веков. В ее рамках транснациональные компании получают определенный набор краткосрочных выгод и эффектов, таких, как: возможность привлечения больших инвестиций, снижение издержек на рабочую силу, приближение выпуска конечной продукции к рынкам сбыта, перенос за рубеж экологических проблем и т.п.
Однако, подход к расширению участия отечественных компаний в глобальных производственных цепочках на основе сырьевого экспорта оказался для российской экономики во многом бесперспективным. Отечественные компании (с позиции страны размещения основных производственных активов) оказались в самой нижней их части. Такое положение противоречит стремлению нашей страны к достижению экономического и научно-технологического суверенитета. Его основой являются только высокотехнологичные производства полного цикла на территории нашей страны и ориентированные на преимущественное развитие отечественной экономики (как с точки зрения поставок стратегически важной продукции материалов, так и развития научно-производственно-технологического потенциала).
На примере и меди и платины отчетливо видно положение нашей страны в самом низу производственных цепочек. При этом нет сколь-нибудь успешных попыток подняться на ступень-другую. Ориентация на внешний рынок в такой ситуации приводит к ориентации на вывоз преимущественно полупродуктов для последующего изготовления более стоимостно-емких продуктов за пределами нашей страны.
Перенос за пределы России выпуска меди и платины несет колоссальные общеэкономические и социальные риски – дальнейший рост импортозависимости. В данном конкретном случае – это электротехнические (в том числе микро-) изделия, нельзя не отметить и об аналогичной ситуации с чипами для микро- и наноэлектроники, не говоря уже о готовых изделиях самого разнообразного назначения. При этом закрытие рабочих мест в Норильске вызовет цепную реакцию сокращения – как реальных, так и потенциальных рабочих мест по всей цепочке в отечественной экономике.
Вызывает сомнения и недоумение расчет на встречный импорт «продвинутых компетенций» в металлургической и электротехнической отраслях. Прецеденты технологических взаимодействий с Китаем на сегодня носят, в основном, негативный характер. Так, в Новосибирске было вложено свыше 10 млрд. рублей в компанию «Лиотех» для производства литий-ионных аккумуляторов, причем не по китайской, а нашей – российской – технологии, которую разработали ученые Института химии твердого тела и механохимии СО РАН. Основным потребителем в 2010 году (запуск завода) предполагался автопром Китая. Однако, вскоре китайский партнер вышел из проекта (посчитав целесообразным развивать соответствующее производство у себя), в то время как спрос российских потребителей, так и не был сформирован. Итог – внешнее управление и банкротство «Лиотеха» в 2023 году. Китай в целом ориентирован на решение своих экономических и социальных проблем, на развитие себя и для себя. Тому есть множество примеров, в том числе в сфере добычи и использования цветных, редких и редкоземельных металлов.
Наша позиция – в основе успешного решения комплексных проблем социально-экономически эффективного освоения и использования природных ресурсов страны лежит долгосрочная государственная научно-техническая и экономическая политика.
Стержнем ее является то, что государство является собственником недр и несет за их освоение и использование перед ныне живущими и будущими поколениями граждан страны. Речь не идет (и не может идти) только о фискальной сфере – налогах, тарифах и пошлинах. Современный опыт (Норвегия, США, Канада, Австралия) демонстрирует обширный набор инструментов и успешных практик решения при помощи и за счет компаний ресурсного сектора научно-технических, производственных и кадровых проблем. В Норвегии, к примеру, уровень локализации в нефтегазовом секторе превышает... 85 процентов.
Комплексный подход к взаимодействию государственной власти и бизнеса следует реализовать не только в отношении двух проектов ПАО «Норильский Никель». По нашему мнению, государству необходимо дать импульс освоению и разработке двух крупнейших сокровищниц Арктической зоны России — Томторского месторождения редких и редкоземельных металлов и Попигайского — импактных алмазов (абразивного сырья). В первом случае наша страна минимум на столетие вперед закрыла бы растушую потребность в РЗМ, во втором — получила бы материал для широкого спектра обрабатывающих технологий завтрашнего дня. Любая государственная политика в сфере науки, образования и высоких технологий не может не быть устремленной в будущее. К примеру, Россия в настоящее время потребляет только 40% меди, производимой ПАО «Норильский Никель». Необходимо развитие производств и переделов в направлении от экспорта концентрата (рост которого предполагает «китайский вариант») к вывозу рафинированного металла и изделий из него. В дальнейшем можно и целесообразно развитие в направлении роста внутреннего потребления меди в связи с развитием электротехнической и электронной промышленности России. То же относится и к платине — первооснове, прежде всего, полупроводниковых и катал изаторных технологий. Данные шаги и меры будут являться составляющими той «экономики предложения», которая в настоящее время формируется Правительством страны.
Мы выражаем свою готовность участвовать в разработке научно-технической составляющей стратегии развития ПАО «Норильский Никель».
Медный и платиновый заводы ПАО «Норильский Никель» — это индикатор нашей общей готовности идти вместе по пути формирования отечественной модели «экономики предложения».
Считаем важным и остро необходимым начать консолидацию всех заинтересованных сторон с публичного обсуждения подходов к решению проблем развития медного производства ПАО «Норильский Никель». Кто, если не мы?
Директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН академик РАН В.А. Крюков
Директор (1998-2017 гг.) Института химии твердого тела и механохимии СО РАН академик РАН Н.З. Ляхов
Научный руководитель Института геологии и минералогии им. B.C. Соболева СО РАН академик РАН Н.П. Похиленко
Директор Института систем энергетики им. Л.A. Мелентьева СО РАН академик РАН В.А. Стенников
Директор Института и минералогии им. B.C. Соболева СО РАН чл.-корр. РАН Н.Н. Крук
Заместитель директора ФИЦ «Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН» чл.-корр. РАН А.С. Носков
Директор (2007-2017 гг.) Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН академик РАН М.И. Эпов
8 июля 2024 г., Новосибирск
***
Направлено: Председателю Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко, Председателю Государственной думы ФС РФ В.В. Володину, Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в СФО А.А. Серышеву, Депутату Государственной думы ФС РФ А.С. Дроздову, Губернатору Красноярского края М.М. Котюкову, Председателю Законодательного собрания Красноярского края А.И. Додатко, Члену Совета Федерации от Красноярского края А.В. Уссу