Последнее восстание?
События сентября — октября 1993 года власть сегодня предпочитает обходить почти полным молчанием. Если же современная пропаганда и рискует их касаться, то поворачивает дело так, будто это было лишь столкновение амбиций лидеров «новой» России, которое закончилось трагически. Но вовсе не в спорах за полномочия между президентом и Верховным Советом было дело.
В осенние дни 1993-го произошло самое настоящее народное восстание, на сегодняшний день последнее в истории России. Цели его были вполне очевидны: остановить капиталистический реванш, развал страны и не допустить уничтожения власти Советов. Некоторые вопрошают: о какой же Советской власти можно говорить применительно к 1993 году? Мол, всё закончилось ещё в 1991 году, когда запретили КПСС. Не согласимся.
Не большевики придумали Советы. Источником их создания был, выражаясь ленинскими словами, «родник живого народного творчества». Советская политическая система — естественное порождение традиций нашего народа, которое блестяще было понято, принято и использовано большевиками. И ведь не всегда соратники Ленина доминировали в этих органах прямого народного представительства. Случалось и так, что Ильич снимал лозунг «Вся власть — Советам!» как неактуальный, несоответствующий политической ситуации.
Вот и вышло в итоге так, что КПСС уже не было, а политическая система Советов ещё оставалась. И она давала надежду на то, что здоровые, коммунистические и левопатриотические силы с её помощью сумеют остановить реванш капитализма. Уничтожить её — вот это и было истинной целью ельцинского государственного переворота. И первая попытка его, получившая наименование ОПУС (Особый порядок управления страной), имела место ещё весной 1993 года. Так что цели Ельцина и его группировки были предельно чётко обозначены задолго до указа №1400.
Крах ГКЧП и уничтожение СССР имели оглушительный эффект. Но лгут те, кто утверждает, что общество никак на это не отреагировало. Ответ был, хотя и стал запоздавшим. На самоорганизацию потребовалось время. И тем не менее он был дан ещё до конца 1991 года, когда Советский Союз пока формально существовал. 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции, во многих городах прошли митинги и демонстрации. Большой митинг состоялся на Дворцовой площади в Ленинграде.
Самой же массовой из них стала акция, прошедшая в столице. Кстати, в этот день свои мероприятия пытались провести и так называемые демократические силы. Но их численность после августа 1991-го резко пошла на спад. И 7 ноября они не могли сравниться по числу участников с краснознамённой колонной, которая собралась возле памятника Ленину у метро «Октябрьская» и дошла до Красной площади. Это единственная по-настоящему протестная акция в новейшей истории России, которая проходила на центральной площади страны.
А дальше протест, подстёгнутый шоковой терапией, шёл по нарастающей. Огромная демонстрация 9 февраля 1992 года (назывались оценки МВД до 100 тысяч человек) прошла по Крымскому Валу и далее к «Белому дому», но была остановлена милицейским кордоном и направилась в центр Москвы. В этот же день была попытка собрать альтернативный митинг сторонников Ельцина, на который вышло около 4 тысяч человек.
Демонстрация 23 февраля 1992 года против разделения единой Советской Армии была избита «правоохранителями». Тогда погиб ветеран Великой Отечественной генерал Николай Песков. Ответом на насилие властей стало Всенародное вече 17 марта 1991 года в первую годовщину Всесоюзного референдума на Манежной площади в Москве. Тот день не был выходным, это был вторник, то есть акция проходила вечером рабочего дня. Тем не менее по массовости она как минимум соперничает, если не превосходит, митинг в поддержку Ельцина 1990 года. Дальше были акции 1 Мая на Октябрьской и Манежной площадях и 9 Мая в Сокольниках. 12—22 июня 1992 года в Останкине проходила осада «Империи лжи». Символично, что палаточный лагерь протестовавших был разгромлен ОМОНом на рассвете 22 июня.
Особенности тех протестных акций заключались в том, что по большей части это была в чистом виде самоорганизация. Компартия была под запретом и лишь в начале 1993-го начала восстанавливать свои структуры. Почти полностью отсутствовала информационная поддержка, в ходу тогда были в основном самодельные листовки.
И всё же народ не оставлял попыток остановить движение Ельцина к диктатуре. Ответом на провалившийся ОПУС стала массовая демонстрация в Москве 1 Мая 1993 года, избитая на подходе к площади Гагарина. Но террор лишь подстегнул людей, и уже 9 Мая они снова вышли на улицы столицы в таком числе, что власть не рискнула ещё раз применить силу, хотя людьми в форме была забита едва ли не каждая подворотня Тверской улицы, по которой шла колонна демонстрантов.
И вот в сентябре — октябре 1993-го ответом на ельцинский государственный переворот стало народное восстание. Стихийное, неподготовленное, с негодными вожаками, которые во главе его оказались случайно, но при всём этом — очень искреннее, страстное и самоотверженное. Оно проиграло. Видимо, в тех условиях и не могло быть иначе. За Советскую власть люди снова сложили головы, и до сих мы доподлинно не знаем, сколько было погибших. Помним имена лишь некоторых… Юная поэтесса Наташа Петухова, в свои 19 лет успевшая поседеть перед лютой смертью… Учёный Александр Солоха, избитый на Пресне ещё 29 сентября и умерший уже после расстрела Дома Советов 7 октября… Капитан-лейтенант Игорь Остапенко — один из немногих действующих военных, сохранивших верность присяге…
Последнее народное восстание в истории России. Останется ли оно таковым — покажет время.
Михаил КОСТРИКОВ
Источник: «Правда»