Польские власти глумятся над собственной историей
Немыслимо! Польские власти заявили на днях, что не видят повода для официальных мероприятий, торжеств по случаю, казалось бы, неоспоримой даты — 75-летия освобождения Варшавы от гитлеровских захватчиков в результате Варшавско-Познанской наступательной операции советских войск зимой 1945 года.
Событие это имело колоссальное значение для страны, её судьбы, ведь никакая другая столица во время Второй мировой не пострадала так чудовищно, оказавшись практически уничтоженной по приказу фюрера, не была втянута активно действовавшим в Лондоне эмигрантским правительством Польши в игру на опережение — по сути в чистую политическую авантюру с Варшавским восстанием. Замыслом его являлось силами подразделений Армии Крайовой во время отступления фашистов занять столицу накануне подхода Красной Армии и заставить Советский Союз признать вожделенную для этого правительства реальность: в стране восстановлена власть буржуазного эмигрантского правительства. Сия постановка задачи не предполагала согласования польских планов с Москвой. Его и не было. То, что это была авантюра, осознали и Лондон, и Вашингтон (см. «Правду» от 17—20 января с.г.).
А вот что говорил маршал Константин Рокоссовский в интервью иностранным журналистам в августе 1944 года: «Речь идёт о политической авантюре, и авантюра эта будет стоить Польше сотен тысяч жизней. Это ужасающая трагедия, и сейчас всю вину за неё пытаются переложить на нас». Так, собственно, и случилось.
Варшава самоотверженными, героическими усилиями советских войск и частей 1-й армии Войска Польского, которые — по политическим мотивам — вошли туда первыми, была освобождена. В боях за город отдали свои жизни свыше 200 тысяч советских солдат и офицеров.
Ныне же из памяти поколений стирается эта дата — 17 января 1945-го. Власти подчёркнуто дистанцируются от неё. И где теперь прочтёшь или услышишь в Польше (особенно после усердных стараний так называемого Института национальной памяти, извращающего те события), что вскоре на столичных Аллеях Ерузалимских, расчищенных от страшных развалин, под звуки «Варшавянки», радушно приветствуемые оставшимися в живых горожанами, шагали маршем бойцы 1-й армии Войска Польского? А на трибуне, принимая этот своего рода парад, находились представители новой, народной власти: Болеслав Берут, Владислав Гомулка, командующий 1-й армией Войска Польского Станислав Поплавский. Президентом Крайовой Рады Народовой Берутом были сказаны, на взгляд нормального человека, слова на века — о том, что польский народ никогда не вычеркнет из памяти, кому он обязан своим освобождением, и скреплённой совместно пролитой кровью сердечной братской дружбой поляки будут всегда благодарить советский народ.
На века, всегда... Но, повторяя за поэтом, пришли иные времена — взошли иные имена. Представитель пресс-службы мэрии Варшавы Магдалена Лань заявила на этих днях, что и говорить, дескать, не о чем: 17 января уже много лет не является официально отмечаемой датой. Вот реалии последнего времени: грубое переиначивание исторических фактов, начавшееся при правительстве Дональда Туска, подхватила в 2015-м национал-консервативная правящая партия «Право и справедливость» — это по её велению отменили воинские почётные караулы у мемориалов павших советских бойцов, затем был официально демонтирован памятник Благодарности Красной Армии в Скарышевском парке Варшавы, а за годы «декоммунизации» их уничтожено по стране около сотни (!). Ампутация памяти!
Освобождение Варшавы принесло не «свободу», а «новую оккупацию». Так без устали твердят польские власти и их подпевалы — местные СМИ. 9 января нынешнего года Польский сейм своей резолюцией зафиксировал: «В развязывании Второй мировой войны Советский Союз виновен не меньше Германии». Правда, есть и такой вот, например, хороший факт. Одна из российских газет в преддверии даты 17 января опубликовала мнение бывшего депутата польского парламента Болеслава Борисюка, который считает, что для немалого числа людей в его стране это очень глубокая история. Приведу точную цитату: «И всё же, несмотря на то, что официально этот день в Польше не отмечают, хочу заверить: и в Варшаве, и в других городах страны происходит возложение цветов — это делают люди, у которых есть понятие исторической памяти».
Позиция нынешнего польского руководства во многом схожа с точкой зрения сегодняшних властей республик Прибалтики. Словом, Польша освобождается, как говорят здесь, от «ложного чувства благодарности». Разумеется, речь идёт по большей части о правящих кругах.
Это именно они навязывают населению своё уродливое видение: подпевая вашингтонским «ястребам», представить и нынешнюю Россию страной-агрессором, существование которой якобы прямо угрожает безопасности «цивилизованного мира».
У меня лично многое связано с Польшей, и тем более было бы больно, если бы большая часть её населения подчинилась, приняла эти «новые веяния». Впервые приехала в эту страну студенткой московского вуза на каникулы к отцу — тогда собкору «Правды» в Польской Народной Республике, где он проработал около 8 лет. Прекрасно помню отстроенную при серьёзном участии советских специалистов Варшаву, полюбила этот очень светлый город. Живы в памяти долгие рассказы-пояснения отца о Варшавском восстании, показанный им чуть ли не в первый день фрагмент стены гетто посреди жилых домов, встречи-посиделки в корпункте газеты со ставшими ему друзьями ветеранами Войска Польского, и всегда так или иначе заходила речь о помощи СССР — и в освобождении, и в безвозмездных поставках тысяч тонн зерна, муки, другого продовольствия, стройматериалов, и в восстановлении после ада разрухи.
Не забыла и как, уже трудясь в АПН (ныне РИА «Новости»), в составе Международного рейда журналистов, посвящённого 40-летию Победы, в который входили представители социалистических стран: Чехословакии, Венгрии, Монголии и т.д., проехала на автобусе через всю Польшу. Не изъять из сердца вдруг словно окаменевшее лицо и разрывающие душу слова одного из ветеранов Войска Польского, когда мы стояли на берегу Одры: «В апреле 1944-го река здесь была алой от крови…» В голове всплыла цифра: между Вислой и Одрой Красная Армия оставила около 600 тысяч своих бойцов.
А сколько прекрасных памятников советским солдатам-освободителям удалось увидеть, начиная от величественных и строгих столичных, чуть ли не обширных полей из крестов на общих братских могилах близ Гданьска до, например, скромного захоронения близ дороги в городе Хойна отца нашего выдающегося певца Магомаева — сержанта 823-го артиллерийского полка Магомета Муслимовича.
С множеством самых разных поляков говорили мы, участники того рейда. И все они высказывали слова признательности советским воинам-освободителям, сражавшимся бок о бок с бойцами Войска Польского, в глазах некоторых стояли слёзы.
Сейчас с улыбкой вспоминаю, как поначалу недоумевала, почему, когда мы в поездке по стране возлагали цветы к многочисленным памятникам советским солдатам, телевизионная камера фиксировалась на мне. Сообразила: я ведь из Советского Союза, страны, спасшей Европу от гитлеровского фашизма, переполнила гордость!..
На днях российское министерство обороны опубликовало рассекреченные документы из фондов Центрального архива военного ведомства. Отмечается, что документы содержат подборку фактов о Варшавском восстании сентября 1944 года. «О мощной немецко-фашистской обороне, которую взломали войска Красной Армии при освобождении Варшавы, рассказывают кадры фотоальбома оперативного управления 1-го Белорусского фронта», — сообщает минобороны. Подчёркивается, что публикация документов и фотоснимков направлена на защиту исторической правды, а также против фальсификации истории.
Возвращаясь к 17 января. Утром у могилы Неизвестного солдата на площади Пилсудского (такие нынче названия) состоялось возложение венков, организованное Союзом солдат Войска Польского. В церемонии участвовало несколько сотен человек: ветераны Войска Польского, активисты патриотических организаций, представители ряда дипмиссий, в частности России и Белоруссии.
Союз солдат Войска Польского обратился с приглашением в мэрию, чтобы та приняла участие в этом событии. Реакция была такой: поручили отвезти венок от мэра Рафала Тшасковского начальнику департамента соцзащиты. Польский же МИД за час до церемонии на своём сайте выразил уважение к красноармейцам, пролившим кровь в борьбе с фашизмом, но заявил, что Красная Армия, освободив Варшаву от оккупации, «не принесла полякам свободы». Всё та же песня… Это ли не глумление над собственной историей?
А ещё 17 января в столице Польши на Мемориальном кладбище на улице Жвирки и Вигуры, где покоятся 21468 воинов Красной Армии, по традиции собрались ветераны, жители города, представители посольства РФ. Ни о каком праздничном салюте речь в этот день, разумеется, не шла.
Татьяна АВЕРЧЕНКО, обозреватель «Правды»
Источник: «Правда»