Подвиг девятой роты: кино и реальность

Подвиг девятой роты: кино и реальность

О войне в Афганистане снято несколько фильмов. Конечно, авторы художественных картин имеют право излагать свой личный взгляд на проблемы войны. Но зритель, погружаясь в фильм, начинает часто оценивать происходящее на экране как документальные события. Так что же в фильмах о войне в Афганистане было вымыслом, а что правдой?

Премьеру художественного фильма Федора Бондарчука «9 рота» в 2005 году ждали с нетерпением многие из тех, кто выполнял интернациональный долг в Афганистане, кто сейчас выполняет свои боевые задачи в «горячих» точках.

«9 рота» – это фильм про современную войну, о тех, кто просто был солдатом на той «афганской» войне. Тем более, что эта тема практически никак не была ранее показана на отечественном экране. Исключение составляет только «Афганский излом», снятый режиссером Владимиром Бортко в 1991 году, который воины-интернационалисты не любят за участие в нем итальянского актера Микеле Плачидо и за безысходность в сюжетной линии фильма.

Автор этих строк в конце восьмидесятых годов был на премьере этого фильма в кинотеатре «Юность» города Волжского Волгоградской области и, тогда еще не посвящённый в суровую правду войны, был крайне удивлен такой странной подачей материала в кинокартине. Получалось, по «Афганскому излому», советские воины – это захватчики и агрессоры, а не воины-интернационалисты, как тогда преподносилось официальной пропагандой. Правда, фильм был снят явно из политических конъюнктурных посылов тогдашнего руководства СССР во главе с Михаилом Горбачевым, так как общественное мнение в стране и за рубежом надо было подготовить к оправданию необходимости вывода советских войск из Афганистана.

Так что «9 рота» – второе большое кинополотно об «Афгане» и войне, которую советское государство вело на протяжении 10 лет в Афганистане с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989 года. Создатель этого блокбастера Федор Бондарчук не претендует на точность исторических событий, тем более, в огромном потоке рецензий на выход этого фильма прозвучала очень интересная информация – сценарий был написан бывшими военнослужащими 9 роты – участниками описываемых событий. Правда, все как они там описали – это право авторов, но многие кинорежиссеры отказались от реализации этого проекта. Согласился только один – Федор Бондарчук, который в одном из своих интервью говорит, что фильм процентов на 60 основан на реальных событиях.

Сценарий фильма «9 рота» был завизирован военным консультантом картины – бывшим министром обороны Павлом Грачевым, Героя Советского Союза получившим в Афганистане. «Это будет лучший фильм об афганской войне», – написал генерал на титульном листе. К сожалению, Павел Сергеевич Грачев скончался 23 сентября 2012 года в 3-м Центральном военном клиническом госпитале имени А. А. Вишневского.

Мне, как зрителю, побывавшему на второй чеченской войне, любящему и знающему отечественный и зарубежный кинематограф, захотелось высказать несколько личных суждений.

Во-первых, в фильме, в словах капитана разведки звучит утверждение, что «За всю историю никто и никогда не сумел завоевать Афганистан». Данное суждение разведчика-капитана очень схоже с финалом «Афганского излома», когда герой Микеле Плачидо погибает от рук мальчика-афганца, стреляющего ему в спину. Таким образом, создатели фильма подводят зрителя к мысли, что Афганистан победить нельзя, ведь там даже дети воюют.

Это не соответствует исторической действительности. Афганистан покорялся, и не один раз, например, в средние века «узбек» Бабур прошел огнем и мечом по Афганистану, и затем ушел в Индию, где основал династию Великих Моголов. Что касается более позднего периода, то в ХIХ веке началась эпоха англо-афганских войн. Интересно, что поводом для первой и второй войн (1838-1842 и 1878-1880 годы) послужил отказ афганских правителей прервать дипломатические отношения с Россией.

В 1881 году, усадив править Афганистаном марионеточное правительство, проводящее политику Британии, английские военные из Афганистана ушли. Они одержали победу, и больше там им делать было нечего. В этот же период, в 1885 году, русский экспедиционный отряд генерала Комарова разгромил 8 марта 1885 года афганскую армию, которая под руководством английских военных советников пыталась вытеснить русских из района Кушки и взять под контроль территорию нынешней Туркмении. Итогом этого военного поражения стало заявление эмира Афганистана Абдуррахман-хана о том, что эта территория должна отойти к России. Такая вот историческая правда о «непокоренном Афганистане»…

Поэтому заявление офицера-разведчика в фильме ставит вообще под сомнение его профпригодность – хорош разведчик, не знающий историю страны, в которой он воюет.

Во-вторых, подлинная история 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка такова: в конце 1987 года рядом с пакистанской границей проводилась операция «Магистраль». Девятая рота обеспечивала проход транспортной колонны в провинции Хост и была выставлена на самую дальнюю высоту, которая получила название «3234» (так она обозначается и в фильме Бондарчука). Рота находилась на большом удалении от главных сил полка.

Бой начался 7 января 1988 года (в фильме в январе 1989 года), когда душманы (это был отряд Усамы бен Ладена «Черные аисты») обкурились и в наглую поперли на позиции «шурави». Боевики бен Ладена не пригибались, даже когда в них стреляли из крупнокалиберного пулемета. Первая атака пришлась на вынесенное пулеметное гнездо гвардии младшего сержанта Александрова. Он сумел обеспечить отход товарищей на другую позицию и отстреливался до тех пор, пока пулемет не заклинило. Когда противник подошел ближе, он метнул пять гранат и погиб от разрыва гранаты.

Далее пошло по нарастающей, в общей сложности позиции десантников были атакованы душманами двенадцать раз с трех направлений, в том числе и через минное поле. Штурм продолжался двое с половиной суток. Все это время осуществлялась мощная поддержка артиллерией, так как среди защитников высоты «3234» был корректировщик. На отдельных участках враг подошел на 50 метров, а иногда и ближе. В критический момент подоспел разведвзвод, сходу вступивший в бой и окончательно решивший исход боя в пользу советских десантников. Результат – сотни душманских трупов. Из 39 оборонявшихся погибло шестеро, 12 получили ранения (далеко не самый печальный итог боев на афганских перевалах) двое – Вячеслав Александров и Андрей Мельников – посмертно награждены званием Героя Советского Союза.

В фильме же гибнет вся рота, остается в живых лишь один солдат. Но такого в Афганистане – просто не было. Не гибли там в безвестности ротами. И уж точно не были брошены и забыты. Случаев массовых потерь было несколько, но они все хорошо известны общественности: это драма угоревшей на Саланге в тоннеле колонны, когда от отравления угарным газом погибли 176 человек; Шутульская трагедия – когда за сути боя 682-й полк 108-й дивизии потерял 20 человек погибшими, из которых 17 замерзли ночью на леднике; Мараварский бой в ущелье Хазара 1-го батальона 682-го мотострелкового полка, когда из-за паники и неразберихи погибло 60 человек. И каждый из этих случаев становился поводом для серьезного расследования, после которого делались самые жесткие выводы.

Но не всегда было так плохо, к примеру, в той же операции «Магистраль», где совершила свой подвиг 9 рота 345-го ПДП, в провинции Пактика с целью организации бесперебойной доставки народнохозяйственных грузов из Гардеза в Хост через территории пуштунских племен, всего погибло 20 человек и 68 было ранено, но была прервана многолетняя блокада административного округа Хост. Руководил операцией командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Что касается 9-й роты 345-го ПДП, то начиная с первого обстрела высоты «3234» за обстановкой на ней следили все, включая командующего ОКСВ генерал-лейтенант Бориса Громова, а командир полка Валерий Востротин регулярно докладывал ему о складывающейся обстановке на высоте. Роту постоянно прикрывала наша артиллерия. По версии Федора Бондарчука в его фильме, командир полка даже не знал, что погибает его девятая рота.

Кстати, Валерий Востротин – Гвардии генерал-полковник, участник боевых действий в составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, командиром роты принимал участие в штурме дворца Амина в декабре 1979 г., а также курировал действия 9-й роты в бою за высоту 3234; был дважды ранен (один раз – тяжело) – посмотрел фильм «9 рота», сравнил его с еще советским фильмом «про Афган» с обаятельным итальянцем Микеле Плачидо в главной роли и назвал его «позором отечественного кинематографа». Правда, как он оценил потом «9 роту», автор статьи не знает.

Герой Советского Союза Валерий Востротин с 1994 по октябрь 2003 занимал должность заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 7 декабря 2003 г. был избран в Государственную Думу Российской Федерации четвёртого созыва. В начале октября 2011 года был избран председателем «Союза десантников России».

Как оценили фильм «9 рота» Герои Советского Союза генерал Борис Громов и генерал армии Валентин Варенников (скончался 6 мая 2009 года в госпитале имени Бурденко, где проходил реабилитацию после сделанной в январе 2009 года сложной операции в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге), которые на протяжении ряда лет были «самыми главными» в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане (ОКСВ), неизвестно.

Всего за время афганской войны было проведено 416 плановых операций против афганских моджахедов, но наряду с этими советские войска вели и неплановые боевые операции, которых было 220.

Когда в сентябре 2001 года коалиция войск во главе США начали боевые действия в Афганистане против террористической организации «Талибан» и центров Аль-Каиды, российские вооруженные силы в рамках международного сотрудничества в борьбе с терроризмом предоставили отечественные тактические разработки боевых действий в Афганистане в 80-х годах. Пентагон, взявший их на вооружение, дал очень высокую оценку профессионализму наших офицеров.

Сравнивать действия советских войск и американских сейчас сложно, масштабы не те, но вот по известным итогам войсковых операций армии США, можно сделать кое-какие выводы. Самой крупной операцией американских войск в Афганистане с начала боевых действий в 2001 году в рамках «Несгибаемой свободы», считается операция «Анаконда» по ликвидации бандформирований в провинции Пактика. В ней участвовало 2 тысячи американских и тысяча афганских военнослужащих, в ходе боев было уничтожено более 300 экстремистов, остальные 400 смогли скрыться в пещерах. Потери американцев при этом составили 60 человек убитыми и 300 ранеными. Талибы в плен захватили 18 американских военнослужащих и впоследствии расстреляли их.

Вооруженные силы США были выведены из Афганистана 31 августа 2021 года, что завершило операции «Страж свободы» и «Решительная поддержка» НАТО. США и их союзники вторглись в страну в 2001 году, после терактов 11 сентября, в результате чего война стала самым продолжительным вооружённым конфликтом в истории США.

За почти два десятилетия в Афганистане погибли тысячи военнослужащих американской армии и вооруженных сил стран – союзников США по НАТО. Так, потери ВС США оцениваются более чем в 2461 человек погибшими и 20 722 человека ранеными до середины 2019 года. При этом не учитываются потери частных военных компаний, среди бойцов которых также было немало американских граждан. КСИР Ирана озвучивает цифру в 5800 погибших американских солдат, отмечая, что в официальные данные не включили военнослужащих армии США с иностранным гражданством, которых не так и мало.

Общее число убитых солдат в Афганистане общее 3 612 человек, включая и американские потери: Великобритания – 457 человек убитых и 7 186 раненных и травмированных; Канада – 159 погибших; Франция – 90 убитых; Германия – 62, Италия – 53, Польша – 44, Дания – 43, Австралия – 41, Испания – 35, Румыния -27, Нидерланды – 25, Турция -15, Чешская Республика – 14, Новая Зеландия – 10, Венгрия – 7, Швеция – 5, Финляндия -2.

В состав войск коалиции входят воинские формирования бывших советских республик, ныне стран ЕС, которые также несут невосполнимые потери: Латвия – 4 погибших и не менее 10 военнослужащих ранены, Литва – 1 погиб и ранены 13 военнослужащих, Эстония – убиты 9 военнослужащих, Грузия – 32 человека погибло и 132 военнослужащих ранено.

Отдельно хотелось бы сказать о судьбе раненых. В Афганистане (как совсем недавно в Ираке) практически ничего не говорится о ранениях, точнее, о степени их тяжести. Проще говоря, рядовой, потерявший обе ноги, правую руку и часть лица среди безвозвратных потерь не числится. В ходе боевых действий на одного убитого солдата приходится 10 раненых. Этот «достаточно низкий» показатель гибели военнослужащих достигается благодаря бронежилетам и каскам из кевлара. Однако именно эта амуниция, защищая жизненно важные органы, по мнению хирургов, и ведет к повышенной травматичности и тяжелым увечьям. Среди возвращающихся из районов боевых действий раненых американцев процент изуродованных людей с ампутированными одной или двумя конечностями и обезображенными лицами «необычайно высок».

Официальная статистика потерь учитывает только военнослужащих – граждан США. Однако в американской армии проходят службу и граждане других государств, заинтересованные возможностью получить так называемую зеленую карту – вид на жительство в США – после службы в «горячей точке». На практике доля неамериканцев в общей численности армейского контингента США доходит до 60%. Эти бойцы являются чем-то средним между контрактниками и наемниками, воюющими за деньги (или за вид на жительство). Потери среди данной категории военнослужащих не являются объектом официальной статистики Пентагона, то есть их не учитывают.

Советская Армия на чужой территории в тяжелейших боях в горах теряла в среднем 1668 человек в год. Потери противника за то же время составили несколько больше – поговаривают, что миллион душманов было уничтожено за десятилетие афганской войны.

Советская Армия ушла из Афганистана непобежденной, выполнив свои задачи. Да, это была настоящая война, там гибли наши солдаты. Однако никакой «кровавой бойни» там не было. Точнее – была, но не для нас.

Многим кажется, что война в Афганистане была «бессмысленной», но все-таки лучше, когда родная армия защищает Родину малой кровью и на чужой земле, чем когда банды головорезов захватывают у нас родильные дома, театры и школы.

И, наконец, последнее. Всех, кто видел «9 роту» Федора Бондарчука, впечатлила гибель «дембелей-афганцев» в сбитом «стингером» транспортнике АН-12. Эпизод удался на славу, благо готовился 17 дней и обошелся в 450 тысяч долларов (весь бюджет картины – 9 млн. долларов), – рвет душу зрителю бессмысленностью и ужасом. Компьютерная анимация впечатляет натурализмом. Только вот за всю войну в Афганистане был сбит всего один ИЛ-76, на борту которого погибли 29 человек, включая экипаж. Самолет был сбит на подлете к Кабулу и никаких «дембелей», соответственно, на его борту не было.

Если говорить о самих героях, то сложно сказать, что они служат в Советской Армии образца 80-х годов. В их экранной речи (видимо для максимальной приближенности к действительности) грубость, мат-перемат на протяжении всей ленты. Каждый из героев фильма прописан слабо, что не отличает их друг от друга, порой даже внешне. Не случайно не называю ни одного по имени, а вернее прозвища, под которыми они действуют в картине. Потому что просто не запомнил ни одного. Ну, разве что Воробья в исполнении 24-летнего Алексея Чадова. Его сцена подрыва на гранате, действительно, сыграна здорово и жизненно.

Конечно, если не особенно вдаваться в детали исторической действительности, мне, как зрителю, невольно приходилось отмечать, что действие фильма «9 рота» очень напоминает американский «Взвод» Оливера Стоуна. Фильм, который я очень люблю и уважаю автора и режиссера потому, что Стоун создавал фильм-память о своем вьетнамском прошлом. Провоевав два года в джунглях, он вернулся домой солдатом, прошедшим ад вьетнамской войны, и, как фронтовик, хотел рассказать о себе и своих боевых друзьях, что он и они пережили. Если бы он после этого фильма ничего бы не снимал, он навсегда остался бы в истории американского кино как автор правдивой ленты о молодых парнях, которые были в одном взводе на войне в Индокитае.

Из-за длительного подготовительного периода к съемке фильма «9 рота», который по мере поступления средств создавался 6 лет, Федор Бондарчук чуть было не потерял приоритет на название фильма, так как другой кинорежиссер Владимир Бортко, режиссер «Афганского излома», по сценарию Бориса Подопригоры снимал картину со схожим названием «6 рота». Там тоже рассказано про десантников, но уже в ходе контртеррористической операции в Чеченской республике. Это фильм о героической гибели личного состава 6 роты псковской дивизии ВДВ в феврале 2000 года в бою около селения Улус-Керт, когда она встала на пути крупного бандформирования численностью 1,5 тысячи боевиков под командованием Хаттаба, которое пыталось вырваться из окружения. Шестая рота стояла до конца, сутки сражалась в одиночестве и вся погибла, но бандиты, понеся страшные потери, с трудом смогли уйти от преследования федеральных сил в горы, тогда было уничтожено 550 бандитов.

Все, что там было, в подробностях знаю я, в это время мне пришлось побывать в служебной командировке в Чеченской республике в качестве сотрудника пресс-службы Объединенной группировки войск и сил в Северокавказском регионе (ОГВС). А вот во время второй командировки зимой-весной 2002 года при замене руководителя пресс-службы ОГВС появился полковник Борис Подопригора, который будучи начальником пресс-центра, скрупулезно собирал все свидетельства из разных источников о подвиге шестой роты и написал жизненный и очень правдивый сценарий о подвиге и гибели десантников зимой 2000 года. Сам автор – полковник запаса Подопригора, участник семи военных конфликтов, кавалер двух боевых орденов, талантливый журналист, литератор, сценарист, публицист, как поэт, наибольшее количество раз находившийся в горячих точках, вошел в Книгу рекордов Санкт-Петербурга в 2003 и 2005 годах, член творческого коллектива, удостоенного высших кинематографической и телевизионной премий РФ в 2004 году – ТЭФИ и «Золотой орел» – как соавтор сценария телесериала «Честь имею», политолог, член Экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников Государственной думы РФ.

Вот о фильме, который потом сменил свое название и появился в прокате как «Честь имею» могу сказать: это фильм о войне. И, хотя, как и любое художественное полотно, имеет право на вымысел, очень правдиво повествует о подвиге и жизни ребят в боевых условиях, так как военная обстановка выписана настолько реально, что кажется, что сам побывал на войне.

Тема героизма 6-й роты неоднократно воспроизводилась на киноэкране, так, режиссер Виталий Лукин снял художественный фильм «Прорыв» в 2006 году. Он тоже основан на реальных событиях в начале второй чеченской кампании. Повествует о подвиге бойцов 6-й роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ.

А вот режиссер Андрей Малюков, создатель российского многосерийного фильма 2006 года «Грозовые ворота» снял его по мотивам романа Александра Тамоникова «Рота уходит в небо» (после премьеры фильма несколько раз переиздавался под названием «Грозовые ворота»). По признанию автора, все совпадения сюжета с ходом реального боя на высоте 776 в 2000 году случайны, так как бой произошёл уже после того, как большая часть романа была написана. Бой у высоты 776 – эпизод Второй чеченской войны, в ходе которого 29 февраля – 1 марта 2000 года 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ под командованием подполковника М.Н. Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-Керт – Сельментаузен, на высоте 776.

К подвигу 6-й роты Псковской дивизии ВДВ кинематографисты еще не раз будут обращаться, так как мы должны больше говорить о наших ребятах героях-десантниках, которые совершили свой подвиг в 6-й или 9-й роте, а в общем, вне зависимости от места несения службы для защиты отечества.

Фильм «9 рота» Федора Бондарчука – это кинопроизведение создавалось для западного зрителя, поэтому лента снята по современным технологиям, очень интересная операторская работа, хорошие спецэффекты, практически полное правдоподобие происходящего – это первый наш отечественный фильм, сделанный на голливудском, то есть технологически современном уровне.

Воины-«афганцы» говорят, что в фильме не все правда, но это лучшее кино о той войне, а от себя добавлю – потому, что другого пока нет. Смотреть фильм нужно, но этот фильм не про Афганистан – это блокбастер на тему «Афган». Поэтому при просмотре следует помнить правду о том, что на самом деле произошло с 9 ротой 345-го парашютно-десантного полка, и как это было действительно с исторической точки зрения.

Ведь защищают Родину обыкновенные солдаты, а они сами и их родные вправе знать правду о войне в Афганистане! Жизнь у них поделилась – до войны, война, а будет ли после войны? И у кого из них будет это «после войны»...

Это было еще то время, когда в Армию могли пойти, лишь бы не попасть в тюрьму; в военкоматах пытались найти «убежище», спасаясь, к примеру, от нежелательных походов в ЗАГС, и даже «убегая» от долговых обязательств. То есть, в штрафные роты попадали те, кого тогдашняя власть считала неблагонадежными. Их-то и отправляли в Афганистан.

***

Дебютом в режиссерской карьере Федора Бондарчука стал художественный военный фильм «9 рота», выпущенный в прокат в 2005 году. В нем рассказывается о войне в Афганистане в конце восьмидесятых, когда солдаты еще мощной, но уже подходившей к концу своего жизненного пути сверхдержавы СССР в течение девяти лет, подчиняясь высшим интересам своей родины, отдавали жизни на чужой территории, можно даже сказать – в совершенно другом, мусульманском мире. Цель была проста и в то же время важна как в стратегическом, так и в экономическом плане. Захват Афганистана гарантировал получение безопасной границы с юга, плюс – контроль над территорией, которая не одну сотню лет служит объектом пристального внимания других стран – потенциальных противников.

Действо картины концентрируется на небольшой группе призывников-«срочников»: Воробье (Алексей Чадов), Чугуне (Иван Кокорин), Стасе (Артем Михайлов), Джоконде (Константин Крюков), Рябе (Михаил Евланов) и Лютом (Артуре Смольянинове), которым «посчастливилось» попасть в роту, направляющуюся после «учебки» — прямиком в окопы Афганистана. У них было небольшое преимущество – в отличие от большинства призывников, изучивших лишь стандартный «курс молодого бойца», девятая рота в течение трех месяцев подготавливалась к боевым действиям и реалиям войны.

Однако радоваться парням было нечему. Их «дрессировкой» занимался настоящий монстр, к тому же и контуженный – старший прапорщик Дыгало. Но за всеми его зверствами и нередкими срывами кроется лишь одно – желание защитить подопечных, дать им все, что знает сам, навыки, которые позволят им выжить и не стать мишенью в первые же дни. На историческую действительность картине вряд ли стоит претендовать, так как для создания большей драмы и донесения своих собственных взглядов и идеологии, режиссер Федор Бондарчук довольно свободно оперировал фактами и цифрами. Если же смотреть его без предвзятости, и именно, как драму – картина, несомненно, удалась, а уж как дебют – точно.

Автором оригинального сценария выступил Юрий Коротков, и, надо заметить, он со своей задачей справился. Даже такой стандартный набор персонажей – по сути простых и понятных уже на первых минутах, нисколько не портит картину, а лишь заставляет проникнуться к ней интересом, сразу выделить своих «любимчиков», переживать. Отдельной похвалы заслуживают диалоги – настоящие, не «деревянные», что очень редко встречается в кинематографе. Ведь то, что на бумаге радует глаз и ум, при попытке воспроизведения это вслух – просто вгоняет в ступор неискренностью и наигранностью. Диалоги Короткова этим не страдают, и даже небольшое количество матерных слов вставлено именно там, где необходимо, и именно в том количестве, что требуется. Не придраться. Здесь стоит отметить – за основу Юрий Коротков брал реальные факты и события того времени. Девятая рота 345 отдельного полка ВДВ, или как ее называли «девятка» — на самом деле стала чуть ли не легендарным и не самым известным армейским подразделением за всю войну. Актеры со своей стороны также приложили все усилия – еще до съемок основной их состав встретился с ветеранами Афганской войны, для сбора информации. Некоторые из них стали прототипами реальных людей.

Съемки «9 роты» начались в конце мая две тысячи четвертого года и закончились двенадцатого октября. В общей сложности, на все передвижения съемочной группы ушло сто пятьдесят дней, из них сто одиннадцать заняли исключительно съемки. Помимо группы и основных актеров, общей сложностью в количестве полторы сотни человек, к съемкам было привлечено более двух тысяч статистов. Три четверти из них - это военнослужащие самых разных подразделений и войск.

География съемок также впечатляет своим размахом – четыре страны: Россия, Украина, Узбекистан и Финляндия. Были задействованы около двух десятков объектов этих стран, среди которых такие известные, как Старый Крым, скалы Роу, город Саки, Балаклава, Ангарский перевал. Стоит отметить, что съемочной группе активно помогали и обеспечивали всяческую поддержку на местах, причем самые высокие ведомства – начиная от министров обороны и заканчивая самими президентами.

Бюджет картины составил девять с половиной миллионов долларов – и те, кто упрекает создателей в непомерно «раздутом» бюджете и поговаривает о «распилах», видимо, не знакомы с тем, с чем пришлось столкнуться съемочной группе. Вся военная техника - от автомобилей до вертолетов была предоставлена армией. В связи с этим художникам-постановщикам пришлось полностью перекрашивать ее в соответствии с расцветкой техники тех времен. Сюда прибавляются и желто-синие, под цвет флага - учебные городки и казармы. Для этих целей была скуплен весь запас акриловой краски в Симферополе - а это, примерно 1 тонна краски. Слишком много? Но не стоит забывать о том, что потом необходимо было всей технике и строениям снова придать первозданный вид - то есть, перекрасить заново. Также, для съемок было привезено четыре вагона всевозможного реквизита, к которому прибавились закупленная в самом Афганистане одежда для моджахедов, около трехсот костюмов.

Самой дорогой сценой стал зрелищный взрыв и падение самолета. На ее подготовку ушло более двух недель и затрачено полмиллиона долларов, с учетом постобработки. А самая сложная и трудоемкая в техническом и ресурсном плане, безусловно, сцена подрыва «афганского» кишлака, занявшего территорию в два гектара. На то, чтобы его отстроить, причем по классической методике - из глины, у бригады ушло четыре месяца. Пока не начались съемки, этот объект стал любимым местом у туристов с округи, ведь он находился совсем рядом с популярным курортным поселком – Коктебелем. Когда же наступила финальная и самая ответственная стадия, ради которой все это и делалось – подрыв кишлака, неожиданно подкачала погода, и съемку перенесли. Кишлак уже был набит под завязку взрывчаткой (девять тонн), и военные организовали усиленную охрану опасной декорации. На следующий день, как только специальный человек рассмотрел и дал знак о том, что скоро будет просвет в облаках, кишлак был взорван.

Еще один эксцесс произошел на съемках сцены «Обстрел высоты», когда случился пожар. Огонь начал распространяться так быстро, что решено было вызвать пожарников. Те приехали за минуты, признавшись, что им уже сообщили о пожаре, так как «Весь Крым знает - «9 рота» горит!».

Преследовали создателей и курьезы во время съемок сцен с вертолетами. Так, когда два вертолета совершали круг над горами в одном из карьеров Старого Крыма, чтобы сделать еще один дубль – им навстречу неожиданно вылетел дельтапланерист. С большим трудом пилотам удалось разминуться с экстремалом, который долго потом рассказывал всем желающим, что принимал участие в съемках «9 роты». Еще больших проблем могли принести Бондарчуку и его коллегам съемки в Бекетово. По задумке - вертолеты должны были очень низко пролететь со стороны Фобоса. По стечению обстоятельств, именно в тот день, в резиденции президента Украины состоялась трехсторонняя встреча глав государств. И если бы президент России не уехал раньше, то его охрана наверняка среагировала бы оперативнее, и неизвестно, чем бы это закончилось для виновных и будущего картины. В этом же случае, все отделались лишь легким испугом и вызовом режиссера Федора Бондарчука на «разбор полетов».

Финальный зрелищный и жестокий бой отсняли в Крыму, в месте под названием Кучук-Янышар. Для того чтобы отстроить позицию, было привезено три десятка КрАЗов бута и дюжина – с облицовочным камнем. Огромные многотонные каменные глыбы привозили из того же карьера, что и камни – Старокрымского.

А однажды привезли кое-что поменьше, но не менее занятное. Один из ассистентов по подбору реквизита, вернулся из Симферополя с маленьким щенком. Собачку тут же окрестили Миной, и в течение пары дней она стала любимицей всей съемочной группы. Мине даже отвели небольшую роль в фильме. После завершения работы собаку забрали в Москву, и там подросшая «актриса» получила вторую роль – в одном из фильмов Аллы Суриковой.

Огромную работу на стадии постобработки провел над картиной оператор-постановщик. В те годы, российские киноделы еще не признавали цифровые камеры, и за период съемок было получено около семидесяти километров пленки! Максиму Осадчиму с ассистентами понадобилось более полутысячи рабочих часов, на то, чтобы произвести задуманную цветокоррекцию по добавлению оттенков.

Отдельного упоминания заслуживает работа со звуком. Звукорежиссер Кирилл Василенко вместе со своей группой записал в армейских частях более двадцати часов фоновых звуков — военной техники, всевозможного оружия. Его монтажом уже занимались несколько бригад специалистов. Плюс к этому – в Москве были записаны или созданы звуки, атмосферные шумы, диалоги. Были также привлечены специалисты из Питера и Австралии. Координацией и конечной обработкой полученного материала занимались в лондонской студии «Pinewood SheppertonStudios», той самой, что работала над такими фильмами, как «Падение Черного ястреба», «Чарли и Шоколадная Фабрика» и всеми без исключения частями похождения спецагента 007 – Джеймса Бонда. Дебют Федора Бондарчука – второй за всю историю российского кинематографа фильм, который прибегнул к услугам этой британской студии. Первым стала работа отца Федора – Сергея Бондарчука, «Ватерлоо», тридцать пять лет назад.

Картина «9 рота» стала самым кассовым фильмом в прокате за две тысячи пятый год. Уже за первый уикенд ей удалось практически покрыть бюджет, собрав около восьми миллионов долларов. В общей сложности – кассовые сборы составили двадцать пять с половиной миллионов. Это первый фильм, созданный в посткоммунистической России, сборы которого превысили отметку в двадцать миллионов.

Работа Федора Бондарчука была отмечена номинациями и победами на многих российских фестивалях и премиях, среди которых: «Золотой Орел» «MTV-Россия», «Ника». «9 рота» также была представлена от России на «Оскар» в две тысячи шестом году.

В основу сценария Юрия Короткова легли реальные события. 9 рота 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка была чуть ли не самым легендарным подразделением Советской Армии в Афганистане. Многие называли ее «штрафной ротой», так как попадали туда в основном отпетые хулиганы и бывшие «трудные подростки». Но именно из «Девятки» вышло наибольшее число Героев Советского Союза.

Однажды во время съемок в Старокрымском карьере два вертолета МИ-24 делали круг над горами, чтобы снять еще один дубль. В это время им навстречу вылетел… дельтапланерист. С трудом удалось избежать столкновения. После этого случая Федор Бондарчук отправил людей по всем окружающим горам, чтобы найти место, откуда злополучный дельтаплан совершил свой полет. Стартовая площадка так и не была найдена. Зато дельтапланерист потом еще полгода с гордостью рассказывал всем историю про то, как он участвовал в съемках «9 роты».

Роль Погребняка («Хохла») могли сыграть Николай Фоменко и Владимир Машков, но в итоге ни тот, ни другой не смогли принять участия в съемках. В итоге Федору Бондарчуку пришлось примерить форму «прапора» на себя.

Моджахеды снова пошли в атаку, примерно в 18:00. 9 рота продолжала держать оборону. Моджахеды атаковали участок, который защищал взвод старшего лейтенанта Сергея Рожкова. Снова был уничтожен крупнокалиберный пулемет, и его заменили полковой артиллерией. Снова моджахеды не смогли занять высоту. Во время атаки погиб рядовой Анатолий Кузнецов.

Сопротивление 9-ой роты приводило душманов в бешенство. В 19:10 они снова пошли в атаку, применяя уже психологические методы – шли в полный рост с пулеметами, невзирая на потери личного состава. Но этот трюк не вызвал страха и паники среди солдат, и снова попытка взять высоту оказалось неудачной.

Следующая атака началась в 23:10, и была самой жестокой. Командование моджахедов поменялось, и они тщательно к ней подготовились. Они расчистили минное поле, подбирались к высоте, но и эта попытка была отбита, причем с еще бОльшими потерями моджахедов. Двенадцатая по счету атака началась 8 января, в 3 часа ночи. К этому времени советские бойцы устали, у них кончались боеприпасы, и они готовились смертельному окончанию обороны высоты 3234. Но в это время подошел разведывательный взвод во главе с лейтенантом Алексеем Смирновым, который откинул моджахедов. Прибивший взвод вовремя подвез боеприпасы, и усилившийся огонь решил исход боя. Душманы были отброшены. С этого момента бой у высоты 3234 был окончен.

Бой у высоты 3234 — одна из ожесточенных схваток в Афганской войне. Этот бой вошёл в историю как подвиг 9 роты. 7 января 1988 года афганские моджахеды предприняли атаку на высоту с целью открыть себе доступ к дороге Гардез-Хост. Боевая задача бойцов девятой роты стояла в том, чтобы не допустить прорыва противника к данной дороге.

Николай ВАРАВИН, историк, полковник милиции в отставке, ветеран боевых действий на Северном Кавказе

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024