Почему нас растят «Иванами, не помнящими родства»?
Предположим, вы знакомитесь с человеком. Также предположим, что вы не конченый эгоист, что он вам интересен и вы хотите узнать его поближе, а, может, в чем-то ему помочь. Что вас в этом случае будет интересовать? Конечно, вы захотите собрать информацию об этом человеке, прежде всего его биографию: семья, учеба, работа, увлечения, место жительства, яркие моменты из жизни. Если вы готовы оказать помощь и поддержку, то уж точно вы спросите о первопричинах проблемы, о ее развитии. Иначе у вас ничего путного не получится.
Или, предположим, врач собирается лечить больного. Что он в первую очередь должен изучить? Правильно, историю болезни. А еще он должен узнать о сопутствующих заболеваниях, да и в целом оценить физическое или психическое состояние человека. Причем не вырванное из контекста, а как результат развития длительных процессов. В противном случае он скорее навредит, чем вылечит.
Ну, а теперь представим, что вы планируете заняться политикой. И даже не важно, метите вы в президенты или просто на митинг протестовать вышли. В любом случае вы хотите участвовать в жизни страны. И уровень проблемы не играет роли, потому что даже самое глухое село не на Марсе расположено, а в конкретном государстве – России. Если вы настроены серьезно, то вам просто необходимо изучить историю вопроса, как на местном уровне, так и в масштабах всего государства.
Думаете, что тут и без погружения в историю можно обойтись? Вы серьезно? Нет, так не работает. Если уж болезнь отдельного человека нельзя рассматривать в отрыве от истории болезни и самого человека, то болезни общества и подавно.
Поговорим конкретно. Зачем нам знать и понимать историю, если мы занимаемся политикой здесь и сейчас:
1. То, что мы видим перед глазами, не возникло из ниоткуда, а является продуктом долгого, порой противоречивого развития, зачастую с многовековыми корнями. Возьмем в качестве простого и понятного примера государственные границы. Зачастую споры вокруг них восходят аж к средневековью, а современные войны за передел территории являются отголосками событий тысячелетней давности. Возьмите любой другой пример из жизни государства и общества, и вы увидите нечто подобное.
2. Если вы не желаете идти наощупь и в темноте наступать на грабли, то без знания истории вам не обойтись. Она подскажет вам, как избежать многих ошибок. Многое уже было использовано на практике. Надо только научиться не слепо его копировать, а творчески переосмыслять и применять в соответствии с требованиями современности.
3. Очень часто пропагандисты вешают лапшу на уши, примеряя к историческим событиям современные реалии, вырывая их из контекста эпохи. Ну, вот, попробуйте примерить к нашему времени стандартную для времен феодальной раздробленности ситуацию, когда какой-нибудь удельный князь, пойдя войной на соседей, начинает «делать их землю пусту». Это же будет выглядеть как дикость, перед которой меркнут зверства нацистов. Но тогда это означало не более чем подрыв экономической базы соперника и никем не осуждалось. А ведь может найтись «доброжелатель», который преподнесет это как свидетельство варварства и дикости нашего народа. И не отмоетесь, если не будете знать и понимать свою историю.
4. Привычки, традиции, повадки людей тоже имеют исторические корни. Не осознаете корней – не поймете народ. Подобные вещи имеют огромную инерцию, на столетия переживают эпохи, в которые они формировались. Если вы хотите искоренить или, наоборот, поддержать некие особенности общественного сознания, действуя по ситуации и не вникая в историю их формирования, вы рискуете в лучшем случае остаться непонятыми.
5. Ну, и, наконец, если вы любите свою страну, свой регион, свой район, свой город, поселок, село или деревню, гордитесь ими, желаете им счастья и процветания, то неплохо было бы укрепить причины своей любви и гордости. Иначе ваши чувства будут непрочными и шаткими под внешним воздействием. А вы уж поверьте, нам есть, чем гордиться в своей истории.
Вот, на последнем утверждении как раз и остановимся подробнее. Задайте себе вопрос: много ли вы знаете конкретных примеров в истории нашего отечества, которые вызывают у вас неподдельную гордость? Если все ваши знания по истории в основном укладываются в интервал последних 20-30 лет, то, пожалуй, что немного. Но ведь Россия не пару десятков лет назад образовалась. Ей уже больше тысячи лет. И это, между прочим, все та же страна, пусть и прошедшая через разные эпохи.
Ну, может, это и не нужно? Может, все прогрессивное человечество давно поставило крест на прошлом и тупо устремилось в будущее? Да нет, представьте себе, в других странах так не считают. Возьмите США. Там, может быть, не все детишки получают в школе разностороннее, политехническое образование. Но уж, что ни говори, а родину любить их учат. Хоть и в контексте «национальных интересов», с искажением фактов, но свою историю они изучают. Главное – они получают подробную информацию о своих президентах, о своих героях, о своих свершениях, победах. Все это воспитывает в гражданах США чувство национальной гордости, ощущение сопричастности к истории своей страны, к ее величию.
А теперь посмотрим на нас. Что нам рассказывают об истории России? Как нас учат любить родину? Посмотрите исторический ролик, который показывают посетителям Ельцин-центра. Это квинтэссенция нашей идеологии в историческом разрезе.
Получается так. Древность – это деспотизм, опричнина, самоуправство монархов и рабство подданных. Вроде бы в начале XX века «захрустели французские булки», но тут пришли к власти большевики и начался такой мрак, что ни в сказке сказать. И вот только теперь, с начала рыночных реформ, Россия наконец-то стала нормальной страной. Собственно, вся предыдущая эпоха – это лишь прелюдия к светлому ельцинско-путинскому времени.
Почему так? Да как раз потому, что сейчас гордиться нечем. Как из этой ситуации выпутываться? Да очень просто. Надо всего лишь доказать, что раньше было еще хуже, и дело с концом. И ни к чему пробуждать интерес к собственной истории. Вдруг начнут копаться, сравнивать.
А мы продолжим сравнивать реалии наши с реалиями американскими. В США все-таки изучают своих президентов. Может и не все, но многие их знают. А теперь вы попробуйте перечислить наших правителей со времен образования Московского княжества. Их в общем-то не так много, можно было бы и запомнить.
Пойдем дальше. Во всех странах основными вехами в изучении истории служат войны, сражения, а уж тем более победы. И в США, и в странах Европы, да и во всем мире этому уделяют особое внимание. За примером даже не надо плыть за океан. В современной Литве и Белоруссии едва ли не возводят в ранг государственного праздника победу над русскими в битве на Орше в XVI веке.
А что у нас? Много мы знаем подобных дат? Или нам гордиться нечем? Есть, конечно, события широко известные, вроде Сталинградской или Бородинской битвы, да и те особо не празднуются, кое-кто и о них не знает. А если копнем глубже? Возьмем тот же XVI век. Что вы можете рассказать о битве при Молодях или обороне Пскова? В той же Америке о них кричали бы из каждого утюга. Потому что эти события определили судьбу всей страны.
А еще во всех мало-мальски развитых странах принято чтить своих великих ученых, исследователей, первопроходцев, героев, деятелей культуры, подвижников, мучеников. На их примерах воспитываются поколения. Это настолько очевидно, что даже не требует обоснования.
Вернемся к нашим реалиям. Как у нас обстоят дела с популяризацией выдающихся сынов и дочерей отечества? Да никак, особенно если они не укладываются в политическую конъюнктуру. Не поверите, но даже наука и культура не лежат вне политики, тем более не стоят выше нее. Потому что это тоже часть жизни общества. О Солженицыне вам обязательно расскажут, а Горький и Шолохов – это же пропаганда. О них или плохо, или никак.
О героях тоже не слышно: в стране, где подвиг не в цене, подобные исторические примеры ни к чему. Они воспитывают людей смелыми, решительными, принципиальными, а кому во власти сейчас такие нужны? Мне один единоросс упорно доказывал, что никакой Зои Космодемьянской не было, что он лично был знаком с ее прототипом. Собственно, чего еще от таких, как он, можно ожидать?
О путешественниках и говорить странно. Колумба все знают, он же Америку открыл. Но ведь Беллинсгаузен и Лазарев тоже, на минуточку, материк открыли! Что-то у нас их открытие не популяризируют. А что вы знаете об исследователях Сибири? О чем вам говорят фамилии Дежнев, Поярков, Хабаров, Атласов, Невельской?
Национальная гордость, основанная на знании истории отечества – опасная штука. Она движет массами, вдохновляет на борьбу, свергает тиранов. Она опасна еще и потому, что актуальна и для «правых», и для «левых». Для левых знание истории, свободное от штампов и стереотипов, даже важнее. Ведь их замыслы устремлены в будущее, нацелены на масштабные перемены, которые немыслимы без опоры на исторический опыт.
Знание истории – страшная сила, мощнейшее идеологическое оружие. Не потому ли нас растят «Иванами, не помнящими родства»? Задумайтесь об этом на досуге, товарищи.
Павел ОРЕХОВ
Источник: «КПРФ.ру»