Победный флаг творил сын кузнеца

Победный флаг творил сын кузнеца

В преддверии 80-летия Великой Победы вспомнится, естественно, и подвиг водружения над поверженным 1 мая 1945 г. рейхстагом штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии I Белорусского фронта. Ставшего навсегда признанным Знаменем Победы. Знаменем, копии которого каждый раз 9 мая, в сотнях тысяч экземпляров, видим мы на улицах и площадях всей страны. Вспомнят и советских героев, водружавших его: сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария, сопровождавший лейтенант Алексей Берест.

И как-то совершенно остался неизвестным, и потому и не вспоминаемым, творец оригинала этого Знамени: а кто его, собственно, делал, и как? И потому, через 80 лет, исправим и этот недочет – Героев должны знать всех!

И это родившийся 22 февраля 1905 г. в селе Устье Усть-Кубенского района Вологодской области, в многодетной семье сельского кузнеца, мало кому известный художник Бунтов Василий Алексеевич. Отец его умер в 1919 г., мать одна поднимала шестерых детей. Однако с детских лет, кроме труда сельского, проявились у Василия и интерес и способности к рисованию. И он решил поехать учиться в Петроград. А поскольку денег на дорогу не было, семнадцатилетний юноша нанялся водоотливщиком на баржу, идущую в Петроград, и через месяц, в 1922 г., прибыл в город.

Поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, а чтобы заработать что-то на прожитье, по ночам разгружал баржи с углем. Жил в неотапливаемой комнате, питаться частенько приходилось черным хлебом и размоченным в воде пшеном, но молодость, жажда знаний и овладения любимой профессией помогли преодолеть все невзгоды. Техникум в 1927 г. по специальности «промышленная графика» закончил, после чего был направлен в Астрахань художником-стажером в «Астполиграф».

19 июля 1930 г. в Астрахани вступил в ВКП(б), а в 1931 г. вернулся в Ленинград и несколько лет работал преподавателем рисования в школах и Домах пионеров. В 1938 г. закончил двухгодичные курсы повышения квалификации работников искусств в академии им. Репина, вошел в городской комитет художников, стал работать в живописно-оформительском на комбинате Художественного фонда РСФСР. Но 22 июня 1941 г. грянула страшная война, а 23 июня 36-летний Василий Бунтов пришел на призывной пункт во Фрунзенском районе Ленинграда. В звании уже старшего лейтенанта 25 июня взял с собой еще карандаши, маленький этюдник и краски и был отправлен на Карельский фронт – военкомом 85-й отдельной автосанитарной роты по эвакуации раненых с переднего края: Ребельского, Ухтинского, Лоуховского направлений. Под бомбами, артиллерийскими и минометными обстрелами вывозили они раненых на автобусах и полуторках.

В июне 1942 г. В. Бунтов, уже гвардии капитан, был назначен заместителем командира батальона 66-го стрелкового полка 23-й гвардейской стрелковой дивизии по политчасти, в октябре того же года – начальником клуба дивизии фронта, уже Северо-Западного. И все эти годы, в любую свободную минуту, рисовал то, что видел: бойцов на позициях и на отдыхе, похороны однополчан, танки на марше, полевую почту, разрушенные города и деревни. Делал наброски тушью, карандашом, чернилами, рисовал этюды, акварели – на будущее. «На привале», «Пахарь войны», «Траншея», «Ночной марш», «Почта в лесу», «Ведут пленных» – эти и другие работы не раз экспонировались на выставках фронтовых художников. Писали о Бунтове и в газетах, а 15 сентября 1943 г. он был награжден орденом Красной Звезды.

…Война неуклонно двигалась к своему победному концу, Советская армия уже освобождала Европу, и поздней осенью 1944 г., на заседании Моссовета, И. Сталин озвучил идею, дал указание – заняться созданием Знамени Победы. В Москве указание приняли к исполнению, шить стали новые специальные знамена из алого бархата с золотым шитьем. Бунтов же, пройдя фактически всю войну, от Ленинграда до Берлина, далее фронты II и III Прибалтийские, был награжден медалью «За освобождение Варшавы». В феврале 1945 г. Бунтов был назначен инструктором Дома офицеров Красной армии 3-й ударной армии I Белорусского фронта, наступавшей на берлинском направлении. Художник готовил боевые плакаты, лозунги, карикатуры, схемы…

7 апреля В. Бунтов был вызван к командованию. И получил задание срочно, в течение двух дней (время уже очень поторапливало), изготовить 9 специальных знамен, по числу наступающих на Берлин дивизий 3-й ударной армии. Каждое должно быть копией Государственного флага СССР с соответствующими надписями. Эскиз Бунтов тут же и набросал – но что далее? А далее, незамедлительно, вместе с сослуживцами: майором Голиковым и двумя бойцами, в одном полуразрушенном берлинском магазине нашли рулон сатина красного цвета. После чего, в полуразрушенном соседнем помещении, началось, собственно, и изготовление знамен.

Работали день и ночь. Киномеханик Александр Габов изготовил древки из дерева, на вершину которых закреплялись найденные латунные наконечники для портьер, а Бунтов все эти сутки пахал над красивым оформлением знамен – штурмовых флагов размером 188 на 92 см.

Белой краской рисовал на полотнищах звезды, серп и молот, писал названия дивизий. А на оборотной стороне, в правом нижнем углу полотнища, ставил номера – от 1 до 9. В срок все 9 красных знамен были готовы и направлены по дивизиям. 30 апреля – 1 мая 1945 г. все они, одно за другим, поднимались над поверженным Берлином: над замком Шёнхаузен в районе Панков (знамя №4), над тюрьмой Моабит, над городской ратушей, над Бранденбургскими воротами. К рейхстагу прорвались части 150-й и 171-й стрелковых дивизий, и 1 мая 1945 г. Знаменем Победы и стал штурмовой флаг, под №5, поднятый над рейхстагом бойцами 150-й Идрицкой ордена Кутузова II-й степени стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии I Белорусского фронта.

А поскольку писать все так подробно не было места, то на полотнище и фигурировала надпись сокращенная: в верхнем углу серп и молот со звездой, и далее, в 4 строки, лаконичная надпись: 150 стр. ордена / Кутузова II ст. / Идрицк. див. / 79 с.к. 3 у.а. 1 Б.Ф.

Знамени такому и суждено было навсегда войти в Историю – как Знамени Победы. Как и его возносителям на рейхстаг. А вот, собственно, творец Знамени, Василий Бунтов, скромно и незаметно в нее так и не вошел. И кто создавал эти знамена, так и осталось за кадром. А закончил войну он гвардии майором, 26 мая 1945 г. награжден был орденом Отечественной войны II ст.; награжден медалями «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

А Знамя – как боевую реликвию Победы, потом сняли, 20 июня 1945 г. отправили в Москву. Однако 24 июня, на легендарном Параде Победы, в дождливый, но радостный день, пронести Знамя так и не смогли. 10 июля 1945 г. оно просто было передано в Центральный музей Вооруженных сил СССР (ныне Центральный музей вооруженных сил РФ) на вечное хранение. Рядом с ним и сегодня хранится эскиз – набросок, выполненный художником Василием Бунтовым.

А сам творец Знамени, демобилизовавшись и захватив с собой более 60 фронтовых рисунков, вернулся в 1946 г. в Ленинград. Где произвел перепланировку: разгородил комнату в коммуналке, поставил антресоли, в углу устроил себе мастерскую – и продолжил заниматься любимым делом: стал из рисунков делать военные картины. Официально же он работал художником в Ленинградском управлении архитектурно-художественных мастерских, после реорганизации 1953 года – на Комбинате живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. Начал в 1947 г. работу и по созданию самой грандиозной своей картины «Взятие рейхстага». Работал над ней долго, годами, с перерывами, рождая картины поменьше: «Ночной марш», «Сожженная фашистами деревня», «Освобожденная Рига».

Он также подчищал, улучшал свои многочисленные боевые, выполненные с натуры, рисунки, такие как: «В минуту затишья» (в память о погибших товарищах Иванченко, Шаповалове и Мартиросяне, 1942 г.), «Дорога жизни», «Клятва мести», «Завтрак на привале», «У родного пепелища» (1943 г.)», «Развалины в Прибалтике» (1944 г.) и др.

А касательно «Взятия рейхстага», окончательно взялся за картину только в 1965 г., когда вышел на пенсию. Создавал столь памятный шедевр еще 10 лет. Картина написана масляными красками на холсте размером 280 на 175 см: на лестнице рейхстага ведут бой солдаты 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии I Белорусского фронта. На переднем плане М.А. Егоров со Знаменем Победы и прикрывающий его М.В. Кантария с автоматом в руках. Два бойца справа ведут огонь из пулемета, укрывшись за щитом разбитого орудия.

И в 1975 г. художник передал свой столь памятный шедевр для хранения и обозрения в Артиллерийский исторический музей в Ленинграде. Картина экспонируется в зале музея, посвященном событиям победного 1945 года, а рядом с ней – макет рейхстага, изготовленный еще в 1945 году. Картина и макет отлично дополняют друг друга, максимально достоверно рассказывая о штурме Берлина.

Каких-то особых почестей и признания за все свое творчество художник не получил. 9 сентября 1979 года Василий Алексеевич Бунтов скончался. В 2012 году, в рамках Международной акции памяти «Путь на Берлин», в дар городу Бресту были переданы 20 копий его картин.

Мы же должны все-таки знать и помнить имя этого выдающегося художника: именно он, Бунтов Василий Алексеевич – творец и создатель Знамени Победы.

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре
В четверг, 8 мая, на сцене городского Дворца культуры выступили местные поэты, школьники и участники Алатырского народного драматического театра, которые представили вниманию зрителей литературную ком...
16 мая 2025
Т. Куликова. Большое торговое перемирие Т. Куликова. Большое торговое перемирие
На переговорах, прошедших в минувшие выходные, США и Китай договорились о временном сокращении взаимных пошлин и о «создании механизма для продолжения переговоров». Чего нам ждать дальше? Торговое про...
16 мая 2025
«Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц «Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц
Об Ольге Берггольц, чей 115-летний юбилей со дня рождения приходится на 16 мая, написано множество статей и книг. На протяжении более восьми десятилетий её имя неизменно присутствует во всех поэтическ...
16 мая 2025