«По краю экрана»: обэриуты и кино

15 декабря в конференц-зале Ярославского обкома КПРФ состоялась последняя в уходящем году встреча авторского киноклуба режиссера Геннадия Ершова «По краю экрана», организованная Ярославским региональным отделением Всероссийского Созидательного Движения «Русский Лад» в содружестве с Обществом Читателей Письма.
По традиции открыл встречу автор проекта, режиссер и художник Геннадий Ершов, выразивший благодарность за возможность проведения этих встреч Ярославскому областному Комитету Коммунистической партии Российской Федерации, а затем передавший слово председателю Ярославского регионального отделения ВСД «Русский Лад» Алексею Филиппову.
- Очень приятно сегодня видеть на нашем вечере множество новых лиц, - отметил в своем приветственном слове Алексей Станиславович. – Хотелось бы, чтобы это стало для нас доброй традицией.
Этим вечером разговор шел об экранизации произведений обериутов, представителей группы писателей и деятелей культуры ОБЭРИУ – Объединения Реального Искусства, существовавшей в 1927 – начале 1930-х годов в Ленинграде и декларировавшей отказ от традиционных форм искусства и необходимость обновления методов изображения действительности. В нее входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и другие писатели и деятели культуры.
Геннадий Леонидович представил участникам киноклуба выступающих: искусствоведа, автора и куратора проекта Ярославского художественного музея «Дом в разрезе» (2014) Марину Полывяную и историка, писателя и киноведа Андрея Васильченко.
Андрей Вячеславович посвятил свое выступление отечественной мультипликационной ленте «Потец», созданной в 1991 году режиссером Александром Федуловым, озвученной актером Евгением Стебловым и вдохновленной поэзией Александра Введенского. Он рассказал об истории создания ОБЭРИУ и домашнем содружестве молодых поэтов и философов Ленинграда «Чинари», коснулся темы глубинных истоков человеческих страхов, в основе которых лежат представления людей о неких хтонических силах природы, олицетворяющих собой дикую мощь земли и отраженных в мифологии народов мира.
- В русской мифологии хтонические, древние силы природы, олицетворяющие неукротимую мощь стихии, подаются либо в нейтральном, либо в положительном свете – травушка-муравушка, мать сыра земля, - отметил А. Васильченко. – А если посмотреть на античные древнегреческие источники, то мы увидим, что хтонические силы недобрые, неуправляемые и фатальные. Хтонические существа нельзя задобрить – они непредсказуемые, жестокие и кровожадные. Единственное, что может сделать человек – это скрыться от их взглядов. Хтонь должна дремать – только в этом залог процветания человека. И эти представления были заложены в мультфильме «Потец», пугающей мультипликационной мистерии, которая сегодня будет представлена вашему вниманию.
О современных экранизациях обэриутов поделилась своими размышлениями с гостями вечера Марина Полывяная, искусствовед, автор и куратор проекта Ярославского художественного музея «Дом в разрезе» (2014), заведующая отделом «Культурно-выставочный центр Русского музея» ЯХМ. Она познакомила гостей с полотном «Дом в разрезе», написанным в 1931 году ленинградскими художницами Татьяной Глебовой и Алисой Порет, и историей создания одноименного проекта Ярославского художественного музея.
- К теме обэриутов и кинематографа мы только начали прикасаться, - отметила она в своем выступлении. – Полотно «Дом в разрезе» отсылает нас к искусству авангарда, литературе обэриутов и реалиям жизни 20-30-х годов и дает простор для анимации. Сейчас, когда на это произведение смотрят киноведы, люди, занимающиеся историей отечественной анимации, все они говорят о том, что это кинематографическое произведение. Недаром Юрий Норштейн, известный советский и российский мультипликатор, создатель мультфильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и других, остановившись перед этим полотном в нашем музее, воскликнул: «Какой простор для анимации!».
Когда думаешь о кинематографе и интерпретации обэриутов средствами кинематографа, важно не просто смотреть фильмы: а есть и анимационные (анимация вообще любит Хармса и Введенского), и документальные, и художественные фильмы о них. Важно понимать один из основных принципов творчества этого объединения – когда важен не сюжет, а атмосфера взятого материала. И вскрыть эту атмосферу – самое важное для них. Самой своей жизнью обэриуты творили действо – некий театр и некий кинематограф, который и выстраивали в своих произведениях.
Марина Игоревна рассказала гостям о своем визите в квартиру, где жил Даниил Хармс в Санкт-Петербурге, о первом фильме обэриутов «Мясорубка» (1928), который не сохранился, но сохранились воспоминания о нем: что происходило на экране и как это воспринимала публика.
В заключение своего выступления она пригласила всех в Ярославский художественный музей на серию январских встреч, посвященных 120-летию со дня рождения Даниила Хармса и 125-летию со дня рождения Татьяны Глебовой и представила на суд зрителей два мультипликационных фильма по стихотворениям обэриутов: клип Саши Свирского на песню Леонида Федорова по стихотворению Введенского «Гость на коне» и мультфильм Михаила Сафронова «За окно. Рассказы из жизни Хармса».
Затем состоялся просмотр и обсуждение художественного фильма «Жизнь человека на ветру», снятого в 2012 году по мотивам прозы Даниила Хармса. Геннадий Леонидович рассказал о режиссере фильма, нашем земляке Ярославе Добронравове и поделился своими мыслями о самом фильме. В этой абсурдной трагикомедии люди сходят с чужого ума от воздействия неугомонного петербургского ветра, а главный герой Филипп Раскатов искушает случайных встречных, предлагая им на выбор пару историй — какая из них стряслась на самом деле? И люди всегда принимают за правду историю мерзейшего содержания и обнаруживают свою полную беспомощность перед петербургским ветром, порождаемым пустотами, образующимися взамен человеческих душ. Мы видим, как необратимо меняются жизни людей в зависимости от случайного, порой даже неосознанного выбора.
В завершение встречи Алексей Филиппов поздравил гостей с наступающим Новым годом, пожелал гостям благополучия в наступающем году и новых интересных встреч на вечерах киноклуба.
Наталия ТЕРГАУШЕВА, заместитель председателя ЯРО ВСД «Русский Лад»