Писатель Герман Садулаев – о русскости
К вопросу о «триедином» (на самом деле, многоедином) русском народе. Я думаю, сейчас снова, как во время оно, это вопрос цивилизационного выбора. А не «крови и почвы» (кровь и почва нормально работают только в относительно беспеременном времени).
Одна из линий моих предков – Литвиновы, сунженские казаки из Ермоловки. Литвиновы – одна из 20 (?) самых распространённых фамилий в России. Понятно, что образована она от прозвища «Литвин». Кто же были они, эти многочисленные литвины в России?
Литвинами называли всех выходцев-переселенцев из Великой Литвы (включавшей в себя многие области южной, западной Руси и нынешней Белоруссии). Всех их, будь они этнически русскими, литовцами, поляками, русскими или чудью, ничтоже сумняшеся записывали в церковно-приходских книгах как литвинов, а детей их – Литвиновыми.
Великая Литва одно время была страной преимущественно русской, с сильным православием, при языческих, но веротерпимых литовских князьях. Но случилась так, что Литва впала в ничтожество, соединившись с Польшей, и сильным в ней стал польский католический элемент. Речь Посполитая начала терять и русские земли, и православное население.
В этот момент (который длился не десятилетия даже, а века) каждый человек, семья, клан делал выбор: остаться ли ему русским, православным (или криптоязычником) и тогда лучше выйти в Московию-Русь-Россию. Или постепенно дерусифицироваться, становиться католиком, униатом, поляком, прибалтом или западенцо-украинцем. Это были люди одной почвы и одной крови. Но делали разный выбор. И получились Литвиновы, с одной стороны. И различные выруси с другой. Которые теперь верят в то что они европейцы (или, может, они даже стали европейцами).
Хотя по крови среди них немало бывших русских. Но, кстати, справедливости ради надо сказать, что среди Литвиновых есть кровные потомки жмуди и прочих литовских племён (те из них, кто были православными, и ради сохранения веры ушли к единоверным московитам, утратив свою этничность).
Выбор между почвой-кровью и верой (на самом деле – цивилизацией).
И сейчас такое же. Можно остаться русским – малороссом. Даже чеченец может быть русским, оставаясь чеченцем (речь не обо мне, я не настоящий чеченец, я гот), пример тому русские воины-чеченцы спецназа «Ахмат» (нам придётся признать, что русский в широком и многоедином смысле уже не обязательно православный христианин, а может быть и мусульманин, и «язычник», и кришнаит, и агностик). А можно попытаться выруситься и стать цееуропейцем. В который раз.
Источник: ТГ-канал «Герман Садулаев»