Патриотизм – это наша ответственность. О круглом столе «Посоветуемся с Распутиным»-2023
В Иркутском Доме литераторов им. П.П. Петрова 21 марта в третий раз проведён Круглый стол «Посоветуемся с Распутиным». Первый был посвящён теме семьи в современном мире (2019), второй – здоровью русского языка (2021). Напомним о поставленной изначально цели – осмысление нынешнего дня с опорой на слово выдающегося писателя и мыслителя, который не только поднимал в своих произведениях острые проблемы современности, но и размышлял о путях их решения.
В нынешнем, 2023-м, году жизнь выдвинула на передний план тему патриотизма – главную в творчестве и деятельности В.Г. Распутина. И потому девизом круглого стола выбрана известная строчка из публицистики писателя: «Патриотизм – не право, а обязанность».
Внимание специалистов из сферы культуры, образования, властных и общественных структур было заострено на следующих вопросах: какое значение приобретает патриотизм на фоне глобализма и крайнего национализма, как быть, если в Конституции РФ, по сути, запрещена государственная идеология, а современная обстановка требует выработки определённого, объединяющего страну социально-политического курса?
Предлагаем вашему вниманию отрывки из выступлений, прозвучавших в верхнем зале Дома литераторов им. П.П. Петрова 21 марта 2023 года. В роли ведущих круглого стола – директор Дома литераторов писатель Юрий Баранов и критик Валентина Семенова.
В преддверие разговора известный иркутский поэт Василий Козлов прочитал фрагмент из очерка Валентина Распутина «Из огня да в полымя» (Интеллигенция и патриотизм») – о состоянии общества, когда патриотизм был оттеснён в разряд чувств «биологических» и не только «изъят из общественного обихода», но и предан порицанию со стороны либерального крыла российской интеллигенции.
– Но вот настало такое время, – перешёл Василий Козлов к повестке дня, – когда патриотизм вновь оказался востребованным…
В приветственном слове круглому столу заместитель министра культуры Иркутской области Светлана Каплина обратила внимание на то, что слова писателя Валентина Григорьевича Распутина «Патриотизм – не право, а обязанность» давно стали афоризмом. Валентин Григорьевич Распутин доказывает, что патриотизм – условие спасения государства и народа. Сегодня мнение Распутина нам необходимо как никогда, чтобы разобраться в себе и современных обстоятельствах.
В ноябре 2022 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
– С принятием этого документа наступил новый этап в совершенствовании работы с молодежью, по патриотическому воспитанию, семейным ценностям, межнациональным и межрелигиозным отношениям.
Указ призван стать основой как для пересмотра уже действующих документов стратегического планирования и нормативно-правовой базы, так и новых прорывных решений, в работе учреждений культуры, основой для ответов на современные вызовы.
Сегодня Указ — это своеобразный фильтр принимаемых решений, причем не только в сфере образования и культуры, но и во всех сферах нашей жизни.
Среди главных ожидаемых результатов реализации Указа — сбережение и приумножение народа России, сохранение общероссийской гражданской идентичности и развитие человеческого потенциала. Эти основы должны быть интегрированы в планы мероприятий учреждений культуры и реализованы в творческих, образовательных и просветительских проектах.
Павел Новиков, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и философии ИрНИТУ:
– Брат известного по приватизации Анатолия Чубайса – Игорь, доктор философских наук, предложил заменить курс истории России на «Россиеведение». Инициатива не была реализована, но Болонская система сократила часы на историю в высшей школе вдвое. Не надо забывать слова Степана Осиповича Макарова: «Помни войну».
Сегодня стоит задача подготовить население к не наивному восприятию действительности. В начале 1990-х годов появились неоправданные ожидания на перемены в сторону Запада. Можно упрекать советскую систему за некоторую блокировку действительности, но национальная память сохранилась через художественную литературу, чистоту русского языка, красивый стиль речи. Тиражи писателей-сибиряков Маркова, Седых, Распутина, Петрова, чьё имя носит Дом литераторов, на несколько порядков превосходили тиражи научных работ.
Опыт использования в СССР в партийно-массовой работе «Краткого курса истории ВКП(б)», как приоритета текущей политической конъюнктуры, нельзя признать успешным. Постепенно историческая традиция вернулась к подходам В.О. Ключевского и его учеников, многие оценки событий дореволюционного прошлого в послевоенный период были сглажены. В этой связи союз научной истории и художественной литературы очень важен. Писатели должны распространять правдивую информацию, обращаться к лучшим образцам романистики и поэзии.
Современное российское студенчество не даёт оснований для пессимизма, оно лишено иллюзий, которые питали их ровесники тридцать лет назад. Главное сегодня – освободиться от навязанного нации комплекса неполноценности. Стремление к самостоятельности – вот что нас вооружает…
Марина Кондрашова, председатель комиссии по культуре Общественной палаты при Иркутской области:
– Надо понять очень важный момент. Патриотизм – это чувство, и оно должно быть естественным. Навязать его невозможно. Недостаточно проводить мероприятия исключительно военно-патриотического направления. В рамках работы комиссии по культуре, на дискуссиях мы активно обсуждаем этот вопрос, закладывая культуру и историческое наследие, в том числе знание региональной истории, в важные основы патриотизма. Важно приобщать молодое поколение к истории земли, на которой они растут, истории школы, в которую ходят, улицы, района, города. Дать знания о людях, которые жили здесь когда-то, – из всего этого складывается понимание общих ценностей региона и то самое чувство патриотизма. И тогда вопрос, любишь ли ты свою родину, не будет вызывать недоумения. Резкие меры не нужны, это надо прививать.
Далее Марина Александровна затронула тему учебников.
– Учителя в растерянности: каким должен быть учебник или учебное пособие, чтобы ребятам было интересно изучать родной край, и занятия вести не для галочки, а чтобы вызвать искреннее чувство. За прошедшие тридцать лет многие прежние традиционные ценности были утеряны, а новые не всегда сформированы. Поэтому учителям нужны вспомогательные методические материалы на тему патриотизма. Раньше был издательский план области, который обсуждался, и теперь предлагаю составить хотя бы минимальный план издания необходимой литературы в помощь учителю, в том числе для организации уроков «Разговоры о важном».
Максим Хвостишков, директор Фонда развития русской культуры:
– Все понимают, что идёт борьба за души наших детей. Чтобы поднять уровень патриотизма, нельзя применить какой-то антибиотик, чтобы подействовал быстро. Тут лучше подходит гомеопатия, последовательное, постепенное движение. Информационный поток колоссален, но на что дети обратят внимание – одному Богу известно.
В прошлом году в это время проходил театральный фестиваль по произведениям Валентина Распутина. Фонд развития русской культуры готовил его вместе со всеми (было триста представителей театрального сообщества) в течение семи дней на двух площадках. Удивило, что и кинохроника, и Молчановка, и Музей Распутина в эти дни одновременно проводили свои мероприятия, но не было единого информационного поля, единой программы, чтобы было видно, где что происходит.
Предлагаю консолидировать усилия. Пример с деятельностью НКО: они генерируют огромное количество мелких событий, на которые как-то добывают деньги через гранты и субсидии. Я им говорю: ребята, вы лучше проведите одно крупное событие, которое станет известно всей области.
Думаю, таким будет первый театральный фестиваль «Байкальский талисман на базе ТЮЗа. Уже более двадцати театров желают приехать с детскими спектаклями: из Казахстана, Монголии, Якутии, Белоруссии, Татарстана... Мы подключаем национальные центры – каждый день будет посвящён культуре одного народа, например, татарский спектакль, татарская кухня, одежда. Русский день выпадает на Троицу – всё будет русское. Мы будем все вместе – приходите к нам.
Валентина Семенова:
– Мысль хорошая об объединении усилий. Но план должен быть ещё и календарным, надо избегать совпадения по времени наиболее значимых мероприятий. Так, в прошлом году «Сияние России» и конференция по творчеству Распутина шли одновременно, и не все желающие могли попасть туда и сюда.
Максим Хвостишков:
– Есть Ассамблея народов России. Как представитель от Иркутской области скажу: были рассмотрены все мероприятия, выбраны и поддержаны самые важные…
Валентина Семенова:
– Кто оценивает, кто делает этот отбор?..
Светлана Каплина:
– Позвольте заметить, что в 2022 году был создан портал «Культура38», современный ресурс, где можно найти любую информацию о культурной жизни области. Новости, афиша, статьи об интересных и талантливых людях и событиях.
Что касается Дней русской духовности и культуры «Сияния России» – это большой межведомственный творческий, образовательный и просветительский проект, который наполнен масштабными, содержательными мероприятиями. Министерством ведется работа по созданию Оргкомитета под председательством Губернатора Иркутской области, в который войдут Митрополит Иркутский и Ангарский, министерства и ведомства, администрация города Иркутска, муниципальные образования региона. Сейчас формируется план мероприятий, организована работа рабочих групп.
Юрий Баранов:
– Немного добавлю к выступлению Максима Хвостишкова: предлагаю возродить пресс-конференции перед крупными мероприятиями, такими, как «Сияние России», «День русского языка». Раньше была традиция – пресс-конференция участников совместно с министерством культуры шла по каналам ТВ. Надо чтобы было как можно больше информации, это необходимо для духовного сплочения народа, не все пользуются порталами интернета. Будем помнить: Валентин Григорьевич оставил нам такое замечательное наследство – Дни русской духовности и культуры, надо продолжать их достойно.
Ольга Михеева, специалист по народной культуре, продолжила тему «Сияния России».
– Во главе этих Дней стоял Валентин Распутин. От него исходил духовный посыл, патриотическая составляющая. Но сегодняшние обстоятельства требуют от нас новых подходов и бóльших усилий, чем мы прилагали в последние годы, новых личностей и тем, раскрывающих суть, заложенную в названии наших Дней русской духовности и культуры «Сияние России», и подтверждение этому можно найти в произведениях Валентина Григорьевича. Комплекс неполноценности в плане патриотизма легко навязать человеку, оперирующему цитатами и лозунгами и не являющемуся, по большому счету, носителем собственной культуры. Тут главное – воспитание. Ребёнку с детского сада должно прививать культуру своего народа. А из нашего образования все это исчезло и, в первую очередь, пение, важность которого нельзя переоценить. Нам всем хорошо известно отношение Валентина Григорьевича к народной песне. Ведь песней можно даже спор разрешить. Запели – и тягота отступила...
Ольга Ивановна задела много проблем. Мы не поём в семье, в школе, в вузах и в трудовых коллективах. Отдельные хоровые и фольклорные коллективы не решают проблемы, так как они объединяют ограниченное количество людей и служат лишь подтверждением нашего бессилия и цифрами в отчетах. Исходя из собственного опыта, О. Михеева поделилась воспоминаниями о работе Школы народной культуры в школе № 32 на основе системы приобщения учеников начальной школы к народной культуре, – через духовную составляющую, фольклор и прикладное творчество.
– Когда с детьми начинали играть, учить простым бытовым народным танцам, как они загорались, как это им было надо – как кислород! Они и учиться начинали лучше. Считаю, этот бесценный опыт надо возродить и распространить. В начальной школе должны быть уроки народной культуры и не на условиях «эксперимента». Нужно готовить педагогов и осваивать имеющийся опыт. А пока что мы можем? Будем продолжать писать резолюции…
Юрий Баранов:
– О резолюциях. В 2021 году после круглого стола мы приняли резолюцию в защиту русского языка, отправили во все заинтересованные организации. Из областного министерства образования за подписью министра пришёл ответ, в котором, в частности, говорилось: английский язык обогащает русский язык, ну а про уроки народной культуры – ни слова. Значит, некуда деваться – мы будем продолжать настаивать на этом… В воспитании патриотизма главную роль играет русский язык. Будет жить язык – будет страна и будет культура.
Далее Юрий Иванович остановился на снижении профессионального уровня многочисленных книжных изданий, в том числе детских: сложилась практика, когда любой пишущий может назначить себя писателем, заказать в типографии книгу, а потом энергично продвигать её через различные культурные структуры. Привёл в пример и неоправданное употребление иноязычной лексики в сообщениях на сайтах библиотек: «Дмитрий Данилов стал хэдлайнером фестиваля», «на фестивале было сто спичей», «это было лайфхаком», а также предложил в лекциях о литературе не давать трибуну тем, кто проповедует прозападный образ мыслей. Поскольку идёт борьба мировоззрений и другого выхода нет – патриотизм начинается с того, о каких книгах мы говорим, что читаем и какие песни поём.
Александр Ипполитов, руководитель школы церковных звонарей (Спасский храм) напомнил собравшимся, что колокольный звон нигде не получил такого распространения, как в России – даже в православных христианских странах. Школа звонарей в Иркутске – одна из старейших в Сибири, существует уже 15 лет, и ей удалось воспитать бόльшую часть звонарей храмов города.
– Испытываю благодарность и к администрации Иркутска, и к областному министерству культуры за поддержку фестиваля колокольного звона, который прошёл в пятый раз. Мы готовы принять участие и в «Сиянии России», если нас пригласите. Это не только часть церковной традиции, но и часть нашего русского мироощущения.
Павел Петухов, заведующий сектором отдела истории ИОКМ им. Н.Н. Муравьёва-Амурского, редактор сайта движения «Русский Лад»:
– Здесь уже говорилось о разнице между западным и русским мировоззрением. В России есть левые и правые, верующие и атеисты, но внутри каждой категории существует как западномыслящее, так и русскомыслящее направления, и задача движения «Русский Лад» это русскомыслящее ядро выявить и поддержать. Руководитель иркутского отделения движения, депутат Законодательного собрания Андрей Семёнович Маслов, проводя творческие мероприятия в районах области, имеет возможность узнать тех, кто занимается сохранением народной культуры. Ежегодно проводится Всероссийский фестиваль-конкурс – это уже не областной уровень, где есть большое количество номинаций: музыка, живопись, поэзия, проза, прикладное искусство, публицистика.
Пока ещё никто не заострял внимание на вопросах, как связан патриотизм и глобализм, патриотизм и национализм. Тут у каждого своё понимание. Кто-то считает, что национализм – это извращённая форма патриотизма, кто-то, напротив, – что это настоящее проявление патриотизма. Вместо теоретической идеологической работы идут споры о терминах, достаточно бесплодные.
В упомянутой сегодня моей книге «Восхождение к русской идее» я попытался дать своё понимание патриотизма и интернационализма, не соглашаясь с искусственным их противопоставлением. Противоречие между ними снимает цивилизационный подход. Когда возникает вопрос, ты русский или не совсем русский, то надо различать этнический и суперэтнический уровень русскости. Уровнем выше этноса – суперэтнос, цивилизация или культурно-исторический тип, как говорил Данилевский. Для здорового человека из любого народа патриотизм начинается с родного языка и малой родины, и этот местный патриотизм в нормальных условиях работает на благо страны в целом. Конечно, этническое самоопределение малых народов и субэтносов могут использовать внешние враждебные силы, но они могут использовать в своих целях и русский национализм прозападного, «этнического» типа.
П. Петухов рассказал о работе краеведческого музея со старшеклассниками Иркутска, где действует школьный интеллектуальный клуб «Россия. Цивилизация». Его задача: рассмотреть особенности России, обращаясь к великим учёным, писателям, например, таким внешне противоположным личностям, как Данилевский и Кропоткин, попытаться понять, в чём их глубинное русское мировоззрение и что их объединяет. На этом материале дать представление о русской идее школьникам, имеющим интерес к таким вопросам.
Валентина Иванова, кандидат филологических наук, кандидат культурологии, член Союза писателей России, вначале коснулась Пушкинской речи Достоевского на открытии памятника великому поэту (8 июня 1880 г.), где говорилось о русской душе и русской отзывчивости. Речь настолько глубинная, что снимает многие политические вопросы в современных обсуждениях.
- Хотелось бы сказать, что военный патриотизм – не так уж плохо, - заметила литературовед. – Это наш иммунитет. Мальчики – защитники семьи, родины. И, если мы заглянем в историю, то увидим, что Олимпийские игры, стоящие сегодня на вершине культуры, возникли как обряд. Но обряд, который решал важнейшие стратегические задачи, – готовил защитников Древней Греции. Поэтому снимать военную сторону патриотизма не стоит.
В. Иванова, занимающаяся в основном творчеством В.Г. Распутина, подчеркнула: патриотизм писателя – это, прежде всего, семья и язык как единое целое.
- Патриотизм у Распутина – это всегда материнство. Понятие родовое. Главное в материнстве – забота. А с ним неразлучно и ответное чувство – сыновнее. И, если мы говорим об языке, то вспомним, что он является выразителем духовности народа. И за примерами далеко ходить не надо. Мы несколько раз в день говорим окружающим «спасибо» («Спаси Бог»). Что мы желаем друг другу? Спасения, вечной жизни. Спасение души – вот нравственный стержень русской культуры. Сохранение языка – это тоже патриотизм.
Низкий поклон за то, что услышала слова о колокольном звоне. Ведь колокольный звон – сквозной мотив творчества Распутина, от повести «Последний срок» (1970) до очерка «На Афоне» (2005). Благодарна всем выступающим. Наши разговоры очень важны, поскольку мы одно целое, и на встречах осуществляется коллективное мышление. Для русской души особенно важны такие разговоры. Это тоже результат, как и наши предложения и дела.
Ольга Михеева продолжила:
– Помните, как в 1990-е годы при участии архиепископа Хризостома были организованы духовно-просветительские лекции иркутских учёных и писателей, на которые мог прийти любой желающий, и доктор наук, и простой горожанин. Может, это стоит вернуть?
Валентина Семенова ответила на вопрос, коротко рассказав об истории Общества духовного возрождения, инициатором которого была составитель-редактор газеты «Литературный Иркутск» Валентина Сидоренко, о его расцвете и постепенном закате. Можно ли повторить – надо подумать: слишком много сегодня всевозможных проектов, клубов, площадок для общения, и человеку непросто выбрать, к чему примкнуть. Потом перешла к другой теме.
– Мы говорим о патриотизме и неизбежно упираемся в проблему воспитания, школьного обучения. Поэтому считаю уместным привлечь внимание к судьбе Иркутского государственного педагогического института – так этот вуз с более чем столетней историей назывался в прошлом. Известно, как с печально знаменитой «оптимизации» 1990-х годов от него начали избавляться. Меняя одно название за другим, вуз пытался выжить. Тогда же на глазах у всех исчез Институт иностранных языков, тоже педагогический, вместо него теперь – один лингвистический факультет в госуниверситете.
Приговор институту под последней вывеской «Восточно-Сибирская государственная академия образования» был подписан через несколько лет после того, как перешёл под крышу ИГУ. Было решено слить близкие факультеты по предметам: математика, русский язык и литература (филология), физика, химия и т. д. Подробно рассказывать можно долго. Это решение было приостановлено губернатором И.И. Кобзевым в 2021 году. На этом всё замерло, но зажим продолжается изнутри. Так, бюджетные места для будущих педагогов изымаются госуниверситетом и распределяются по своим факультетам. Никакие письма в инстанции не помогают.
А в это время идёт и идёт, согласно Указу Президента РФ, Год наставника и педагога. Учителей не хватает катастрофически – цифра по Иркутской области на 2021 год – 3000, острая нехватка даже в областном центре. Директора школ обращаются в Педагогический институт (хотя такой вывески уже нет, на его корпусе по улице Сухэ-Батора крупными буквами выведено «Иркутский государственный университет»), с просьбой: дайте нам третьекурсников, в школе некому вести уроки. Выше, в министерство, директорский корпус, видимо, не ходит: все же на контракте!
С любым человеком поговорите: все понимают всё – никто ничего сделать не может. Говорят, многое зависит от губернатора, в других областях именно они отстояли пединституты. Я предлагаю внести в резолюцию пункт: обратить внимание на положение Педагогического института, вывести его из состава госуниверситета. Всего-то и надо: взять документы из Министерства науки и перенести в Министерство просвещения, и альма-матер педагогов будет спасена.
Василий Козлов:
– Все, наверное, устали, но я хочу, чтобы моя тема вошла в резолюцию. Назову одну книгу, вышедшую недавно – «Народные рассказы о Великой Отечественной войне». Её составила Галина Зиновьева по записям мужа, известного иркутского фольклориста Валерия Зиновьева. Над страницами этой книги я плакал, сколько не плакал в жизни над книгами. Потрясает правда войны, рассказанная женщинами, стариками, детьми. Теми, кто всё отдавал для фронта, для победы. Порой кажется, что тыловая жизнь была тяжелее, чем фронтовая. Там хоть подвозили еду – здесь по весне выкапывали мёрзлую картошку и ею спасались. Журналист (видимо, сам автор Зиновьев) задаёт вопрос: чем вы держались? Ответ: «А вот мы после работы собирались и русские песни пели». И это в условиях, когда работать иногда приходилось и всю ночь.
В. Козлов поделился воспоминаниями о том, как с раннего послевоенного детства впитывал русскую классику через радио, ведь из круглого репродуктора лилась настоящая поэзия, русские народные и советские песни, шли спектакли «Театра у микрофона». Поэт считает, что связал свою жизнь с литературой в первую очередь благодаря радиовещанию.
– В последние годы возникло множество частных FM радиостанций. Идёт спецоперация, а в стране продолжает звучать музыка стран НАТО и им сочувствующих. Русской песни не услышишь. О каком русском духе можно говорить, если эфир переполнен никчёмной попсой? Включаешь юмористический канал, слышишь от какого-то комика: «Пиво, водка, патриотизм». Гремят взрывы, льётся кровь, а тут ёрничанье по поводу патриотизма. Пятая колонна не стесняется русофобских высказываний. Вести речь о цензуре невозможно, «приличная» в кавычках публика сразу завопит: какая цензура! А вот Александр Сергеевич Пушкин, который тоже подвергался цензуре, тем не менее говорил: «Нравственно образованному обществу необходима нравственная цензура». В указе президента «О духовно-нравственном воспитании» не сформулировано определение нравственности», а нравственность содержит в своей основе и ограничения. Именно ограничения зла и греха прописаны во всех религиях.
Мы недооцениваем роль FM радиовещания в разрушении традиционных основ культуры. Но радио работает во всех автомобилях, и доступно миллионам людей, которые, не имея возможности заняться за рулём чем-то другим, постоянно находятся под воздействием пропаганды низкого смысла. Думаю, это надо прекращать.
Предлагаю внести в резолюцию строку: необходим государственный или общественный контроль за FM радиостанциями.
Ольга Соболева, иркутская журналистка, сотрудница ИОКМ им. Н.Н. Муравьёва-Амурского.
– Добавлю: этот грязный радиошум надо обозначить как проявление скрытой пропаганды антигосударственной деятельности, для чего нужна политическая воля.
О пединституте. Это боль просто страшная. Всем известно, в центре Иркутска в школах не хватает учителей в старших классах по основным предметам. До министерства образования мы не доберёмся. Но есть полномочия у региональной власти закрепить законодательно, например, такую меру, как обязанность выпускников медучилищ и педучилищ отработать три года по специальности.
О народной культуре. К сожалению, у нас не различают народную культуру как воспитание на уроках и клубную культуру как выступления коллективов. Я бы напомнила, что министерству культуры, начиная с весны прошлого года, вернули право руководить дополнительным образованием в школах искусств. В этих школах учат классической музыке, рисованию, но есть хоть где-то класс или группа, где бы учили национальной культуре? Нет. А этот вопрос можно решить на региональном уровне. Ведь здесь наши будущие кадры для работы в культуре.
Светлана Аксёнова, языковед, кандидат филологических наук, сосредоточилась на двух мыслях: во-первых, здесь поднимаются вопросы государственной политики. «Сияние России» должно стать делом государственным, тогда будут решаться финансовые и прочие проблемы его проведения. Во-вторых, как много, оказывается, очагов культуры в Иркутске и области. Но все разрозненны, вот и книга Валерия Зиновьева прошла мимо. Идея такая: надо объединяться.
Вот мы говорим о русском языке. Но надо иметь в виду две его сущности: как родной, родовой язык русского этноса и как язык всей многонациональной России. У Валентина Распутина в основе всего лежала первая сущность. Он болел за русский родовой язык, не обижая другие национальные языки, особенно коренных народов России. Но понятие «родной язык» не звучит ни в школе, ни в вузе.
Уже год говорят об изменениях в образовании, но пока практически ничего не происходит. Думаю, в резолюцию надо записать предложение в защиту родного русского языка. Ведь глобализация идёт не только материальная, русский язык вытесняется английским. Валентин Григорьевич не зря обратил внимание на авиабилеты внутри России, с текстом на латинице.
Татьяна Маякова (кандидат химических наук):
– Прежде всего, надо сказать: Валентин Григорьевич был православным человеком и исповедовал православные ценности. Надо помнить: мы не просто русский народ, русский – значит православный. Да, в Конституции РФ идеология не прописана. Когда-то она была прописана, и чем это закончилось. Но у нас есть русская идея, а это сохранение православия до конца времён. Сколько осталось до конца – зависит от Господа и от нас…
***
Главным итогом круглого стола можно считать достигнутое участниками понимание, что, во-первых, патриотизм – одна из основных базовых мировоззренческих ценностей России, во-вторых, нельзя подходить к воспитанию патриотизма формально-лозунгово, особенно теперь, во время военных действий НАТО против России.
Общий вывод: необходима кропотливая патриотическая работа в учебных заведениях всех уровней; отказ от разрушительной прозападной либеральной идеологии, нанёсшей в последние десятилетия очевидный вред самосознанию российского общества.
После перерыва был заслушан проект резолюции, одобренный общим голосованием. Окончательный вариант, во многом созвучный Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», размещён на сайте Иркутского Дома литераторов irkdl@mail.ru и разослан по указанным инстанциям.
Подготовила Валентина СЕМЕНОВА
***
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола «Посоветуемся с Распутиным–2023» на тему «Патриотизм – не право, а обязанность»
Участники заседания признали необходимость выработки государственными структурами и общественными движениями усиленных мер в утверждении и развитии патриотизма.
В выступлениях иркутских историков, представителей областной и городской власти, регионального отделения Союза писателей России были предложены конкретные меры по оздоровлению духовной атмосферы в Приангарье.
В области воспитания подрастающего поколения:
– в общеобразовательной школе, в начальных классах, ввести уроки народной культуры с включением фольклора, русской народной песни, элементов народных ремёсел;
– в средних и старших классах вести воспитательную работу не на основе прямолинейных лозунгов и пропагандистских клише, а с привлечением ярких примеров из истории и художественной литературы, вызывающих сочувствие к трудной судьбе родной страны и в то же время рождающих чувство гордости за тех, кто защищал и защищает Родину на полях сражений, благодарности к труженикам, обустроившим Россию, Сибирь;
– разработать методические рекомендации по этой теме в помощь педагогам и воспитателям;
– создать учебник по истории Иркутской области;
– в нынешний Год наставника и педагога вернуть самостоятельность старейшему Иркутскому государственному педагогическому институту, попавшему в состав госуниверситета из-за непродуманной политики «оптимизации» вузов, – в городе и области катастрофически не хватает учителей;
– рассмотреть деятельность областных библиотек, проверить книжные фонды на предмет содержания деструктивной литературы, обратить внимание на избыток иноязычной лексики в объявлениях, программах и проч. – в соответствии с Федеральным законом от 28 февр. 2023 г. «О внесении изменений в ФЗ "О государственном языке РФ"»;
– продолжить совершенствование экспертизы качества книгоиздательских и других проектов, поступающих на конкурс субсидий министерства культуры Иркутской области;
– поднять на более высокий уровень проведение Дней русской духовности и культуры «Сияние России», День славянской письменности и культуры, День русского языка (в день рождения А.С. Пушкина), расширить участие православного священства, духовной музыки и пения, колокольного звона;
– консолидировать культурные проекты на близкие темы, не распылять силы на мелкие события, составлять сводный план мероприятий на год.
В области СМИ:
– выработать пути государственного влияния на программы частных изданий и радиостанций низкого духовно-нравственного уровня;
– насытить газеты «Областная» (Учредитель: Правительство Иркутской области, Законодательное Собрание ИО) и «Иркутск» (Учредитель: Администрация города Иркутска) материалами, направленными «на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании» – в соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г.;
– создать механизм контроля за рекламой и вывесками с иноязычной лексикой и шрифтом.
***
Резолюция принята 21 марта 2023 г. Адресована: Губернатору Иркутской области; Председателю Законодательного собрания Иркутской области; Мэру города Иркутска; Председателю Иркутской городской думы
От имени участников Круглого стола «Посоветуемся с Распутиным – 2023» на тему «Патриотизм – не право, а обязанность» – организаторы, члены ИРО Союза писателей России: БАРАНОВ Ю.И., КОЗЛОВ В.В., СЕМЕНОВА В.А., ЖИВЕТЬЕВ М.