Памяти Ирины Антоновой
Нынешний год не перестает подвергать нас серьезным испытаниям на гражданскую и человеческую прочность. В трудных условиях встретили и отметили мы юбилей Великой Победы 45-го года. Русская история и культура вместила в 2020 год судьбоносные юбилеи от 640-летия Куликовской битвы до 140-летия Александра Блока, автора цикла стихов о поле Куликовом. Эти даты и имена поддерживают нас сегодня.
Но велики и утраты этого года. Ушла из жизни Ирина Александровна Антонова, бессменный на протяжении более чем полувека руководитель Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Она родилась в семье легендарного матроса Октябрьской Революции Александра Антонова. До Революции дочь матроса и думать не могла о высшем образовании – но отец открыл ей и миллионам способных молодых людей путь к знаниям и науке – в 1940 году она стала студенткой Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ), готовилась стать искусствоведом.
Но началась война – и ей пришлось отстаивать завоевания своего отца. Может быть именно в это время она постигла главные уроки преданности отечественной культуре. Она никогда не разменивала их на сиюминутные веяния моды и новизны. Традиции мировой и русской культуры были для неё незыблемы. Она окончила курсы медсестёр, и с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне.
Весной 1945 года она окончила МГУ (ИФЛИ объединили с МГУ) и с 10 апреля начала своё служение искусству в Пушкинском музее.
Пришла Победа. Из побеждённой Германии возвращали похищенные нацистами произведения искусства. И Ирине Антоновой, молодой способной сотруднице музея, присваивают звание майора и готовят к командировке в Германию для отбора культурных ценностей. Но командировка отменяется, и майор Антонова в Москве принимает и классифицирует присылаемые из Германии картины и статуи.
В 1961 году, когда Гагарин взлетел к звёздам, в карьере Ирины Александровны тоже произошёл взлёт – она стала директором музея, в котором начинала работать.
И здесь в полной мере раскрылся её организаторский талант. Она организует международные выставки «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и множество других. В 1981 году вместе с великим пианистом Святославом Рихтером она основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», которому сейчас присвоено имя Рихтера.
При этом она вела и научную, и преподавательскую работу, на её счету более сотни серьёзных публикаций, преподавание в МГУ, в Институте кинематографии, в Институте восточных языков в Париже.
Её музей посещали с любовью и интересом и руководители государства, и младшие школьники. Она всегда была подвижником и воинствующим защитником подлинных художественных ценностей.
Ирину Александровну Антонову будут помнить все, кто хоть однажды прикоснулся к её большому делу.
Г.А. ЗЮГАНОВ, Председатель Высшего совета ВСД «Русский Лад», председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ
Источник: «КПРФ.ру»