«Падающий» Блок или падающий авторитет власти? О культуре в культурной столице
В последнее время в СМИ немало материалов с возмущением по поводу установки монумента, получившего в народе название «падающий» Блок. Хотел бы поблагодарить авторов за публикации и их гражданскую позицию. И есть желание самому высказаться по безобразному поводу.
Постановка такого предмета (памятником такое изваяние трудно назвать, тем более, памятником поэту), на мой взгляд, очередное русофобское действо, которые граждане России переживают уже три десятилетия. Это осквернение памяти нашего выдающегося литератора, общественного деятеля и в целом русской литературы, культуры. Это, считаю, и унижение достоинства русского народа, чьим представителем и плотью от плоти которого являлся Александр Александрович Блок.
В последние месяцы по теле- и радиоканалам много говорится о русофобии за рубежом. Но, вот она, русофобия в самой России. Разберитесь, представители власти, сначала с этим гнусным явлением внутри страны, а потом уже обвиняйте других. Но давно известен принцип, мягко говоря, неумелых управленцев: легче обвинять кого-то, чем делать самому.
Можно и нужно адресовать русофобию создателям «предмета» (скульптор Ротанов и архитектор Кожин). Но разве городские власти в стороне? Они же согласовывали установку этого убожества около дома поэта, они же были на так называемом открытии этой халтуры. Так что они, считаю, имеют самое непосредственное отношение к проявлению, считаю, факта русофобии в городе, где около 90 процентов всего населения составляют русские. Это русский город, где живут и люди иных национальностей. И подобная поделка – оскорбление всех питерцев, ибо Блока не зря называют самым петербургским поэтом.
В одном из комментариев к статье Боброва ставится вопрос – почему молчит Петербург? Но Питер не молчит. Это изваяние вызвало массу возмущения и протестов среди горожан. Стоит посмотреть интернет. Сам высказывался по данному безобразию информагентствам, написал стих, где выразил неприятие этой русофобской выходке (https://stihi.ru/2023/01/10/3071). Не хочется проходить мимо подобного оскорбления своего народа и своей культуры.
Основные городские СМИ пытаются замалчивать народный протест. Но его не остановить. И этот протест является катализатором негативного отношения к власти в целом. Если создатели и установщики монумента ставили целью добиться активизации критического отношения к действующей городской и федеральной власти, то они с большой эффективностью выполнили свои планы.
Блока можно назвать народным поэтом. И зачем провоцировать народ, тем более в период СВО, когда необходимо сплочение всех патриотических сил, когда Россия в опасности. Видимо, в структурах городской власти Питера есть чиновники, думающие иначе. Вряд ли они не предвидели негативного восприятия после установки монумента со стороны горожан, да и жителей всей России. Национал-предатели, о которых говорил президент страны, есть во многих властных структурах.
Унижение, очернение деятелей русской культуры, самой русской культуры, замена её на псевдокультуру, разрушающую личность, – это цели западной закулисы, поставленные ещё после окончания Великой Отечественной войны. Они агрессивно решаются западными центрами самостоятельно и через своих наймитов (национал-предателей) в России. Задача – разложение российского общества, затем полная и безоговорочная колонизации нашей страны. Осуществлению этих целей служат подобные поделки, в создании которых участвуют скульптуры, художники, архитекторы и представители власти, одобряющие и устанавливающие такие «шедевры».
Сама фигура, похоже, мужская фигура этого монумента производит весьма мрачное впечатление, действует угнетающе на психику. И она падает… Так что это изваяние, полагаю, можно назвать символом падающей власти этих самых национал-предателей, окопавшихся в чиновничьих структурах разного уровня, которые на протяжении 30 лет под управлением коллективного Запада давят нашу страну и народ. Их время уходит, их мрачное давление на России, мрак падает в бессилии… он уже не сможет угнетать нас более. Именно так, полагаю, и стоит воспринимать эту поделку, падающая власть национал-предателей. Старающаяся с трудом держаться на ногах, но… неудержимо падающая. И вот здесь вспоминаются блоковские строки:
Так – негодует всё, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Характерно, что монумент, названный властями «памятник Блоку», был открыт 6 января 2023 года, вскоре после празднования 100-летия создания СССР. Может быть, власти так хотели высказать своё отношение к первому в мире социалистическому государству. Ведь Блока называют певцом революции, он приветствовал создание Советской России, РСФСР.
В комментарии к статье Боброва одна дама высказывается «Может, и поделом?». Т. е. поделом Блоку за его поддержку революции. Но здесь надо отдать должное предвидению поэта. Современное человечество не создало более эффективной модели общественно-экономического развития, чем советская формация, способствовавшая гармоничному развитию конкретной личности и общества в целом. И Александр Блок, написавший немало изобличающих капитализм стихотворений, силой своей интуиции чувствовал: наступает период более светлого и справедливого будущего для нашей страны.
В культурной сфере города-героя Ленинграда давно не всё ладно. Вышеназванный эпизод – лишь один из фактов русофобии, пошлости и бескультурья в Северной столице. А их за последние годы накопилось немало. Это и страшная фигура Петра I, автор Шемякин. В конце 2012 года в Эрмитаже, который называют главным музеем страны, прошла выставка братьев Чемпен «Конец веселья», вызвавшая бурю негодования среди горожан. В прокуратуру поступило более 100 жалоб на организаторов и авторов этого шабаша.
В помещениях здания бывшего Генштаба, отданного сегодня Эрмитажу, выставили экспонаты в эсесовской форме третьего рейха, которые ещё и совокуплялись. Это, считаю, не только безнравственно, но и реабилитация нацизма.
Об этом «мероприятии» писал новостной портал Лента – «Обгорелые совокупляющиеся нацисты. Гитлер-клоун. Разрушенный, заваленный трупами «Макдональдс». А ведь о разрушительном воздействии «творчества» братков Чепмен было известно давно. Зачем же коллектив Эрмитажа, руководимый Михаилом Пиотровским, и минкульт России приглашали этих проходимцев, какие цели преследовали?
В 2014 году Эрмитаж приглашает европейскую биеннале «Манифеста 10». Предоставляет свои залы под «шедевры» современного европейского искусства, которые сродни поделкам людей с низкой социальной ответственностью и подростковым развитием.
Летом 2016 года в центре города на здании военного училища была установлена памятная доска фашистскому пособнику финскому маршалу Маннергейму, виновному в убийствах сотен тысяч ленинградцев в годы блокады города, убийствах и изгнании десятков тысяч русских с территории Финляндии в 1918-1920 годах. Это, считаю, преступное действо – опять же реабилитация нацизма – в городе-герое проводили глава администрации президента России Сергей Иванов, министр культуры Владимир Мединский и бывший глава избиркома Владимир Чуров. Жители города были возмущены и добились снятия этого позора со стены училища.
Осенью 2016 года в том же Эрмитаже прошла выставка весьма сомнительного бельгийского арт-художника Яна Фабра «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты». Выставка этого «рыцаря отчаяния» и живодёра также вызвала многочисленные возмущения жителей Петербурга. В «Аргументах и фактах» от 14.11.2016 года вышла статья с заголовками «Шоу для живодёров?.. Морг вместо музея». Чего добивались названные руководители Эрмитажа и страны, проводя подобные «шоу»? Разложения и фашизации общества? Вряд ли они не понимали последствий своей деятельности.
Но это наиболее известные факты, а сколько их ещё… С приходом новой администрации Петербурга, как видим, ситуация в городе-герое Ленинграде не изменилась.
Осенью 2021 года городская власть отдала под венчание Гоши Романова-Гогенцоллерна главный храм Петербурга – Исаакиевский собор. При этом давно известно, что его дед Владимир Романов, самочинно назначивший себя главой императорского дома, являлся фашистским прихвостнем, приветствовал нападение Гитлера на Советский Союз в июне 1941 года. Для заморского визитёра, выросшего вдалеке от России, и «чёрного интернационала», съехавшегося на эту тусовку, заготовили ещё салют, почётный военный караул, пикничок в Доме учёных на Дворцовой набережной…
26 июня 2022 года в пригороде Петербурга – г. Пушкине в рамках фестиваля «День Русской славы» проводилась выставка «Мариуполь – битва за Русский мир», вызвавшая большие претензии чиновников Пушкинского района Северной столицы. Зам. главы района Татьяна Боголюбова безапелляционно потребовала удалить все обозначения «Z» и «V», символы СВО. Заявила, что фигурки Героев ДНР – Арсения Павлова (Моторолы) и Михаила Толстых (Гиви) – олицетворяют «милитаризм и пропаганду оружия».
Действия чинуши Боголюбовой, полагаю, носили антигосударственный характер, порочащий проведение СВО на Украине. Но её поддержал вице-губернатор Петербурга, курирующий вопросы культуры, Борис Пиотровский-младший. Он признал действия чиновницы в отношении выставки оправданными. Справедливо утверждало информагентство Рамблер: Смольный фактически способствовал распространению западной пропаганды.
С июня по октябрь 2022 года на Малой Конюшенной ул. «Торговая фирма «СПб Дом книги» проводила летние «Книжные аллеи»-2022. На них представлялось большое количество книг. Но там не видно было книг о Донбассе. А ведь специальная военная операция на Украине, защита жителей Донбасса – приоритетная задача нашей страны. Об этом неоднократно говорили руководители России.
Так что ситуация с монументом, названным властями города «памятник Блоку», считаю, типична для современной реальности. Но эту реальность необходимо менять конкретно и бесповоротно. Для этого нужна политическая воля во имя отстаивания национальных интересов. А есть ли она у федеральной власти, покажет ближайшее время.
Андрей АНТОНОВ, член Союза писателей России и ВСД «Русский Лад», Ленинград-Петербург
***
ЗАЧЕМ ТАК С БЛОКОМ?
Зачем же скульптор Блока так
В наклонном положении
Изобразил. Где он, чудак,
Находит вдохновение?
Быть может, то пивной бокал,
Душистые кальяны?
Градосовет, тот поддержал,
Ведь в фаворе смутьяны.
Заказчик – городская власть
Изысками не блещет.
Халтура, видно, ей под стать,
Европа рукоплещет.
Что скульптор выразить хотел,
В чём творческие планы?
Их вряд ли кто понять сумел,
Бездарны и туманны.
А где же руки?.. Как пиит
Чертал пером сюжеты
Своих стихов, своих сюит…
Не рассчитали сметы?
Где шевелюра, где полёт,
Что свойственны поэту.
С трудом какой-то обормот
Бредёт по белу свету.
Вот-вот бедняга упадёт,
Закончится мученье.
Скажите, а куда идёт
Ужасное творенье?
Но внятный не дают ответ
Ваятель и заказчик.
Бульвар… полулежит предмет -
Безвкусицы образчик.
Январь 2023