«Он смело сеял просвещенье...» Чем велик был Петр Великий?
Царь Петр Алексеевич Романов, вошедший в историю как первый император Российской империи и удостоенный титулом «Великий», – важнейшая для России фигура. У каждого незападного народа, шагающего теперь вровень с поступью прогресса, есть герой, который вырвал его из средневекового застоя, превратил в современную нацию, переняв все лучшее у Запада и в то же время не позволив стать легкой добычей для западного империализма и колониализма. У японцев это император Мейдзи, у турков – Мустафа Кемаль Ататюрк, у китайцев Сунь Ятсен. У русских – Петр Великий.
Неудивительно, что их глубоко и искренне почитают благодарные потомки, несмотря на ошибки и даже жестокие эксцессы, которыми, бывало, сопровождалось их правление. И выглядело естественно и логично, что президент России вспомнил Петра Великого, выступая в эти юбилейные дни перед молодыми учеными и предпринимателями. Удивляет другое – как он оценил вклад Петра в историю нашей страны. Петр, оказывается, представляется главе сегодняшней России значимой фигурой, лишь потому что он «территории расширял»... Но этим ли был велик Петр? Разве за завоевание восточного побережья Балтики потомки нарекли его Великим?
За ответом на этот вопрос обратимся к Александру Сергеевичу Пушкину. В 1826 году, обращаясь к новому императору – Николаю Первому – поэт рисует величественный образ его предка Петра Первого и призывает Николая «во всем быть пращуру подобным». Вот какими словами Пушкин описывает Петра:
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Ни слова о завоеваниях тут нет. Пушкин, конечно, и о них упомянул, но в другом месте, в «Медном всаднике», где Петр говорит:
Отсель грозить мы станем шведу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...
Таким образом, завоевания не были для Петра самоцелью и никаких стремлений «возвратить свое» Петр не вынашивал. Да и, правду сказать, побережье Балтики – довольно скромное приобретение по сравнению с теми, что присоединили другие цари. При Иване Грозном, например, Московская Русь приросла и Поволжьем, и Уралом, и Сибирью. Видеть в Петре какого-то великого завоевателя как минимум антиисторично.
Петр считал, что его историческая миссия в другом – преобразовать Россию, превратить ее в державу, которую можно поставить вровень с европейскими державами. Именно для этого, а не в память о новгородских предках ему было нужно «окно в Европу»!
И Петр выполнил эту миссию. Главная его заслуга состоит в том, что он «сеял Просвещенье», был мореплавателем и плотником... Петр был обращен в будущее, а не в прошлое. Его, собственно, мало интересовало, жили ли славяне в Приладожье в эпоху Новгородской республики. Зато его очень интересовало, будет ли у России своя Академия наук и свой университет.
Давайте вкратце перечислим самые основные достижения Петра. До царя-реформатора на всю огромную Россию имелось всего около 60 мануфактур (самые крупные – Пушечный двор и Оружейная палата в Москве). При Петре на просторах империи появились более 2000 мануфактур – целая промышленность по тем временам. По указу Петра были построены медеплавильные заводы в Олонецком крае, чугунолитейные на Урале, начата добыча каменного угля в Рязанском крае. Для нужд промышленности Петр повелел начать разведку недр и были открыты залежи сердолика, селитры, торфа, угля, хрусталя и т.д.
За правление Петра Первого в России были основаны около 100 селений, включая 10 городов. Это не только Санкт-Петербург – невская столица, не уступавшая величественностью лучшим европейским городам. Это и такие города, как Таганрог, Петровск, Каменск-Уральский, Петрозаводск, Бийск.
Практически с «нуля» был построен мощный флот, насчитывавший 36 линейных кораблей и 11 фрегатов. На месте прежней армии, напоминавшей средневековое дворянское ополчение, была создана регулярная армия европейского типа, разделенная на полки, батальоны и роты, с профессиональным офицерским составом из дворян и солдатами-рекрутами. Армия была оснащена пушками (гаубицами и мортирами) и гладкоствольными ружьями – «фузеями». К концу правления Петра русская армия насчитывала 310 тысяч человек (вместе со 100-тысячной казачьей и калмыцкой конницей) и представляла собой серьёзную боевую силу. В течение будущих полутора веков (вплоть до Крымской войны) ей предстояло одерживать славные победы.
Для поддержания порядка в городах была создана регулярная полицейская служба, каковой Московия до тех пор не знала (эта обязанность возлагалась на местное самоуправление и города, а тем более – дороги и леса были полны воров и разбойников). Помимо поимки преступников, полиция при Петре стала заниматься благоустройством улиц, тушением пожаров, проверкой качества товаров на рынках и другими полезными для общества делами.
Государство Петр преобразовал по немецкому образцу, создал коллегии-министерства вместо приказов, где сидели дьяки. Была принята «Табель о рангах», возник корпус чиновничества, получавших жалование из казны.
Все это требовало образованных людей, специалистов. Петр повелел дворянским детям учиться и сдавать экзамены перед началом государственной службы. По приказу Петра практически в каждом городе было открыто по одной духовной и одной светской школе, положено начало гимназическому образованию, всю страну покрыли «цифирные» (начальные) школы (каковых допетровская Русь не имела). В Москве были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская «школы» (фактически – институты), «школа математических и навигацких наук», в Петербурге – инженерная школа и морская академия, горные школы при заводах.
В целях упрощения учебы был принят новый унифицированный гражданский алфавит. Был налажен выпуск первой газеты. Петр готовил учреждение Академии наук и университета при ней (они были открыты через год после его смерти). В Россию были приглашены ведущие иностранные ученые, а молодые россияне отправились учиться за границу.
В правление Петра в школах обучились грамоте более 3 тысяч детишек недворянского звания и практически все дворянские дети, которые без этого не только не могли служить, но и не имели права жениться. Напомню, что в Московской Руси царила почти поголовная неграмотность, часто звучали жалобы, что даже священники неграмотны и перевирают церковные молитвы.
Наконец, Петр начал выстраивать самую современную по тем меркам систему медицинской помощи. Он велел создать сотни лазаретов, 10 госпиталей, при которых были устроены госпитальные школы для подготовки медперсонала. В правление Петра был издан первый русский учебник по медицине.
Одним из ранних своих указов Петр запретил продавать травы в лавках (где часто продавали зелье, от которого травились) и учредил сеть государственных аптек.
Про Сталина говорили, что он принял Россию с сохой, а оставил – с атомной бомбой. Про Петра также можно сказать, что он принял Россию, где не было начальных школ, аптек, госпиталей, вузов, флота, современной армии, заводов, а оставил своим наследникам державу европейского уровня.
В этом главные заслуги Петра Великого. При этом меня лично совсем не удивляет, что про эти заслуги наши власть имущие «забывают» и все больше талдычат о каких-то «завоеваниях Петра», каковых у него, прямо скажем, все же было немного. Нынешним властителям России невыгодно вспоминать об истинных заслугах Петра, потому что люди ведь начнут сравнивать...
Нынешняя «элита» – все эти Ельцины, Собчаки, Чубайсы и Гайдары и их заместители, выдвинувшиеся в первый эшелон позже, пришла к власти 30 лет назад. Тогда еще Россия имела мощные системы промышленности, образования, здравоохранения, доставшиеся ей от РСФСР и СССР, созданные Петром ХХ века – Сталиным (который тоже со своими соратниками с нуля выстроил промышленность, создал регулярную армию и милицию и открывал школы, вузы и больницы). И что же сделали Чубайсы, Собчаки и их приближенные с петровским и сталинским наследием?
Были уничтожены около 70 тысяч промышленных предприятий, уничтожена колхозная система с ее колхозами и совхозами – гигантами и миллионерами. Опустели десятки городов и тысячи сел, вузы неумными реформами превращены в конторы по штамповке дипломов, «оптимизированы» сельские школы. В 2000 году в России было 10 тысяч школ и больниц, теперь – около 5 тысяч. То есть нынешние власть имущие сделали нечто противоположное тому, что сделал со страной Петр Великий (а потом и Иосиф Сталин).
Рустем ВАХИТОВ