Ох, горько же теперь писателю Горькому!

Ох, горько же теперь писателю Горькому!

В номере «Правды» за 19—22 января с.г. была опубликована статья под заголовком «В МХАТ возвращается М. Горький? Ой ли!». Её автор — известный театровед и театральный критик Галина Ореханова, много лет заведовавшая литературной частью МХАТ имени М. Горького. Можно сказать, что все эти годы она была верной помощницей и надёжным соратником Татьяны Васильевны Дорониной, которая успешно руководила созданным ею замечательным творческим коллективом.

Но постоянные читатели нашей газеты хорошо знают, что произошло через тридцать с лишним лет её руководства. Неожиданное увольнение министерством культуры РФ корифея русской сцены и одновременное назначение на её место в конце 2018-го совершенно непригодного и недостойного персонажа по имени Эдуард Бояков открыли трагический период в истории театра, являющегося одним из двух прямых наследников великого детища К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

И вот — продолжение трагедии следует.

Собственно, потому и взялась за перо Галина Александровна Ореханова, несмотря на тяжелейшее состояние, в котором она сейчас находится. Дело в том, что летом прошлого года ей пришлось перенести клиническую смерть и она была возвращена, как говорится, буквально с того света. Положение и теперь во многом остаётся критическим. Однако любовь к родному театру и острейшая тревога за его судьбу не позволяют Галине Александровне устраниться от происходящего в стенах МХАТ и вокруг.

А что же здесь происходит? Беда, по-другому не скажешь. Да ещё какая беда! Ведь столько сил было положено, в том числе авторами «Правды», дабы в конце концов выдворили из  МХАТ бездарного пустозвона и ловкого дельца, каковым сполна проявил себя Бояков. Понадобилось почти три года упорнейшей борьбы! Но в результате оказывается, что тревога за уникальный русский театр не только не уменьшилась, а в чём-то ещё более возросла.

Именно об этом с болью сердечной написала Галина Ореханова в упомянутой мною статье. И поводы у неё весьма серьёзные.

В самом деле, главный вопрос, который волновал и продолжает волновать всех, кто искренне переживает за МХАТ, кратко можно сформулировать следующим образом: насколько этот театр будет соответствовать заветам своих великих основоположников? Заветам, достойно реализовавшимся выдающейся воспитанницей мхатовской школы Татьяной Дорониной.

На поверку же вырисовывается чудовищный парадокс. Те, кому по предоставленным в театре руководящим должностям прежде всего вроде бы положено продолжить дело Дорониной, этим вовсе не озабочены. А озабочены они совсем другим, противоположным!

Для них былой МХАТ, ставший вершиной русского реалистического, психологического театра, — это нечто консервативное, примитивное, сугубо несовременное. И задачу свою они видят в том, чтобы всё это ПЕРЕФОРМАТИРОВАТЬ, то есть в корне изменить.

Впрочем, вслед за Г. Орехановой давайте конкретизируем, кто же есть эти «они». И первыми возникают две должности, два имени — генеральный директор Владимир Абрамович Кехман и главный режиссёр Галина Александровна Полищук.

Что сразу о них можно сказать? На удивление изначально они далеки от МХАТ — от его идеологии и эстетики. Более того, всему этому чужды. И если Кехман, виртуозно директорствующий в двух музыкальных театрах — новосибирском и петербургском, МХАТ воспринимал просто с полным равнодушием, то Полищук, по меньшей мере, с презрением. Она даже и не скрывает этого. Заявила же: когда, мол, проезжала мимо здания МХАТ, то всегда думала, что не хочет туда войти.

Ну вот, а оказалась в руководстве этим театром. Что же было в голове российского министра культуры при решении о таком назначении? Ведь Ольга Любимова имела перед собой злосчастный опыт своего предшественника Мединского, одарившего МХАТ Бояковым!

Оправданием для назначения Кехмана в директорское кресло были его и в самом деле реальные хозяйственно-административные данные. Именно они, по министерскому рассуждению, сейчас требовались в первую очередь, поскольку в здании театра назрел неотложный капитальный ремонт.

И ремонтом он занялся умело. Но как с художественным наполнением знаменитой некогда сцены? Тут бразды правления взяла Полищук.

Нет, нельзя сказать, что Кехман совсем отошёл от влияния на творческую программу театра — не таков характер у Владимира Абрамовича. Однако в основном доверился энергичной Галине — это факт. А под её натиском очень скоро как дым растаяли все громогласные обещания, с которыми вступал он на новый свой (третий одновременно!) директорский пост.

С большими обещаниями, мы помним, явился во МХАТ и Бояков. При этом понимая: главное, что надо публично твердить, — «будем следовать курсу Татьяны Васильевны». Чем на деле это обернулось, теперь известно.

Кехман тоже с порога клялся в верности делу Татьяны Васильевны, официально утверждённой на должность президента театра. Особую радость у многих вызывали его заявления о намерении восстановить лучшие спектакли доронинского репертуара. Кое-что действительно было возобновлено. Однако лишь кое-что, не более. В остальном формирование репертуара пошло в иную сторону.

Показательно, что первой режиссёрской работой Полищук на сцене МХАТ стал спектакль под названием «Женщины Есенина». Я-то считаю такое недопустимым, а подтверждение нахожу во всей истории русского и, пожалуй, даже мирового театра.

Слишком откровенно подаётся главная цель — привлечь зрителя. Привлекать людей в театральный зал, конечно, необходимо, но в данном случае именно про подобные варианты говорится: «спекуляция», «дешёвка». Потому что проще простого выстроить целый ряд аналогичных пьес-«приманок»: «Женщины Пушкина», или Лермонтова, или Блока, Маяковского и т.д. Но будет ли в этом подлинное искусство?

Единственным достоинством постановки Полищук я бы счёл портретное сходство исполнителя главной роли с его героем. Но народ-то идёт! Своего рода «клубничка»…

Когда же Полищук пришлось взяться за одного из самых любимых доронинских авторов — Валентина Распутина, получился полный провал. И в ответ на критику поддерживающие её апологеты начали тогда вовсю развивать тему западной формации данного режиссёра. А русские писатели-«почвенники» с их деревенской темой ей, дескать, не родня.

И ведь на самом деле своими пристрастиями и сценической ориентировкой она всё больше и больше подтверждала именно такую оценку. Родилась и росла Полищук в Риге. Трудовое поприще начинала стюардессой в Рижском аэропорту. Несколько наших читателей, откликнувшись на статью Г. Орехановой, написали, что там бы и надо было Полищук оставаться, но вот пошла в режиссёры…

Горбачёвская «перестройка» окончательно закруглила и утвердила её европейско-американский курс. Во всяком случае, довольно обширный список пьес, поставленных ею в разных театрах, русскую и советскую литературу представляет минимально. А если за что-то оттуда и бралась она, то результат следовал подобный «Герою нашего времени», выпущенному в Астраханском драматическом театре пять лет назад.

Мы решили перепечатать полностью статью об этом спектакле из астраханской прессы, чтобы вы, читатели, могли убедиться: к тому времени было уже абсолютно ясно, на что способна такая режиссура. И за это, выходит, Полищук удостоена чести быть взятой в Москву, да ещё главным режиссёром, да к тому же в театр величайших традиций!

Позволю себе поставить вопрос ребром: а смотрел ли кто-нибудь из российского министерства культуры хоть какие-то две-три постановки этого «творца»? У меня на сей счёт бо-о-льшие сомнения. Налицо вопиющий негативный опыт, плоды которого пожинать приходится весьма широко. Полищук продолжает внушительно его пополнять.

Осмыслим то, что вызвало статью Г. Орехановой. В нынешнее время уже не удивляет, когда театр ставит не пьесу классика, а нечто «по мотивам пьесы». Или фильм снимается — тоже «по мотивам». И что сие значит? А любое препарирование текстов, созданных крупнейшими талантами или даже гениями прошлого. Но и на фоне разливанного произвола затеянное Полищук потрясло своим кощунством.

Прочитав сочинённый современным драматургом Еленой Исаевой и руководимой ею «творческой группой» сценарий будущего спектакля, можно было только ахнуть, что действие одного из самых известных и самых сильных горьковских произведений перенесено… в психиатрическую больницу! А от написанного классиком остались лишь несколько фраз да имена действующих лиц.

Крайне возмутившись и решив остановить немыслимое, Галина Александровна Ореханова срочно предложила тогда в «Правду» крик своей души. Надеясь, что скандальная премьера после критической публикации будет хоть на какое-то время отодвинута, чтобы в театре могли одуматься. Но какое там! Чем громче скандал, тем лучше для кассы. Это неписаное правило циников трудно отменить.

И вот в назначенный для премьеры Татьянин день (вызов президенту театра?) кощунство совершается. По зрительским рядам передают, что «даже сама Лариса Долина пришла»: наверное, это вроде свадебного генерала. Но что же происходит на сцене, когда начинается действие? А вот этого пересказать вам, при всём желании, я не могу. Потому что действия-то, собственно, и нет. А есть перенасыщенные медицинской терминологией разговоры пациентов и врачей, понять которые даже при максимальном напряжении без специальной подготовки весьма затруднительно.

В антракте заглядываю в программку. Чудеса! Обычного списка актёров-исполнителей здесь не находится, зато предлагают некое «разъяснение» содержания. Так сказать, концептуальное, потому придётся воспроизвести его целиком. Итак:

«Современный спектакль перестаёт быть иллюстрацией драмы, он использует её тексты для исследования. «Над Не» — это спектакль-исследование человека, его пороков, мотиваций, необъяснимых и нелогичных поступков — таких как любовь, дружба, прощение, жертвенность, ненависть. Исследование мозга, гормонов счастья — дофамина, эндорфина, серотонина и окситоцина, — нейронов и их мгновенной гибели. Всё ради ответа на горьковский вопрос: что же такое человек?

Современный театр отказывается от иллюстрации жизни и обращается к ней исключительно для создания ассоциаций при создании художественного образа, художественного высказывания. Мы блуждали в дебрях текстов Горького в жажде ответа на волнующие нас вопросы о смысле жизни человека, его назначении, Божественном происхождении и пришли к выводу, что «смысл жизни в красоте и смысле стремления к цели, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель» (Максим Горький)».

Умозрительно, как говорится, авторы данного заявления, может, и в самом деле к чему-то для себя пришли. Только никоим образом не следует ничего подобного из предложенного ими зрителям. А предложили отнюдь не художественное исследование — оно подменено какой-то псевдомногозначительной туфтой, сложенной из навала медицинских терминов. Напечатанная благодарность целому списку врачей-психиатров «за сотрудничество и оказание помощи» в определённом смысле оправданна, только показанное на сцене интереснее от этого не становится.

И каково школьникам, которые пришли смотреть М. Горького по своей учебной программе? За государственный счёт их просто обманывают и дезориентируют. Хотя другие зрители тоже дезориентированы. Рекламой многим, кажется, уже внушили: это и есть современный интеллектуальный театр. После спектакля я спрашивал: «Понравилось?» Так вот, были ответы: «Любопытно», «Необычно», «Нестандартный новый взгляд»…

Словом, из ничего делают нечто, да ещё и ощущение причастности к необычному испытывают. Удовлетворение своего рода. А от чего? Фактически — от пустоты.

Так случилось, что это представление, сооружённое по инициативе главного режиссёра МХАТ Г. Полищук и одобренное гендиректором В. Кехманом, довелось мне смотреть, находясь под глубочайшим впечатлением недавнего прощания с Юрием Мефодьевичем Соломиным. А он ведь не только возглавлял Малый театр, но и всей душой переживал проблемы современной отечественной культуры в целом.

И знаете, что больше всего тревожило, даже мучило его из происходящего ныне на сцене и экране? Как раз то, о чём сейчас пишу: надругательство над классикой.

Убедился я в этом за многие годы близкого общения с выдающимся художником и гражданином. Категорически не мог он принять, до какого безобразия переиначивают великую литературу его коллеги. И в конце концов пришёл к выводу, что нужен специальный закон, который бы этого не допускал.

«Послушайте, — повторял не раз, — есть же специальные законы, охраняющие памятники истории и культуры. Так на табличках и пишут: «Охраняется государством». А разве пьесы Островского, Чехова или Горького не нуждаются в такой защите? Если не принять действенных мер, новые поколения просто не увидят настоящих шедевров, созданных классиками. Вместо них будет сплошное «самовыражение» какого-нибудь Пупкина».

Признавался Юрий Мефодьевич, что именно из-за этого всё реже ходит на премьеры в некоторые театры: «До конца выдержать невозможно, а если встаёшь посреди спектакля, чтобы уйти, — привлекаешь всеобщее внимание. Как быть?»

Страстное возмущение бесцеремонным отношением к великой литературе в театрах, кино, на телевидении он многократно изливал и в своих интервью, и в публичных выступлениях с высоких трибун. Однако я думаю: а был ли конкретный результат? Хоть как-то прореагировало то же министерство культуры, призванное в нужном направлении влиять на творческий процесс? Нет, нет и нет!

Хотя тут вопрос и в том, какое направление считать нужным. Есть мнение Юрия Соломина, Татьяны Дорониной, Василия Ланового — это одно. А есть — Боякова, Кехмана, Полищук. Так на чьей стороне министерство культуры?

Ну да, Боякова всё-таки вынуждены были под большим давлением снять. Но про назначенных вместо него можно сказать однозначно: «Хрен редьки не слаще». Или — «Из огня да в полымя». И что же, теперь минимум три года добиваться освобождения от них?

Этот Кехман, кстати, и высокомерен безмерно. Видимо, сказалось, что сделали его директором сразу трёх театров. Чувствует себя незаменимым? Но театры ведь не собственность его. И если Валерий Гергиев стал одновременно директором и Большого, и Мариинского театров, то Кехман всё же не Гергиев.

А Полищук, как совершенно точно отмечено в статье Г. Орехановой, демонстративно заявляет себя последовательной приверженицей западного направления театрального искусства под названием «постдрама». Что это значит — «постдраматический театр»? Отрицание того искусства, которое в веках росло ранее. Перечёркивание и наследия К.С. Станиславского, и великой литературы, на которой выросли наши классические сцена и кино.

Чудовищно читать переведённые на русский теоретические обоснования глобального культурного бедствия, надвинувшегося теперь и на нас. Казалось бы, против этого стеной должно встать государство в лице прежде всего министерства культуры. Но оно, как ни странно, будто и не слышало ничего о такой угрозе.

На телеканале «Культура» широко отмечался недавно юбилей театрального фестиваля «Балтийский дом», к которому издавна тяготеет Г. Полищук. И что признано главным достижением его за тридцать лет существования? «К счастью, — заявляет ведущий, — большинство зрителей уже перестали задаваться сакраментальным вопросом: «А где же здесь Чехов или Островский?»

То есть вполне может быть спектакль «по Чехову, Островскому или Горькому», в котором и следа нет от этих великих. Ничего! И это нормальненько, даже превосходно.

Однако кто-то в конечном счёте ведь должен за такое ответить? Тем более в стране, где к высшим ценностям относится верность национальным культурным традициям.

Виктор КОЖЕМЯКО

Источник: «Правда»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024