Очеловечивание природы в поэзии Елены Смолицкой
Елена Смолицкая – своеобразный «центр притяжения» на литературной карте Воронежа. Не будучи включенной в «официальную» поэтическую жизнь (Исаевская и Платоновская премии, Совет Молодых Литераторов и т. д.), она (а вернее – ее творчество) представляет собой явление уникальное, органичное и гармоничное.
Связано это, не в последнюю очередь с нравственно-этическим ориентиром поэтессы. Им является Николай Гумилев, на собственном опыте доказавший силу человеческого духа. Соответственно, и в поэзии Елена развивает лучшие традиции Серебряного века, чья тяжеловесность «разбавлена» советской романтикой, без каких-либо прямых ссылок на оную.
Характерным примером будет ее стихотворение «Растениям», в котором автор путем использования «высоких» и «зеленых» образов, зашифровал свои переживания. Данное произведение, несмотря на определенную бедность рифмы, подкупает своей энергичностью и устремленностью куда-то вдаль, в условное «светлое будущее».
Не зря двумя первыми глаголами, которые мы встречаем в тексте, являются «стремиться» и «пробивать», что символизирует описанную мною в четвертом предложении силу духа. Более того – далее идет неожиданное, но логичное (в контексте четверостишия) сравнение растений с Брестской крепостью («шептать: «Держись!» Как Брестская, стоять»). Оно плавно перетекает в игру цвета, которую мы можем наблюдать во второй строфе.
Для описания расцветшего цветка автор использует странное, на первый взгляд, сочетание красок и оттенков («сиреневым и розовым и белым»). Тем не менее, и оно имеет глубокий смысл, который можно трактовать по-разному.
Скажем, сиреневый цвет символизирует некую богоизбранность, особую, мессианскую роль, принадлежащую растениям, и это действительно так, поскольку именно в процессе фотосинтеза формируется кислород, которым дышат все живые существа на Земле (за исключением анаэробов).
Менее яркий, но всё же весьма приметный розовый цвет – признак того, что за горделивой внешностью скрывается изящество, выраженное последней строкой второго четверостишия («как сердце, раскрывая лепестки»).
Последний «оттенок зелени», белый – как бы логически завершает собой построенную поэтессой композицию, плавно, но планомерно подводя нас к финалу стихотворения. В нем, в очередной раз подчеркивается важность растений для человечества, однако данный образ имеет и второе, неявное значение.
Учитывая литературно-художественные взгляды и предпочтения автора, можно предположить, что могучую силу природы, он «очеловечивает», скрыто сравнивая «зеленых, безмолвных собратьев» с теми, кто защищал свою Родину, какой у растений является вся земля.
Соответственно, главной мыслью текста, по моему мнению, будет завуалированный призыв к людям, брать пример с того, что их окружает, так – как Бытие, пусть и не всегда, но определяет наше сознание (хотя с этим можно поспорить), формируя, тем самым, картину мира.
Картина же мира, представленного стихотворением Елены – заставляет сердца читателей биться в унисон с сердцем автора, что не характерно для современной литературы, ставящей своей целью не приобщение читателя к прекрасному, а приобщение прекрасного к примитивным мыслям и чувствам среднестатистического человека.
В этом его (стихотворения) преимущество и сила, по сравнению с некоторыми аналогичными произведениями постмодернистов и авангардистов, однако и к консервативно-почвеннической поэзии, замкнутой в самой себе, данный текст нельзя отнести, поскольку поэзия Елены – гораздо выше и больше, что я и хотел показать в своей работе.
Савелий КОСТРИКИН