Очеловечивание природы в поэзии Елены Смолицкой

Очеловечивание природы в поэзии Елены Смолицкой

Елена Смолицкая – своеобразный «центр притяжения» на литературной карте Воронежа. Не будучи включенной в «официальную» поэтическую жизнь (Исаевская и Платоновская премии, Совет Молодых Литераторов и т. д.), она (а вернее – ее творчество) представляет собой явление уникальное, органичное и гармоничное.

Связано это, не в последнюю очередь с нравственно-этическим ориентиром поэтессы. Им является Николай Гумилев, на собственном опыте доказавший силу человеческого духа. Соответственно, и в поэзии Елена развивает лучшие традиции Серебряного века, чья тяжеловесность «разбавлена» советской романтикой, без каких-либо прямых ссылок на оную.

Характерным примером будет ее стихотворение «Растениям», в котором автор путем использования «высоких» и «зеленых» образов, зашифровал свои переживания. Данное произведение, несмотря на определенную бедность рифмы, подкупает своей энергичностью и устремленностью куда-то вдаль, в условное «светлое будущее».

Не зря двумя первыми глаголами, которые мы встречаем в тексте, являются «стремиться» и «пробивать», что символизирует описанную мною в четвертом предложении силу духа. Более того – далее идет неожиданное, но логичное (в контексте четверостишия) сравнение растений с Брестской крепостью («шептать: «Держись!» Как Брестская, стоять»). Оно плавно перетекает в игру цвета, которую мы можем наблюдать во второй строфе.

Для описания расцветшего цветка автор использует странное, на первый взгляд, сочетание красок и оттенков («сиреневым и розовым и белым»). Тем не менее, и оно имеет глубокий смысл, который можно трактовать по-разному.

Скажем, сиреневый цвет символизирует некую богоизбранность, особую, мессианскую роль, принадлежащую растениям, и это действительно так, поскольку именно в процессе фотосинтеза формируется кислород, которым дышат все живые существа на Земле (за исключением анаэробов).

Менее яркий, но всё же весьма приметный розовый цвет – признак того, что за горделивой внешностью скрывается изящество, выраженное последней строкой второго четверостишия («как сердце, раскрывая лепестки»).

Последний «оттенок зелени», белый – как бы логически завершает собой построенную поэтессой композицию, плавно, но планомерно подводя нас к финалу стихотворения. В нем, в очередной раз подчеркивается важность растений для человечества, однако данный образ имеет и второе, неявное значение.

Учитывая литературно-художественные взгляды и предпочтения автора, можно предположить, что могучую силу природы, он «очеловечивает», скрыто сравнивая «зеленых, безмолвных собратьев» с теми, кто защищал свою Родину, какой у растений является вся земля.

Соответственно, главной мыслью текста, по моему мнению, будет завуалированный призыв к людям, брать пример с того, что их окружает, так – как Бытие, пусть и не всегда, но определяет наше сознание (хотя с этим можно поспорить), формируя, тем самым, картину мира.

Картина же мира, представленного стихотворением Елены – заставляет сердца читателей биться в унисон с сердцем автора, что не характерно для современной литературы, ставящей своей целью не приобщение читателя к прекрасному, а приобщение прекрасного к примитивным мыслям и чувствам среднестатистического человека.

В этом его (стихотворения) преимущество и сила, по сравнению с некоторыми аналогичными произведениями постмодернистов и авангардистов, однако и к консервативно-почвеннической поэзии, замкнутой в самой себе, данный текст нельзя отнести, поскольку поэзия Елены – гораздо выше и больше, что я и хотел показать в своей работе.

Савелий КОСТРИКИН

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024