Обыденность фашизма
Фашизм изначально был крайне буржуазным, подчеркнуто мещанским, обыденным явлением. Никаких «упертых фанатиков» по сути, никаких «оккультных орденов», никаких «арийских истин» – все это, разумеется, имелось, но играло сугубо подчиненную, вторичную роль. Причем даже в пропагандистском плане эффективность указанного была крайне мала (напоминая «эффективность» разного рода «25-х кадров» и Ко в современной рекламе – кои работают исключительно на тех, кто оные предлагает: так и нацистская «оккультщина» была нужна только для того, чтобы кормить продвигающих ее адептов – вроде Розенберга).
А реальной «рекламой» режима – тем механизмом, который привлекал к нему народные массы – было совершенно иное: идея легкого завоевания Восточной Европы, легкого получения ее территорий и ресурсов.
Почему? Ну, во-первых, была «память» времен Первой Мировой войны, когда восточноевропейские страны – включая Россию, как это ни печально – выглядели много слабее, нежели «настоящие европейцы» в лице французов или британцев. А особо «закусываться» с последними фашисты изначально не собирались – это потом уже стало понятно, что западные страны не готовы, а точнее, просто не желают сопротивляться всерьез. И поэтому могут быть с легкостью побеждены. Изначально же прямо говорилось: мы будем решать свои проблемы за счет России и прочих Польш.
Ну, а во-вторых, в Европе 1930 годов господствовал образ СССР как «колосса на глиняных ногах» – слаборазвитой аграрной страны, существующей только благодаря репрессиям злобных большевиков. Так что надо было просто посильнее ударить – и ждать, когда все посыпется наземь! Какая война? Так, полицейская операция – загонять «славянское быдло» в построенное для него стойло!
Так что немцы ожидали «легкой прогулки» даже до военной кампании 1939-40 годов. После же последней – когда победы посыпались на них, как из рога изобилия – эта уверенность стала еще тверже. Да, они знали, что будут в Москве не позднее осени 1941 года, и строили свои планы на то, как распорядятся захваченными у «русских варваров» ценностями! То же самое можно сказать и про другие фашистские режимы – скажем, итальянский. Там также была в загашнике блестящая – с точки зрения Италии – «эфиопская кампания», и они прямо ожидали чего-то подобного в войне с Россией.
На этом фоне пресловутый «фанатизм» был просто излишним. По сути, он появился лишь после поражения, когда началось «переосмысление случившегося» и выработка хоть какого-то более-менее приличного исторического мифа для объяснения того, почему так легко получилось стать убийцами и карателями! До этого же практически никто в Европе не считал немцев или, скажем, итальянцев чем-то отличающимся от «среднеевропейского стандарта».
Кстати, если брать пресловутые «факельные шествия», разнообразные парады, «триумфы воли» и прочие массовые мероприятия, а также красивые мундиры, торжественные клятвы и иную подобную шелуху, то стоит сказать, что указанное в 1930 годах было более чем нормой. И да: нормой не в пресловутых «тоталитарных странах» – скажем, в ужасном СССР – а наоборот, в центрах «развития и цивилизации».
Потому что те же масштабные парады с «человеческими картинами», всевозможная «шагистика» в разнообразных мундирах и все такое – это, по сути, прямая отсылка к «позднеаристократической жизни», к эпохе Виктории или даже к Наполеонике, когда армии превращались в «парадные машины» (солдаты шли в ярких мундирах прямо на врага), а все остальные (гражданские структуры) пытались копировать эту самую армию. Поэтому нацистские съезды мало чем отличались от ... съездов религиозных конгрегаций в тех же Соединенных Штатах. Хотя что там: порой разного рода методисты и попышнее церемонии организовывали...
Отсюда же – «культ спорта», «культ здорового тела»: это, по сути, англосаксонская университетская культура, перенятая немецкими или итальянскими студентоусами (которые потом и создавали «нацистскую» или «фашистскую» эстетику). И даже пресловутые «адамовы головы» и отсылки к смерти – это не столько влияние немецких «черных гусар» и т.д., сколько «общемолодежное» увлечение 1920-х годов. Ну да: вон в 1960 годы у молодежи был лозунг «Sex and drugs and rock and roll», а в 1920 – «Memento mori!» Так что фашисты-нацисты оказались неплохими маркетологами по своей сути – то есть они прекрасно «видели тренды» и использовали их в своей деятельности – но не более того. Но это были именно что «тренды», именно что мода – а не пресловутая «технология превращения людей в бездумные винтики», как стало общепринято считать в послевоенное время. Потому что эти самые «люди» всегда были в трезвом уме и доброй памяти – и прекрасно осознавали все, что делают.
Так что когда фашисты сжигали живьем людей в Белоруссии или когда массово перерабатывали евреев на удобрения в Польше, то нет, это было не «помутнение рассудка». А наоборот – совершенно сознательные действия, направленные на «улучшение СВОЕЙ ЖИЗНИ». Кстати, еще раз напомню, что руководство концлагерей вело ... активную коммерческую деятельность. Это также известный – но тщательно замалчиваемый в послевоенное время – факт. И нам осталось множество контрактов, заключенных немецкими городами (например) на «выполнение работ» (ага, не знали бедные немчики о том, что ТАМ творится! Смешно!).
Ну, а применение узников в разных там шахтах и военных заводах – это вообще классика. На самом деле каторга появилась в Европе еще в XVI-XVII веках, а в XVIII-XIX стала общераспространенной практикой. Причем, именно что «пожизненная» – до смерти каторжанина, освобождение там не планировалось в принципе!
Впрочем, ладно – тут я опять слишком углубляюсь в тему, а последняя – бесконечна. Есть множество исследований фашизма – читать их не перечитать! Самое главное одно: уже не раз указанная буржуазность фашизма, его «обыденность» с точки зрения среднего западного человека. Что показывает, что никакого особого барьера между «обывателем» и «фашистом» нет. И что обыватель может превратиться в фашиста практически мгновенно. В реальности это заняло не более пары лет: еще в 1931 году немцы – «нормальные люди», а уже в 1933 – ну, вы поняли. Кстати, и обратная трансформация крайне проста, что показало создание ФРГ. В отличие от ГДР, откуда «фашиствующие» в большинстве своем массово выехали «к соседям» в 1946-60 годах, в ФРГ они только приезжали. Поэтому «средний западногерманец старше 40 лет» образца 1960 года – например – был в прошлом фашистом с очень высокой долей вероятности.
Ну, и разумеется, отсюда нетрудно понять бессмысленность пресловутой «денацификации» – при сохранении указанного стремления к получению выгоды. В том смысле, что, конечно, можно запретить свастики, иные нацистские символики, факельные шествия и прочие внешние элементы. Но «внутреннюю» потребность в фашизме это не изменит. И как только придет время... как только правящему классу снова станет выгодным объявить решение «проблем своего общества» за счет обществ иных, то новая фашизация будет столь же стремительной.
Потому, что империализм («обычный») ВСЕГДА имеет немалый шанс фашистского перерождения. Вне всех этих «культурных норм и правил», религиозных и моральных установок. И единственный – по сути – критерий, который запрещает или разрешает появление пресловутых «торговых агентов Курцев» (т.е. разного рода «фюреров» и «шуцманов») состоит в том, получат ли они карт-бланш на указанное «решение проблем» или нет. То есть, можно ли будет устраивать жизнь за счет других или нельзя.
Это – базис, настоящая основа фашизма! То, без чего последний не может существовать в принципе. Если оно будет – то будет и все остальное, начиная с «Drang nach Osten» и заканчивая лагерями смерти. Будут сгоревшие деревни, будут скинутые в ров трупы, будет разрушение, страдания, смерть – хотя еще вчера те же самые парни, что убивают, насилуют и жгут, были самыми обычными, мирными обывателям, для которых верхом жестокости была драка в пивной.
Но указанное – это уже тема отдельного разговора. Хотя тот факт, что «фашизм – это хорошая жизнь за чужой счет», надо помнить очень и очень хорошо. И прекрасно понимать, что когда в каком-то обществе возникает идея «нам недодали», «надо взять то, что должно принадлежать нам», то закончится все это довольно предсказуемо.
Антон ЛАЗАРЕВ
Источник: «Живой Журнал»