Общеевразийская идентичность и социокультурное многообразие Евразии: что нас объединяет

Общеевразийская идентичность и социокультурное многообразие Евразии: что нас объединяет

Публикуем выступление директора центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия» Алексея Дзерманта на панельной дискуссии в Алтайском государственном университете, где состоялся Международный форум «Точки Роста: мир России — мир Евразии».

***

Что означает «идентичность»? Слово «идентичность» часто звучит, но нужно понимать, что оно означает. Это слово латинского происхождения, оно попало в русский язык из западных языков, где «idem» – это «одинаковый, тот же самый». Идентичность – это то, кем мы себя считаем, с кем себя отождествляем. Идентичность = самость, самотождество. Это ответ на вопрос, кто я такой и те, кто похожи на меня. В этом смысле идентичность бывает разной: национальной, религиозной, гражданской. Это подобного порядка понятия, которые для человека важны, потому что человек существует не в вакууме, он существует в обществе, встречается с похожими на себе с непохожими на себя.

Что такое «евразийский»? Это термин, производный от названия материка, на которым мы все живём и в центре которого находимся. Это понятие имеет несколько измерений. Географически «евразийский» — тот, что принадлежит к материку Евразия. Геополитическое определение связано с тем, что мы считаем Россию и её союзников малой Евразией, или, как называли классики евразийства, Россия-Евразия.

То есть, в геополитическом смысле «евразийский» — термин, который противопоставлен «евроатлантическому», «западному». Геокультурное измерение тоже связано с российским регионом, с Россией-Евразией. А наднациональный уровень проявлен в том, что стало проявляться не так давно – Евразийский экономический союз. Есть люди, для которых появляется эта наднациональная идентичность, как в Европе европейцы (немец европеец), так у нас может быть белорус, русский, кыргыз – евразийцами.

Элементы общности. Что может нас объединять? Прежде, чем перейти к этому вопросу, разберём, откуда произошёл термин «Евразия». Греки придумали многие понятия, они придумали «Европу». Не нужно думать, что «Европа» — это какая-то данность, связанная с географией. Нет, Европа – это миф (всем известен миф о похищении Европы). Но возьмём научный пласт. Геродот и географы греческие рисовали картину мира, на которой изображали три части света: Ливия (Африка), Европа и Азия. Причём Европой называли очень маленькую полоску земли – Грецию. Потом, когда началась колонизация, они стали распространять это название на те земли, где у них были колонии. Интересно, что на Севере, где располагается сейчас Россия, у них была страна от чёрного моря до Тихого океана, которая называлась Скифией. Для них это была большая страна, интересная, варварская, загадочная, но отличная и от Европы, и от Азии. Это тоже греки придумали.

Кто же Евразию объединял? Циклы объединения Евразии начались с самой древности. Первыми были скифы. На карте мы видим, что полоса скифских культур во многом повторяет степной пояс, который является осью Евразии. После скифов пришли тюрки. Мы знаем, что тюрки своей прародиной считают Алтай. Затем появились монголы с движением, которое начал Чингисхан. Русь, Россия – это тоже форма объединения Евразии. Это объединение началось с объединения Севера и Юга, то есть Балтийского и Черноморского регионов, потом началось движение на северо-восток. Разные формы русской, российской государственности объединили это пространство в том виде, в котором мы его знаем.

Важно понимать, что в истории существуют народы-интеграторы. Их миссия – не только строить собственное государство, но и объединять Евразию в некое политическое пространство, давая в нём место другим народам.

Если мы посмотрим на теорию географа Ламанского, то увидим, что он называл Россию, Евразию Срединным миром, который отличен как от Европы, которая синонимична Западной Европе, так и от Азии (Китая, Индии, персидской, арабской цивилизации).

Новый облик Евразии, который сейчас возник, во многом этим представлениям отвечает. Есть древнеазиатские цивилизации, есть высокомерная Европа, с которой у нас конфликт никогда не прекращался, и есть мы – Россия и её союзники.

Это историко-географический контекст. Сейчас посмотрим, какие есть элементы объединения. К ним относятся: историческая память, традиционные ценности (религиозные, семейные), русский язык и культура, материальный базис (инфраструктура, промышленная и транспортная связность), наднациональная бюрократия (элита), представление о будущем.

Историческая память. Мы видим, что для стран евразийского пространства День победы 9 мая – один из ключевых элементов памяти. Потери мы понесли колоссальные, нельзя этот день вычеркнуть. Это точка сборки – победа над фашизмом. Особенно это важно для России и Беларуси, но не только. На Западе, во-первых, это другой день (8 мая), во-вторых, для них это не День победы над нацизмом, а «День памяти», «День Европы», «День примирения». В историческом смысле у них другая идентичность. Почему? Потому что они проиграли. Поэтому для них это не так важно, точнее, важно, но по-другому. Но эта победа фундаментальна для нас.

Пример Украины о том, как память перепрашивают, перекодируют. Они приняли чужую историческую модель, хотя украинский народ участвовал с нами вместе в войне и в победе. Поэтому у них больше нет этой точки сборки, поэтому общество распадается.

Традиционные ценности и религия. Посмотрим на религиозную карту России. Россия выступает как модель, показывает, как в огромном пространстве могут гармонично уживаться самые разные религии. В Европе такая картина в принципе не представима, у них большой конфликт с исламом из-за противоречий с мигрантами, у них нет такой пёстрой картины сосуществования религий. Наша черта – возможность межконфессионального мира в огромном многообразии.

Отношение к семье. В англосаксонском или западноевропейском типе семьи не предусматривается тесная связь между поколениями, дети стараются пораньше уйти от родителей. Это отражает карта французского исследователя Эммануэля Тодда. Также нетрадиционный тип семья осуждается в Евразии, в евроатлантическом мире это легализуется и популяризируется. Это фактор, который нас отличает.

Русский язык и культура – важнейшие факторы, без которых нельзя представить интеграцию. Никакой другой язык не сможет стать фактором межнационального общения.

Инфраструктурная связность. Новые логистические пути через Евразию – новые точки роста, которые будут нас ещё больше связывать. Логистическое направление важно развивать понимая, что на Западе уже опускается железный занавес. Важно обращать внимание на нашу внутриконтинентальную связность.

Видение будущего. Мало иметь общий язык, общее представление о ценностях, общую историческую память. Без представления о том, куда мы идём, мы не получим единый контур, единое направление. Есть карта будущего одного из российских аналитических центров. Россия и её союзники представлены экспортёрами безопасности, регионом, развивающим новую энергетику. Через нас, как показывает карта, также проходит логистика, континентальные пути и Северный морской путь.

Если мы видим какие-то ключевые точки роста в России, нам важно подключаться к ним, мы можем их моделировать на себя. Таким образом появляется общий проект в финансовой, экономической, культурной форме. В ЕАЭС уже есть элементы наднациональной бюрократии. Наднациональным элитам, чтобы укрепить в том числе и бюрократию, нужно эту идентичность транслировать в массы. Для этого понадобится информационная составляющая.

Таким образом, работая над представлением о будущем, над реализацией проектов, направленных в будущее, над созданием наднациональной элиты и бюрократии, инструментов, которые будут распространять знания об этом, может появиться общая евразийская идентичность. Она будет дополняться отношением к истории, общей комплементарностью к ценностям и русскому языку.

Международный проект в сфере публичной дипломатии «Точки Роста» — комплекс образовательных мероприятий, в рамках которого молодым участникам демонстрируются преимущества Евразийского экономического союза и Союзного государства России и Белоруссии. Проект реализуется с 2020 г. АНО «Институт Русского зарубежья» совместно с партнерскими организациями с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов и при поддержке Фонда Горчакова.

Источник: «Северная Евразия»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024