Образование и безопасность государства. Обращение к гражданам России
Уважаемые соотечественники! Положение в области образования вызывает в последние годы всё более глубокое беспокойство российского общества. Вряд ли нужно доказывать, что именно образование является фундаментом, на котором держатся экономика, наука, культура и другие сферы жизни любой нации. От качества этого фундамента зависят будущее молодёжи, прочность государства и его безопасность.
В 1917 году в России 75% населения было неграмотным. Чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью решила эту задачу в считанные годы. Было спасено и обучено 7 миллионов беспризорных детей. Это были выдающиеся достижения, беспрецедентные в истории человечества. Директор исследовательской службы конгресса США Мэндэрс в аналитической записке для комитета по вопросам науки НАТО писал: «Сорок лет назад безнадёжно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не имеет равных в современной истории».
Одновременно в Советском Союзе на основе традиций русской школы создавалась лучшая в мире система начального, среднего, профессионально-технического и высшего образования. Именно эта система позволила провести индустриализацию страны и культурную революцию, создать мощные оборонную науку и промышленность, которые внесли решающий вклад в Победу над гитлеровским фашизмом. Немецкие генералы прямо говорили, что в той войне победил советский учитель.
Наша система образования обеспечила невиданные темпы восстановления страны после чудовищных разрушений. Запуск первого в мире спутника Земли, полёт Юрия Гагарина, создание ракетно-ядерного паритета были триумфом не только советской науки и техники, но и, прежде всего, советской школы. Всего за несколько десятилетий наша Родина превратилась из сугубо аграрной в ведущую индустриальную державу. СССР производил 20% мировой промышленной продукции, более четверти электронных изделий, 26% электротоваров. Каждый третий пассажир на планете летал на «Илах» и «Тушках».
Внимание Советской власти к образованию выражалось не в декларациях, а в конкретных действиях. Перед 1941 годом на образование выделялось 8% расходной части бюджета СССР, в 1945 году — 9%, а в 1950-м — 14%. Вслед за нами по этому же пути пошли наши главные соперники — американцы. Как они отреагировали на запуск спутника в 1957 году? Американский президент заявил, что США проиграли космос русским за школьной партой. В 1958 году в США был принят закон об образовании в интересах национальной обороны, по которому выделялись огромные ассигнования, чтобы догнать СССР.
Но американская система образования по-прежнему не блещет успехами. Поэтому они вынуждены завозить из-за рубежа огромное количество специалистов по естественным наукам. В том числе и десятки тысяч учёных и инженеров из России. В мире это явление называется «утечка мозгов». И одной из главных жертв этой утечки уже три десятилетия является наша страна. Почти полтора миллиона классных специалистов вынуждены искать работу, мыкаясь по планете.
Однако понимая, что фундамент отечественного образования слишком крепок, чтобы разрушиться «естественным путём», сразу после 1991 года развернулась целенаправленная преступная практика по ликвидации классического русского и советского образования. Её основные идеи и инструкции были заложены в секретном документе «Образование в России. Переходный период», подготовленном Всемирным банком сразу после расстрела Верховного Совета России. Недруги нашей страны без промедления занялись и «расстрелом» образования.
Эта программа, непосредственно бьющая по интересам каждой семьи, будущему 33 миллионов молодых людей, беспощадно осуществляется шаг за шагом высокопоставленными чиновниками и «пятой колонной». Сегодня в Российской Федерации, обладающей огромными средствами в Фонде национального благосостояния и золотовалютных резервах, на образование выделяется 3,6—3,9% государственного бюджета. Это практически столько же, сколько в 1994 году, когда экономическое положение России было намного хуже. Между тем все развитые страны ассигнуют на эти цели не менее 7% госбюджета. Не скрывается задача изменить цель образования и воспитания гармонично развитого гражданина на создание слоя «квалифицированных потребителей», неполноценных морально, слабых умственно и нездоровых физически.
Прежде всего попытались добиться ликвидации педагогических вузов, которые сохраняют преемственность великого духовного наследия и учительского мастерства. Затем были введены федеральные государственные образовательные стандарты — ФГОС. Они разрушили единое образовательное пространство и утвердили дурно пахнущий принцип вариативности. Как результат, ушли чётко сформулированные требования к качеству и содержанию образования. Последовал отказ государства от школ, которые перевели в статус муниципальных учебных заведений. А они фактически оказались брошенными на выживание, так как средства на их развитие не выделялись, а если выделялись, то явно недостаточно. Эти проблемы перевели на регионы, у которых часто денег тоже не было, поэтому всё взвалили на «добровольную помощь» родителей.
Но самое худшее произошло с введением ЕГЭ. Учителей и родителей убеждали в неоспоримом преимуществе этой системы перед традиционными экзаменами: новая форма якобы позволяет поступить в любое престижное учебное заведение из самого дальнего уголка России. На практике в дальних уголках нашей страны в обычных школах уже не хватает учителей и технических средств. В результате внедрения ЕГЭ из школы ушли активные формы обучения, практически ушло речевое общение, дискуссии. Сегодня выпускники не умеют логически и самостоятельно мыслить, сопоставлять и анализировать, выстраивать свой ответ. Они не прилагают усилий для полного освоения программы. Одновременно стали бить по начальной школе. А ведь учитель начальной школы — это вторая мать. Именно там работают наиболее квалифицированные учителя-универсалы, способные вести уроки по самому широкому кругу предметов.
Жуткая бюрократизация учебного процесса лишает школьных учителей и преподавателей вузов возможности эффективно готовиться к урокам и лекциям, лишает их возможности заниматься самообразованием, повышением профессионального уровня. Да и материальное положение основной массы учителей остаётся полунищенским. Если в Москве за счёт городских надбавок учителя получают неплохо, то во многих регионах России уровень зарплат учительства в 5—7 раз ниже, чем в столице. И сокращение расходов на образование в бюджете ближайших лет эту ситуацию только ухудшит.
Сильнейшим ударом не только по системе образования, но и по экономике России была фактическая ликвидация лучшей в мире системы профтехобразования. Её финансирование возложили на нищие региональные бюджеты. Затем попытались переложить ответственность за подготовку рабочих на крупный бизнес. Он, естественно, отказался. И сегодня уже олигархия стенает по поводу острой нехватки квалифицированных рабочих. Причём самых массовых профессий — станочников, сварщиков, слесарей… Как результат, в космический аппарат винт не закручивают, а забивают молотком, и ракета ценой в миллиарды рублей взрывается на старте.
Не осталась вне зоны повальных разрушений и высшая школа. Министр образования Ливанов провёл ужасающую чреду слияния институтов и университетов, уничтожая сложившиеся научные и преподавательские коллективы. Как горько шутили в то время: «объединили нефтегазовый и стоматологический институты по причине того, что в обоих есть процесс бурения и сверления».
Предательский удар по военному образованию и военной науке нанесён печально известным министром обороны Сердюковым. Например, перевод из Москвы в Воронеж всемирно известной Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского нанёс ущерб авиационной науке, который мы будем ощущать долгие годы. В аналогичном положении оказался целый ряд прославленных училищ и академий, многие из которых были созданы ещё Петром Великим. Ряд этих военных вузов был просто расформирован, что крепко подорвало подготовку офицерских кадров. Всласть этот деятель поиздевался и над военными госпиталями.
Как видим, идёт откровенная дебилизация общества. Это приобретает характер острейшей угрозы для национальной безопасности. Чего стоят усилия по созданию современной боевой техники для армии, флота, ВВС и космических сил, если у нас не будет десятков тысяч специалистов, способных управлять сложнейшими системами. Не пора ли и в России принять закон об образовании в интересах национальной обороны?
Мы сейчас ещё живём научно-техническим заделом СССР во многих областях. Но учёным, инженерам, техникам и рабочим, которым в момент разрушения СССР было 40 лет, сегодня уже 70. В последние годы предпринимаются определённые усилия по возрождению престижа технического образования. Однако уже возник гигантский провал между старшими и молодым поколениями. Среднее звено, которое должно было бы связывать эти два, было выброшено на рынок, точнее на бандитский базар.
В советской школьной программе было 17—19 предметов. Ещё недавно господин Фурсенко пытался навязать нам «программу-минимум» в 4 предмета (физкультура, Россия в мире «по Соросу», ОБЖ, иностранный проект). О каком суверенитете и возрождении научно-технической мысли в России можно вести речь, если из школьной программы пытаются выбросить математику, физику, химию и биологию. А ведь это основные предметы, на которых держится научно-технический прогресс. Те, кто стоит за погромом изучения естественных наук в школе, стремятся ликвидировать инженерное образование. И, как следствие, лишить Россию возможности развивать собственные великие проекты, вновь выйти на передовые позиции в мире.
Сейчас на нас наваливается ещё одна напасть под видом цифровизации и дистанционного обучения. Почему-то во главе этого процесса встал финансист и банкир г-н Греф, который уже проводит сомнительные эксперименты в ряде российских школ. Суть его опытов ярко и убедительно показал в своём «Бесогоне» талантливый режиссёр Никита Михалков.
Ещё в ноябре 2016 года правительство утвердило проект «Современная цифровая образовательная среда», реализация которого приведёт к полному аннулированию традиционной школы. Учитель школе в прежнем качестве станет не нужен. Он должен будет выступать в роли куратора. А для того чтобы ушли последние учителя, работающие по классической методике, придумали новую форму аттестации учителей — ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы). Аналог ЕГЭ для учителей. Уже готовы эксперты для «Национальной системы учительского роста», чтобы с 2021 года это тестирование сделать обязательным для всех учителей. А с 2025 года произойдёт переход, как определено в проекте, к российской электронной школе (РЭШ). На мой взгляд, большего преступления против будущего страны и её нового поколения трудно себе представить.
Дистанционное обучение, на которое под предлогом борьбы с эпидемией коронавируса пытаются перевести среднюю и высшую школу, обоснованно вызывает полное отторжение родительской и учительской общественности. Введение «дистанта» означает, что дети и подростки будут часами сидеть у экранов компьютеров и крошечных экранов мобильных телефонов. Вред для здоровья молодёжи от этого уже сейчас вызывает глубокую тревогу специалистов по профессиональным заболеваниям.
Длительное использование компьютеров и мобильных телефонов приводит к таким нарушениям психики детей, как раздражительность, ослабление смысловой и долговременной памяти, снижение внимания и скорости реакции, расстройство сна. Например, во Франции запрещены в школах мобильные телефоны и планшеты.
Сегодня появился термин «цифровое слабоумие». Погружаясь в виртуальный мир, ребёнок вместо полноценного нравственного и интеллектуального развития получает примитивные навыки, просто тупо тыкая пальцем. Компьютер заменяет мозг, предоставляя нужную информацию. Дети всё более зависимы от смартфонов и гаджетов, которые многие учёные уже открыто называют цифровым наркотиком. Исследования показывают, что эти технологии влияют на лобную долю коры головного мозга так же, как кокаин.
Если в советской школе дети получали качественный обязательный для всех минимум образования, а потом решали, чем будут заниматься в профессиональном направлении, то теперь это будут решать за них уже на самых ранних ступенях обучения. Используются электронные учебники со встроенным в них искусственным интеллектом. Этот интеллект будет отслеживать успеваемость каждого ученика и определять следующий алгоритм: слабым — упрощённый, сильным — опережающий. Таким образом, одних детей постепенно будут превращать в людей «одной кнопки», а других — в разработчиков этой «кнопки». Но будет и образование для «элит», детей богатых родителей, к которым не применяется цифровизация.
Исходя из этого, цифровое обучение мыслится как кастовое. Продвигают эти идеи Агентство стратегических инициатив и фонд «Сколково», Московская школа управления, Высшая экономическая школа и другие структуры. А также финансовый бизнес, IТ-компании, представляющие интересы транснациональных цифровых корпораций, и, конечно, чиновники.
Неудивительно, что, по данным ВЦИОМ, 93% граждан, у которых есть дети или внуки школьного возраста, считают необходимым вернуться к традиционному формату обучения. Однако местные власти в ряде регионов оказывают прямое давление на родителей, добиваясь их согласия для перехода на дистанционное образование. И это при том, что отсутствие устойчивой интернет-связи и необходимого оборудования за пределами крупных городов делает дистанционное обучение крайне ненадёжным.
По оценке экспертов, 70% студентов и 85% преподавателей вузов считают намного более предпочтительной очную форму образования. Студенты уверены, что навязываемое им дистанционное обучение является формой самообразования, поскольку лишает их прямого контакта с преподавателями, не даёт возможности участвовать в лабораторных и практических работах.
Анализ практики цифрового обучения в Европе показал, что во всех школах стран, где его начали вводить, результаты детей стали резко ухудшаться. Позитивных не было нигде, везде быстро падает способность детей к пониманию написанного, уровень математических знаний. Не случайно многие известные зарубежные исследователи называют цифровое образование «фабрикой по производству дебилов».
«Возвращение детей в школу имеет жизненно важное значение для образование детей и их благополучия. Время, проведённое вне школы, пагубно сказывается на когнитивном и академическом развитии детей, особенно для детей из неблагополучных семей». Это утверждает не оппозиция, а министерство просвещения Великобритании.
Как результат всего этого насилия над системой образования, многие выпускники российских школ не только не могут грамотно писать. Они не умеют даже толком сформулировать свою мысль. В школе фактически отменены функции воспитания детей и их профессиональной ориентации.
Замысел инициаторов всех этих диких «реформ» — осуществить духовно-культурное уничтожение нации, изменить её генетический код. Всё это напоминает планы нацистов лишить покорённые славянские народы какого-либо образования, оставив им возможность простейших умственных упражнений. Суть таких «преобразований» — превратить наши народы в безмозглых рабов, призванных обслуживать сырьевой тип экономики, превратить Россию из страны высочайших духовных, культурных, научно-технических достижений в «карьер, лесоповал и нефтегазовую трубу». Это означает в дополнение к физическому истреблению русского народа как государствообразующего ещё и интеллектуальное разложение общества.
Мы не можем допустить этого. Варварским экспериментам в области образования немедленно должен быть положен конец.
КПРФ много лет настаивает на принятии закона «Образование для всех», у истоков которого в составе нашей команды стоял и нобелевский лауреат Жорес Иванович Алфёров. Этот закон предусматривает всеобщее, полноценное и бесплатное обучение и воспитание. Мы убеждены, что при поддержке родительского и учительского сообщества, всех граждан России мы опрокинем планы «реформаторов» и вновь сделаем наше образование лучшим в мире. Страна вновь будет гордиться своими выдающимися достижениями.
Мы настаиваем на немедленном рассмотрении этой проблемы на заседаниях обеих палат Федерального собрания, в Государственном совете и в Совете безопасности Российской Федерации.
Г.А. ЗЮГАНОВ, председатель Высшего Совета ВСД «Русский Лад», председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной думе
Источник: «Правда»