Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад»

Образ единства. К вопросу о ноябрьских праздниках в Российской Федерации

Образ единства. К вопросу о ноябрьских праздниках в Российской Федерации

23 ноября 2004 года на рассмотрение Государственной думы РФ был внесен законопроект, предполагающий внесение поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября Дня Великой Октябрьской социалистической революции и введение нового праздника – Дня народного единства 4 ноября. Авторы законопроекта – В. Богомолов, О. Еремеев («Единая Россия») и В. Жириновский (ЛДПР).

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и обрел силу закона. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (вся фракция коммунистов) – против, двое воздержались. Законодательное введение нового государственного праздника российским обществом однозначно было воспринято как противопоставление прежнему государственному празднику 7 Ноября и замена его новым.

До сих пор высшее руководство страны не осознает ошибочность такого решения: введение нового праздника совместили с отменой другого, не менее важного, для народов России. По нашему мнению, негативное отношение руководства страны к государственному празднику День Великой Октябрьской социалистической революции вызвано тем, что после поражения ГКЧП 22–23 августа 1991 года произошел антисоциалистический переворот и на государственном уровне утвердилась буржуазная идеология либерализма. Эта идеология все больше входит в противоречие с идеологией простого, или, как теперь политологи говорят, «глубинного» народа, что особенно остро проявилось после начала СВО на Украине.

В 2022 году в одной из передач «Вечер с Владимиром Соловьевым» известный кинорежиссер К. Шахназаров в связи с этим сказал о принципиальном противоречии внутри российского общества: «После 91-го года у нас сложились две идеологии: есть идеология высшего класса – буржуазии, а у народа – советская идеология так и осталась. Вот в этом противоречие, которое мы так и не можем преодолеть. Вот Поддубный (военкор) сказал: «За что борются? За справедливость!» Это советская идеология. Поэтому у нас получается «каша», и это противоречие в ходе СВО должно быть снято. У нас сегодня по всем каналам показывают бабушку с красным флагом, а Мавзолей завешивают. Но этого нельзя делать! Тогда зачем вы показываете эту героическую старушку с красным флагом? Для всех этот образ – советский! Это Советский Союз! Люди пишут со всего мира, плачут, когда это видят… И отсюда получается «каша». А народ у нас советский!»

Известная ученый-историк из Ярославля В. Марасанова пишет: «С учетом смены смыслов, происходивших в XX веке, историки должны говорить о том, что преодоление Смуты – это не замещающий 7 Ноября праздник, а отдельное, и очень важное, событие для нашей страны, для ее развития и становления». Однако, к сожалению, уже на протяжении 18 лет новым государственным праздником в общественном сознании пытаются заменить памятный и дорогой для десятков миллионов людей День 7 ноября. 

На наш взгляд, это не только вносит очередную сумятицу в сознание россиян, но и дискредитирует саму идею «государственного единства» в глазах общественности. По данным Фонда общественного мнения, в ходе опроса (октябрь 2022 г.) 29% граждан из числа опрошенных относятся к Дню народного единства как к празднику и 60% – как к дополнительному выходному дню. Хотя, по мнению 72% респондентов, России такой праздник нужен. (День народного единства 4 ноября https://fom.ru/Proshloe/14798) С другой стороны, по данным ФОМ, около 40% российских граждан до сих пор 7 Ноября воспринимают как государственный праздник. (Россияне оценивают роль Октябрьской революции в судьбе страны и их семей https://fom.ru/Proshloe/10685) И это несмотря на то, что на протяжении более чем 30 лет на государственном уровне у людей пытаются сформировать негативное отношение к этому величайшему событию не только в жизни нашей страны, но и всего мира.

Что касается событий четырехвековой давности, то тогда, действительно, в результате Смуты и польско-литовской интервенции возникла реальная угроза потери государственности, утраты столицы, религии, культуры – тех основ, на которых строилась жизнь русского народа. Смута обусловила полный разлад и раскол во всех слоях российского общества, парализуя деятельность органов власти. Нарастал вал бесхозяйственности и бандитизма.

Ярославский историк А. Лебедев отмечает: «Изучая в архиве документы о ярославских дворянах ХVII века, я обратил внимание, насколько была разорена тогда территория современной Ярославской области. Многие населенные пункты, сельхозугодья – была такая формулировка «перелогом и лесом заросли…», то есть фактически прекратили свое существование. Ставилось под угрозу ни много ни мало – вообще существование русской цивилизации». Соседние страны – Польша, Швеция и Литва, пользуясь ослаблением центральной власти и утратой боеспособности русской армии, вторглись на территорию страны. Поляки, при содействии московских бояр-изменников, так называемой Семибоярщины (представителей 7 боярских родов), посадили на царский трон Владислава, сына польского короля Сигизмунда.

Казалось, Россия навсегда погибла. Однако сначала Нижний Новгород, а затем Ярославль стали центрами патриотического движения за освобождение Отечества. Выдающуюся роль в организации движения, несомненно, сыграл земский староста К. Минин, вдохновленный грамотой Патриарха Гермогена, патриота-государственника.

Когда к Патриарху в келью вошли бояре-изменники во главе с М. Салтыковым (заместитель польского коменданта Кремля. – В.К.), чтобы принудить подписать Грамоту о полном подчинении русских воле польского короля Сигизмунда, Гермоген был тверд и непреклонен: «Пусть королевич примет православие и выведет поляков из Кремля, а иначе я всех благословлю на борьбу с ним – идти под Москву и стоять за веру свою даже до смерти». М. Салтыков в гневе выхватил нож и замахнулся на Патриарха. «Не боюсь я твоего ножа, – спокойно сказал Гермоген, – против него есть у меня сила Святого Креста». Тогда его бросили в темницу Чудова монастыря на территории Кремля, не давали ему ни хлеба, ни воды, изредка бросая сноп овса.

Находясь в заточении, Гермоген находил возможность передавать на волю свои призывные грамоты. Последнюю из них послал в Нижний Новгород, где уже собирались полки Минина и Пожарского. Он благословил их возглавить всенародное ополчение. Патриарх Гермоген умер в темнице голодной смертью в 1612 году.

Призывы Патриарха к освободительной борьбе горячо поддержали простые нижегородцы, а затем городской совет Нижнего Новгорода и духовенство. На собрании нижегородцев у стен Спасо-Преображенского собора К. Минин обратился к горожанам: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать…» Он предложил на добровольных началах и, если потребуется, в принудительном порядке собрать материальные и денежные средства для обеспечения ополченцев. Нижегородцы поручили Минину руководить казной, веря в его честность и добропорядочность. Кстати, когда нижегородцы обратились к Д. Пожарскому с просьбой возглавить народное ополчение, он дал согласие при одном условии: если за материальное и денежное довольствие войска будет отвечать К. Минин. Их обоих отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях, скромность, честность по отношению к товарищам по оружию, благочестие и набожность, преданность государственным устоям и Отечеству. Эти личные качества позволили им стать общенациональными лидерами и предопределили успех их деятельности по сплочению народа и в борьбе с интервентами.

Решив вопрос с организацией ополчения, нижегородцы послали гонцов с грамотами по разным городам, приглашая «всех чинов людей главных городов собрать народ из окольных меньших городов на Совет и постановить, как идти всею силою земли на Москву». Одна из нижегородских грамот появилась и в Ярославле. Ярославцы, сделав с нее копии, приложили еще и от себя увещевательную грамоту и послали в Углич, Бежецк, Кашин, Романов. Жители этих городов, получив и прочитав такие грамоты, тотчас целовали крест «стоять за православную веру против польских и литовских людей». Ярославский писатель В. Замыслов, исследователь той эпохи, привел в книге «Ярославль – спаситель Отечества» содержание одной из ярославских грамот. В ней, в частности, говорилось: «Панам на Москве и во всех городах Московского царства не бывать».

Народное ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в начале марта 1612 года, а к апрелю вошло в Ярославль, в котором простояло до конца июля. В. Марасанова отмечает: «Ярославль в это время оставался одним из важнейших центров внутренней и, что особенно важно, внешней торговли, он стоял на пересечении торговых маршрутов между Москвой и Архангельском, на пути в Сибирь, от него шел речной путь по Волге на Каспий и в страны Азии». 

Ярославль стал своеобразной временной столицей российского государства. Отсюда Минин и Пожарский – как общенациональные лидеры – рассылали грамоты всем русским городам с призывом «присылать в Ярославль из всяких чинов человека по два» для организации «Совета всея земли». В «Совет всея земли» вошли представители крупных княжеских родов – Долгоруких, Куракиных, Бутурлиных, Шереметевых, а также богатые купцы. От Ярославля там заседали купцы Григорий Никитников, Епифаний Светешников, Михаил Гурьев и др.

Совет явился общероссийским Правительством возрождаемой России. При нем работали Приказы (так назывались тогда высшие органы власти): Разрядный (военный), Посольский и Поместный (ведал хозяйственными делами), Дворцовый, Сибирский и приказ Казанского двора, что позволило «Совету всея земли» осуществлять управление освобожденными от интервентов землями. Совет решал задачи назначения воевод и дьяков в разные города (восстановление законной власти на местах), занимался приемом ратных людей на службу и раздачей им жалованья. В Ярославле начали чеканить монету, на которой было написано имя последнего царя династии Рюриковичей – сына Ивана Грозного Федора Иоанновича, легитимность власти которого никем не оспаривалась. Это служило символом приверженности ополчения закону и традициям русской государственности.

Одновременно Ярославль начал играть роль и геополитического центра. Правительство предприняло дипломатические шаги по нейтрализации Швеции в борьбе с поляками, пообещав посадить на русский престол Карла Филиппа, брата шведского короля Густава II Адольфа. В то же время князь Д. Пожарский провел дипломатические переговоры с Иосифом Грегори, послом германского императора, об оказании помощи ополчению в освобождении страны. Посол взамен предложил Д. Пожарскому возвести на русский престол двоюродного брата императора Максимилиана. В результате дипломатических усилий правительства ополченцы добились установления мирных отношений со Священной Римской империей, Швецией и ее марионеточным Новгородским государством. Шведы и немцы в расчете на усиление своего влияния в России после разгрома польских войск прислали на помощь ополченцам Минина и Пожарского воинские отряды с артиллерией.

К народному ополчению присоединилось немало городов Подмосковья, Поволжья и даже Сибири. Многие народы Среднего и Нижнего Поволжья (татары, марийцы, чуваши и др.) активно участвовали в освобождении Москвы от поляков под руководством Минина и Пожарского. Это удивительный факт в истории Российского государства: казалось бы, представители Казанского и Астраханского ханств, еще хорошо помнившие свою государственную самостоятельность и вековую вражду с Москвой, должны были бы воспользоваться глубочайшим кризисом Московского государства и выйти из состава России. Этого не произошло. Уже тогда сложилось взаимопонимание между русским и другими народами Поволжья. Национальные элиты народов, вошедших в состав России, не исповедовали принцип «Враг моего врага – мой друг».

В свою очередь, «нигде русская община, – отмечал российский историк, этнограф и писатель Ф. Нестеров, – не напоминала английскую колонию, нигде не держалась обособленно-высокомерно по отношению к «туземцам», повсеместно она органично врастала в окружающую иноплеменную среду, завязывала с ней хозяйственные, дружественные и родственные связи».

28 июля 1612 года, отслужив молебен в Успенском соборе и в Спасском монастыре, уже не трехтысячное ополчение, каким оно вошло в Ярославль, а хорошо экипированное двадцатитысячное войско двинулось на Москву. Духовным наставником ополчения стал преподобный Иринарх Ростовский Затворник, благословивший Минина и Пожарского на штурм Москвы. Иринарх Затворник повторил духовный подвиг другого святого – Сергия Радонежского, также родившегося на Ярославской земле, в 1380 году благословившего на Куликовскую битву с монголами князя Д. Донского.

В конце августа народное ополчение подошло к Москве и окружило Кремль. Польский историк Казимир Валишевский писал об осажденных в Московском Кремле воинами Д. Пожарского поляках и литовцах: «Осажденные пользовались для приготовления пищи греческими рукописями, найдя большую и бесценную коллекцию их в архивах Кремля. Вываривая пергамент, они добывали из него растительный клей, обманывающий их мучительный голод. Когда эти источники иссякли, они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга…» Переговоры с польско-литовским гарнизоном о сдаче начались 22 октября (1 ноября по новому стилю). 26 октября (5 ноября) кремлевский гарнизон поляков согласился сложить оружие и сдаться на милость народного ополчения.

На следующий день, 27 октября (6 ноября), началась сдача королевского гарнизона. В тот же день народное ополчение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского торжественно, под колокольный звон, вошло с иконами и хоругвями в святая святых родной земли – Успенский кафедральный собор на территории опустошенного и оскверненного захватчиками Кремля.

В июне 2012 года в Ярославле проходила Международная научная конференция, посвященная 400-летию Смутного времени в России, национально-освободительной борьбе народов России под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Нетрадиционный взгляд на те далекие события изложил в своем выступлении профессор Варшавского университета И. Граль. Согласно его точке зрения, Польша была непричастна к трагическим последствиям Смутного времени. Тогда главным врагом Польши была Швеция, с которой Польское государство находилось в состоянии войны. Получается, по мнению профессора И. Граля, претензии к Польше по поводу ее участия в развале российской государственности и материальном, духовном и культурном ущербе, нанесенном русскому народу, необоснованны.

Однако в действительности всё было иначе. В тот период Швеция и Речь Посполитая отложили споры из-за Ливонии, чтобы сообща одолеть Московское государство. Если мы обратимся к «Сказанию Авраама Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков» (Авраам Палицын – один из монахов-подвижников, духовно укреплявший русских людей в их борьбе против польских интервентов), то узнаем и о злодеяниях польских войск на территории Ярославля. Непокорных ярославцев ляхи сбрасывали с колоколен церквей, с крутого берега Волги в воду с камнем на шее, на глазах родителей детей бросали в огонь, разбивали голову о камни и углы домов.

Через 200 лет, когда французские войска вошли в Москву, поляки, участвовавшие в войне Наполеона против России под руководством генерала Ю. Понятовского, ворвавшись в Кремль, первым делом забрали трофеи, взятые ополченцами Минина и Пожарского у польских интервентов в 1612 году. Тем самым они хотели уничтожить свидетельства былых поражений.

Можно только сожалеть о том, что в школьных и вузовских учебниках истории России, в современной идейно-пропагандистской политике СМИ в недостаточной степени формируется представление о том периоде как о судьбоносном для нашей страны. Не говоря уже о практически полном замалчивании другой даты, не менее важной в тысячелетней истории Российского государства, – 7 ноября 1917 года.

Удивительно, но факт: 6 ноября 1612 года, а не 4 ноября (когда ополчение под руководством Минина и Пожарского только лишь вошло в Китай-город около Кремля) поляки были изгнаны из Москвы. Это во-первых.

Во-вторых, эти события схожи тем, что, независимо от социального происхождения и положения, вероисповедания, огромные массы людей оказались едины в достижении общей цели. В 1612 году наши предки изгоняли польско-литовских интервентов, а после Октябрьской революции наши отцы и деды участвовали в борьбе с иностранной интервенцией: им противостояли Англия, Германия, Франция, США и Япония. Не случайно генерал А. Брусилов, и.о. Главнокомандующего Российской армии после подавления Корниловского мятежа в августе 1917 года, став военачальником Красной Армии, писал: «Кто как не большевики вместе с русским народом отстояли нашу землю и воссоздали Россию… Пора нам всем забыть о трехцветном знамени и соединиться под красным». 

В-третьих, оба судьбоносных события убедительно продемонстрировали единство и сплоченность народов разных национальностей в борьбе с внешним врагом. Это единство упрочилось в годы Великой Отечественной войны и в наше время проявилось в ходе СВО на Украине. Всё это свидетельствует о том, что Россия не являлась ни «тюрьмой народов» в дореволюционный период, ни «империей зла» в советские времена, а тем более сейчас. 

Следовательно, с точки зрения формирования не мнимого, а настоящего народного единства оба эти праздника, по нашему мнению, следует отмечать 7 ноября. А 4 ноября, как это было до Октябрьской революции, пусть останется церковно-государственным праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, под сенью которой ополченцы вошли в Московский Кремль как победители польских захватчиков.

В.И. КОРНИЛОВ, доцент, к.э.н., г. Ярославль

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма
Евразийцев 1920-х гг. с самого их выступления в печати сравнивали с Освальдом Шпенглером. Борис Шлецер (Boris de Schloezer) – известный русский и французский писатель, критик и эссеист – зам...
18 июня 2025
Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров
В номинации «Песни советских и российских композиторов» на Всероссийском конкурсе «Русский Лад – 2025» победил Артём Толстобров из Красноярска с авторской песней «Три сестры». Толстобров Артём Сергеев...
18 июня 2025
Таллин. Центр русской культуры ликвидируют? Таллин. Центр русской культуры ликвидируют?
Городская управа Таллина одобрила проект решения, предусматривающий переименование Центра русской культуры в культурный центр «Мере». По информации интернет-портала эстонского гостелерадио ERR, столич...
18 июня 2025