Образ А.С. Пушкина в отечественной исторической живописи: к 225-летию со дня рождения

Образ А.С. Пушкина в отечественной исторической живописи: к 225-летию со дня рождения

Историческая живопись влияет на формирование представлений зрителей о том, как происходили события в прошлом, участие жителей в мероприятиях и реакция общественности на изменчивость. Особую значимость имеют работы, которые отражают образ известных деятелей науки, культуры, искусства, литературы. Деятельность творческого сообщества была направлена на сохранение ценностей в художественной жизни России.

Разбирая архивные документы и анализируя изобразительные источники, стоит отдельно рассмотреть процесс создания образа гениального русского поэта, драматурга и прозаика, деятеля культуры, интеллектуала своего времени А.С. Пушкина (1799-1837). Александр Сергеевич является автором многих произведений, таких как «Евгений Онегин» (1823-1832), «Руслан и Людмила» (1817-1820), «Полтава» (1828-1829), «Борис Годунов» (1825), «Капитанская дочка» (1836), «История Пугачёва» (1834) и многих других.

Писатель является национальным достоянием отечественной культуры, который повлиял и на развитие интересов общественности к искусству, живописным школам и художественным собраниям, которые постепенно появлялись в городах Российской империи. Многие сюжеты и образы героев становились основой для работы художников. В рамках создания образов главных героев, написания разделов поэм, драм, романов писатель использовал не только литературу, но изучал документальные материалы, которые сохранили сведения о деятельности правителей, общественных и государственных деятелей и других.

Обозначенные утверждения дают возможность определить цель работы, как на основе общедоступной литературы и документальных материалов проследить историю создания образа гениального русского поэта, интеллектуала XIX в. А.С. Пушкина в отечественной исторической живописи. В процессе написания статьи была рассмотрена литература о жизни и деятельности Александра Сергеевича и творчестве художников; документы, воспоминания о художественной жизни в Российской империи, источники периодической печати из архива Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.

Историки, искусствоведы и музеологи продолжают изучать наследие отечественных художественных школ, историческую живопись. Исследователи обращаются к историческим документам и собраниям, которые восстанавливают процесс создания картин на исторические темы и отражающие жизнь и деятельность известных деятелей культуры. История создания образа А.С. Пушкина в искусстве, творчество художников остаётся слабо изученной в отечественной исторической литературе. В настоящее время возможно познакомиться с трудами, которые представляют работу музейных сотрудников в контексте изучения истории поступления картин, отражающих сюжеты из поэм, драм и других произведений. Настоящие работы дают понимание того, что музеи продолжают не только сохранять и описывать живописные полотна, но и передавать и раскрывать содержание, изложенных мастерами сюжетов по отдельным событиям. Также существуют работы, посвящённые разным аспектам из истории как столичной, так и региональной художественной жизни.

Таким образом, исследователей продолжает интересовать история создания произведений, которые отражали образ А.С. Пушкина в контексте его жизни и деятельности, написания исторических сюжетов для каждой работы. Также стоит отметить то, что в литературе отсутствуют сведения о том, как художники изучали творчество Александра Сергеевича, процесс создания произведений на разные исторические темы.

Одним из самых больших почитателей и ценителей русского языка был А.С. Пушкин. Его литературные произведения обладают ярким, ёмким, выразительным языком. И не зря именно этого поэта называют «солнцем русской поэзии». Такой яркий человек не мог не привлекать к себе внимание: А.С. Пушкина любили и ненавидели, им восхищались, ему посвящали свои творения писатели, художники и музыканты. В русской живописи трудно найти художника, который не писал бы А.С. Пушкина. Живая, неуловимая и непостижимая внешность поэта манила и привлекала знаменитых и малоизвестных художников испытать свои силы. Поэтому на всех своих портретах А.С. Пушкин получился совершенно разный, даже если они были созданы при жизни поэта или даже в один год.

Первый из известных портретов Александра Пушкина – картина французского художника Ксавье де Местра «Пушкин-ребёнок». На картине художник изображает будущего поэта ещё малышом, но высокий лоб, приподнятые брови и блеск в глазах напоминают «взрослые» портреты А.С. Пушкина. Этот портрет, выполненный маслом на металлической доске, очень живой и естественный.

По словам биографов А.С. Пушкина, поэта всегда привлекал мир художников: одним он позировал для портретов, с другими советовался об иллюстрациях к своим произведениям, с третьими встречался на выставках или в мастерских Академии художеств. Портреты Александра Сергеевича Пушкина на том или ином этапе его жизни создавали И.Е. Репин, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.Ф. Соколов, Н.Н. Ге, И.К. Айвазовский, К.А. Сомов, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, К.А. Коровин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский и многие другие живописцы.

В исторической литературе и документальных материалах приведено то, что в истории отечественного искусства известны живописные полотна художников: прижизненные портреты А.С. Пушкина работы Ксавье де Местра (1800-1802 гг.), С.Г. Чирикова (1810 г.), В.А. Тропинина (1827 г.), П.Ф. Соколова (1836 г.), А.М. Волкова «Последний выстрел А.С. Пушкина» (1869 г.), И.К. Айвазовского, И.Е. Репина. «Прощание Пушкина с морем» (1877 г.) из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина, А.А. Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом» (1884 г.), И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» (1911 г.) и другие.

Одним из художников, создававших образ А.С. Пушкина на своих полотнах, был заслуженный деятель искусств Марийской АССР Георгий Михайлович Осокин (1922-1992). После окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, там же преподавал, а с 1964 года работал заведующим лабораторией техники монументальной живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Осокин создавал живописные и графические работы, выполнял заказы многих музеев Республики Марий Эл на картины, посвящённые истории марийского края и марийского народа. Одной из тем в творчестве Г.М. Осокина является пушкинская тема. В его картинах отображается жизненный и творческий путь поэта. Это связано с тем, что при создании каждой картины, художник опирался на архивные документы для наиболее полного и правдивого отражения пушкинской эпохи.

Художник Игорь Дмитриевич Шаймарданов с 2000 года создаёт живописные и графические пушкинские серии, неожиданные с точки зрения сюжета: «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Александру Сергеевичу хорошо!», «Пушкин и Арина Родионовна», «Азбука Пушкиногорья», «Новый старый Пушкин», «Деревенский Пушкин» и другие. По словам художника, «Пушкин здесь не символ. Он – деревенский житель, простой и чуть наивный, он – сказочный герой…».

Создав эту условную среду для «солнца русской поэзии», художник прячет Пушкина в мир безопасный, полный юмора и любви. Игорь Шаймарданов пытается спасти Александра Сергеевича, увести его подальше от Чёрной речки, вывести из тупика предпоследних дней, показав поэту, сколько еще в жизни возможностей быть счастливым. В каждой серии работ за кажущейся простотой проглядываются огромные знания о жизни поэта и о его личности - сюжеты иллюстраций о жизни Пушкина не выдуманы художником, а взяты из дневников и писем поэта. Александр Сергеевич Пушкин остаётся солнцем, которое освещает своим присутствием деревеньки, леса и сенокосы.

В 2017 году в филиале Государственного музея А.С. Пушкина Доме-музее В.Л. Пушкина проходила выставка «Пушкинское Болдино в акварелях Сергея Алдушкина». Болдино – родовое имение Пушкиных, частью которого владел дядя поэта Василий Львович Пушкин. После его смерти Александр Пушкин поехал в Болдино, чтобы вступить во владение деревней Кистенево, выделенной отцом поэта накануне его женитьбы на Наталье Гончаровой. Началась знаменитая болдинская осень – стихи, проза, письма, в которых запечатлено Болдино и болдинские пейзажи. Заслуженный художник Российской Федерации Сергей Сергеевич Алдушкин, посетив Болдино, был очарован его магией и создал серию акварелей этого «пушкинского места». Работы художника созвучны поэзии А.С. Пушкина: передают очарование русской природы, вызывают высокие чувства и мысли. «Сплю и вижу приехать в Болдино…» − писал А.С. Пушкин.

Интерес художников-иллюстраторов к произведениям А.С. Пушкина появился сразу после выхода в свет его книг. Однако при жизни Александра Сергеевича было напечатано всего 19 иллюстраций и, по мнению искусствоведов, они «носили случайный характер и не были адекватны художественному уровню поэта». Известно, что первая печатная иллюстрация к произведениям Пушкина – фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила», в котором представлена комбинация из пяти рисунков с изображениями главных героев и основных сцен.

Таким образом, художники с начала XIX и по настоящее время занимались и продолжают заниматься изучением художественного образа А.С. Пушкина, деятельности гениального русского поэта в истории развития отечественной культуры. Художники создавали живописные полотна, альбомы, иллюстрации, графические работы, которые изображали Александра Сергеевича, как интеллектуала, представителя творческого сообщества, проявляющего интерес к отечественным художественным школам и мастерским. Сюжеты демонстрировали события, которые описывали жизнь и деятельность поэта, отношение общества к его работе и многие другие важные события. Собрания, отражающие сюжеты из произведений А.С. Пушкина, необходимо продолжать изучать современным исследователям, так как они подтверждают процесс формирования интереса как творческого сообщества, так и общественности к исторической живописи.

Виталий ТКАЧЕВ, г. Иркутск (выступление на молодёжной конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»)

Читайте также

Брянск. Прекратить разрушительные действия в культурной сфере! Брянск. Прекратить разрушительные действия в культурной сфере!
На протяжении весьма продолжительного времени на глазах у общественности брянские чиновники осуществляют последовательное уничтожение культурной сферы региона. Это происходит, несмотря на недовольство...
17 июля 2024
Англосаксы в Центральной Азии Англосаксы в Центральной Азии
В 1820-30-е годы британская разведка активизировалась в Средней Азии. Сотрудники Ост-Индской компании, агенты британской разведки и дипломаты посещают Бухару, Хиву и Коканд. Для сдерживания торго...
17 июля 2024
Парад побеждённых Парад побеждённых
17 июля 1944 года на московскую землю всё же ступил немецкий сапог. Изрядно потрёпанный, правда. Десятки тысяч военнослужащих вермахта и войск СС — солдаты, офицеры и группа генералов — промаршировали...
17 июля 2024