«О вере, доблести и воле...»
Русская поэзия всегда несла в себе дыхание глубокой истории, воскрешая в своих поэтических строчках память о великих государственных событиях и великих гражданах нашего Отечества. А уж тех и других в историческом прошлом России хватает с избытком, при этом события и герои постоянно друг с другом пересекаются, о чём свидетельствует триптих известного московского поэта Андрея Шацкова «Лебеди Тютчева», только что выпущенный в свет санкт-петербургским издательством «Любавич» при содействии Президента литературного фонда «Дорога жизни» Дмитрия Александровича Мизгулина, тоже, кстати сказать, известного современного поэта.
Эта небольшая по объёму книжечка Шацкова представляет читателям ёмкий триптих, посвящённый роду знаменитого поэта Фёдора Тютчева, и в частности – Захару Тютчеву, принимавшему участие в российском посольстве в Золотую Орду. Первая часть триптиха именно о том и повествует, как «князь Великий Дмитрий Иванович послал к нечестивому царю Мамаю избранного своего юношу, по имени Захарий Тютчев, испытанного разумом и смыслом», и эта главка в триптихе так и называется – «Захарий Тютчев». Фоном по сюжету триптиха проходят образы князей Димитрия Донского и Олега Рязанского, игумена Земли Русской Сергия Радонежского, а также всего русского народа, нашедшего в себе силы подняться на борьбу с жестокой ордой Мамая. Призыв к этому восстанию и нёс с гордостью «Тютчев – из рода Тютчевых Захар», без страха шедший за пределы родной Руси ради грядущей в будущем победы:
...Неся на Куликово поле
Завет отцов из тьмы веков:
О вере, доблести и воле.
И одоленьи на врагов!
Д в синеве, расправив крылья,
Сопровождая княжью рать.
Летело лебедей обилье —
Небесных витязей отряд!..
По сути дела, главка «Захарий Тютчев» является в произведении Шацкова основной, поскольку несёт в себе информацию о победе русского народа в Мамаевом побоище, которая открыла для русичей путь в распахнувшейся перед ними истории. Эта победа и легла в фундамент веры русского народа в Господа Иисуса Христа, Богородицу Марию и всех святых, с той поры незримо участвовавших во всех русских сражениях – от поля Куликова до Бородина и Курской дуги:
Свершилось! На берёзах серьги
Осенний ветерок качал,
Когда полки с победой — Сергий
В воротах Кремника встречал.
Две последующие главки триптиха Андрея Шацкова – «Лебеди Тютчева» и «Овстуг» – выводят его произведение далеко за пределы Мамаева побоища, унося ввысь вслед за летящими по небу лебедями и бессмертной судьбой самого Фёдора Ивановича Тютчева, прекрасный памятник которому встречает посетителей на входе в его имение на берегу речки Овстуженки. Место, где родился поэт и где прошло его детство, не может не трогать душу поклонников русской поэзии, так как эта земля, этот пруд и берёзы сохраняют в себе дыхание самого творца. Не случайно этот уголок России притягивает к себе тех, кто однажды впустил в своё сердце запоминающиеся стихи Тютчева:
Задумчиво на памятник мессии
Глядим, не опуская строгих глаз.
Нам не прожить без Тютчевской России,
И ей, наверно, не прожить без нас.
Обращение Андрея Шацкова к судьбе Фёдора Тютчева, а также представителям его рода наполняет его душу и, соответственно, стихи глубокими философскими мотивами, пробуждая в каждом читающем его стихи или посещающем его родимые места незатухающее чувство Родины. Русская поэзия – это не просто один из поэтических жанров литературы, а скорее – та чистая кровь, что течёт в наших собственных венах, возвышая нас над расстилающимися вокруг полями и лесами России. И пока в нас продолжают пульсировать ритмы русских стихов, мы не забудем ни одного из наших поэтов, удерживающих в своих строчках великую и необъятную Родину.
Хочется верить, что маленькая книжечка стихов Андрея Шацкова обязательно донесёт до читателей огромную глубину русской поэзии, один из истоков которой продолжает пульсировать в имении Фёдора Ивановича Тютчева...
Николай ПЕРЕЯСЛОВ
«Наш современник», № 7, 2020