О цифре, душе и Боге (из написанного в стол)
Цифра. Похоже, в последнее время только тем и занимаемся, что говорим о ней на всех уровнях власти. Вот уже создано и министерство цифровизации всей страны. Ей, цифре, прочат великое будущее. А теперь о цифре и душе. Отдаю себе отчёт в том, что берусь рассуждать на очень сложную тему. Сознаю, что рискую в этом случае быть не понятым ни безбожниками-цифровиками, ни представителями церкви. В итоге буду поругаем и теми, и другими.
Хотим мы того или нет, но цифра, а вместе с ней и искусственный интеллект со временем войдут во всем сферы нашей жизни. Нам незачем будет выходить из мест обитания. О чем-либо узнавать, получать еду или другие продукты, смотреть театральные спектакли благодаря цифре мы будем по компьютеру. Работать будем дистанционно. И потихонечку, сами того не замечая, превратимся в роботов.
И тем самым окончательно убьём в себе то, чем жив человек – душу. Ибо душа каждого проявляется только в общении с себе подобными, с Богом, со всем живым, вживую, без всяких технических средств. Без живого общения душа черствеет, теряет способность к состраданию и сопереживанию. А без этих качеств нет и самой души.
Но оставим в покое душу. Поговорим на фоне цифровизации о Боге. Помните в Библии: «Вначале было Слово. И Слово это – Бог». Только эта самая цифра имеет отношение к Всевышнему разве только в том смысле, что является числом Сатаны, кодом зверя. И как прикажете эти два взаимоисключающих понятия принимать? Там, где Бог – Слово, нет места цифре – символу сатаны. И как, исходя из этого, относиться людям к цифровизации?
Разумеется, всё это в нашей непутевой жизни можно принять за условность, если не думать ни о Боге, ни о Сатане. Но и то, и другое обретается рядом с нами. Только без Бога мы никуда, а от Сатаны стараемся держаться подальше. Мало того, символы нечистой силы будут сопровождать нас при цифре днём и ночью? Утрирую? Спекулирую невежеством? Каюсь, грешен. Но от этого вопросов не становится меньше. И, в том числе: как в этом случае быть и что делать? Самое удобное – держать сторону неверующих, к ним всё описанное не имеет никакого отношения. На них, в основном, и рассчитывают идейные вдохновители цифровизации.
Но и тут возникает вопрос: не отпадет ли при этом надобность верующих посещать церковь? А зачем? Достаточно нажать кнопку компьютера или иной, более продвинутой системы, и в ваши покои придет храм со всеми атрибутами священнодейства. Молись – не хочу. А если говорить серьёзно, то цифра значительно сократит дорогу верующих к храму, с её помощью можно будет не только заказывать требу, но и прослушивать молитву об её исполнении. Однако, на мой взгляд, чем ближе путь к церкви как зданию, тем больше будут миряне удаляться от Бога.
Так уж заведено на Руси, что верующие заранее готовятся к посещению храма, думают о Боге, молятся. Не знаю, помнит ли кто-нибудь о том, что до революции сельчане в центральной России, да и других местах, имея свой храм, пешком ходили на богомолье в Киево-Печерскую лавру. «Зачем?» – спросят нынешние прихожане. А затем, что у истинно верующих была необходимость пострадать за Христа, испытать на пути к нему все трудности тысячекилометрового пешего хода, подумать о своём месте в вере. А ещё принести крестное знамение каждой встречающейся на пути церкви.
В связи с этим мне трудно понять москвичей, строящих храмы в шаговой доступности. Какие уж тут страдания во имя Господа Бога? Встал поутру, сунул ноги в тапки, и ты уже в православной обители. Отстоял службу, и через пять минут, не думая ни о ком и ни о чём, ты опять дома. А при цифре и того не будет. Сиди дома, нажимай кнопку…
А теперь об искусственном интеллекте. Не думаю, что представители церкви воспринимают эти идеи с восторгом, скорее наоборот. Ведь человека, а стало быть, и разум, создал Бог. А то, что подвластно Всевышнему, не по силам ни одной светской цивилизации. Умнее Бога никого нет и быть не может. Став на путь создания искусственного интеллекта, мы можем создать и самого Создателя. Особенно если исходить из известного постулата: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Надо будет – создадим самого Господа Бога! Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
При мыслях на эту тему мое воображение рисует картину: на правой ее стороне во всю ширину, опершись на меч, в шлеме с открытым забралом стоит идейный вдохновитель цифровизации Греф. За ним с цифрами в глазах узнаваемые лица банкиров. У его ног с завязанными сзади руками в потрепанных ризах понуро стоят священнослужители во главе с патриархом. А всю левую сторону до самого горизонта занимают роботы, представляющие собой нечто похожее на людей с искусственным интеллектом. Всю эту картину я назвал: «Торжество победителя, или Триумф Сатаны». По-другому цифровизацию я себе не представляю.
Шутки шутками, а, если говорить серьезно, то, играя цифрами, как бы нам не доиграться до полного отрицания Господа Бога и не превратить бы тем самым нашу и без того грешную страну в Содом и Гоморру.
Такие вот мысли посещают меня, когда думаю о всеобщей цифровизации. Есть ли в них хоть какое рациональное зерно – судить читателям.
Виктор КУЗЬМИН, Липецкая обл.