О цифре, душе и Боге (из написанного в стол)

О цифре, душе и Боге (из написанного в стол)

Цифра. Похоже, в последнее время только тем и занимаемся, что говорим о ней на всех уровнях власти. Вот уже создано и министерство цифровизации всей страны. Ей, цифре, прочат великое будущее. А теперь о цифре и душе. Отдаю себе отчёт в том, что берусь рассуждать на очень сложную тему. Сознаю, что рискую в этом случае быть не понятым ни безбожниками-цифровиками, ни представителями церкви. В итоге буду поругаем и теми, и другими.

Хотим мы того или нет, но цифра, а вместе с ней и искусственный интеллект со временем войдут во всем сферы нашей жизни. Нам незачем будет выходить из мест обитания. О чем-либо узнавать, получать еду или другие продукты, смотреть театральные спектакли благодаря цифре мы будем по компьютеру. Работать будем дистанционно. И потихонечку, сами того не замечая, превратимся в роботов.

И тем самым окончательно убьём в себе то, чем жив человек – душу. Ибо душа каждого проявляется только в общении с себе подобными, с Богом, со всем живым, вживую, без всяких технических средств. Без живого общения душа черствеет, теряет способность к состраданию и сопереживанию. А без этих качеств нет и самой души.

Но оставим в покое душу. Поговорим на фоне цифровизации о Боге. Помните в Библии: «Вначале было Слово. И Слово это – Бог». Только эта самая цифра имеет отношение к Всевышнему разве только в том смысле, что является числом Сатаны, кодом зверя. И как прикажете эти два взаимоисключающих понятия принимать? Там, где Бог – Слово, нет места цифре – символу сатаны. И как, исходя из этого, относиться людям к цифровизации?

Разумеется, всё это в нашей непутевой жизни можно принять за условность, если не думать ни о Боге, ни о Сатане. Но и то, и другое обретается рядом с нами. Только без Бога мы никуда, а от Сатаны стараемся держаться подальше. Мало того, символы нечистой силы будут сопровождать нас при цифре днём и ночью? Утрирую? Спекулирую невежеством? Каюсь, грешен. Но от этого вопросов не становится меньше. И, в том числе: как в этом случае быть и что делать? Самое удобное – держать сторону неверующих, к ним всё описанное не имеет никакого отношения. На них, в основном, и рассчитывают идейные вдохновители цифровизации.

Но и тут возникает вопрос: не отпадет ли при этом надобность верующих посещать церковь? А зачем? Достаточно нажать кнопку компьютера или иной, более продвинутой системы, и в ваши покои придет храм со всеми атрибутами священнодейства. Молись – не хочу. А если говорить серьёзно, то цифра значительно сократит дорогу верующих к храму, с её помощью можно будет не только заказывать требу, но и прослушивать молитву об её исполнении. Однако, на мой взгляд, чем ближе путь к церкви как зданию, тем больше будут миряне удаляться от Бога.

Так уж заведено на Руси, что верующие заранее готовятся к посещению храма, думают о Боге, молятся. Не знаю, помнит ли кто-нибудь о том, что до революции сельчане в центральной России, да и других местах, имея свой храм, пешком ходили на богомолье в Киево-Печерскую лавру. «Зачем?» – спросят нынешние прихожане. А затем, что у истинно верующих была необходимость пострадать за Христа, испытать на пути к нему все трудности тысячекилометрового пешего хода, подумать о своём месте в вере. А ещё принести крестное знамение каждой встречающейся на пути церкви.

В связи с этим мне трудно понять москвичей, строящих храмы в шаговой доступности. Какие уж тут страдания во имя Господа Бога? Встал поутру, сунул ноги в тапки, и ты уже в православной обители. Отстоял службу, и через пять минут, не думая ни о ком и ни о чём, ты опять дома. А при цифре и того не будет. Сиди дома, нажимай кнопку…

А теперь об искусственном интеллекте. Не думаю, что представители церкви воспринимают эти идеи с восторгом, скорее наоборот. Ведь человека, а стало быть, и разум, создал Бог. А то, что подвластно Всевышнему, не по силам ни одной светской цивилизации. Умнее Бога никого нет и быть не может. Став на путь создания искусственного интеллекта, мы можем создать и самого Создателя. Особенно если исходить из известного постулата: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Надо будет – создадим самого Господа Бога! Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

При мыслях на эту тему мое воображение рисует картину: на правой ее стороне во всю ширину, опершись на меч, в шлеме с открытым забралом стоит идейный вдохновитель цифровизации Греф. За ним с цифрами в глазах узнаваемые лица банкиров. У его ног с завязанными сзади руками в потрепанных ризах понуро стоят священнослужители во главе с патриархом. А всю левую сторону до самого горизонта занимают роботы, представляющие собой нечто похожее на людей с искусственным интеллектом. Всю эту картину я назвал: «Торжество победителя, или Триумф Сатаны». По-другому цифровизацию я себе не представляю.

Шутки шутками, а, если говорить серьезно, то, играя цифрами, как бы нам не доиграться до полного отрицания Господа Бога и не превратить бы тем самым нашу и без того грешную страну в Содом и Гоморру.

Такие вот мысли посещают меня, когда думаю о всеобщей цифровизации. Есть ли в них хоть какое рациональное зерно – судить читателям.

Виктор КУЗЬМИН, Липецкая обл.

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024