О праздновании Широкой Масленицы в парке «Изумрудное озеро»
17 марта 2024 года члены Славянского отделения ПАНИ совместно с Союзом славянского наследия КРИНА и Собором Славянских клубов провели большой традиционный праздник «Широкая Масленица» в парке «Изумрудное озеро» (Токсово).
Масленица – древнейший праздник, известный на Руси ещё до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена, которую сейчас отмечают за 7 седмиц до Пасхи. Масленицу отмечают всю седмицу – мясопустная (сырная) неделя (в 2024 году поздняя Масленица, с 11 по 17 марта), после чего начинается Великий пост.
Этот праздник испокон веков сохраняет свои обычаи и обряды. Первый интересный обычай – есть молочную пищу, отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда он был включен в церковные праздники. Возможно, более древнее название этого праздника – Колодий. В этом названии слышится и Коляда, Колядки – атрибуты новогоднего праздника, и колода – бревно, которое использовалось по-разному: либо в него «вбивали проблемы» и сжигали это бревно с проблемами под новый год, либо, с выдолбленной серединой, использовали как корыто, улей, лодку или гроб.
Непременный и любимый атрибут праздника – блины. С подачи русского фольклориста А.Н. Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намёк на вечность), тёплый (намёк на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намёк на жизнь). В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».
В проведении Масленицы организаторы стараются по максимуму воспроизвести древние обряды.
«Масленичный поезд» – это шествие участников в народной сряде и в праздничных одеяниях, ряженых, гармонистов, запевал, поющих масленичные песни, с чучелом Масленицы во главе, в сопровождении факельщиков с зажженными факелами и женщинами с мётлами, которые «зиму выметают». «Масленичный поезд» движется с определённого места, а место народного гуляния шествие обходит по кругу с обрядовыми песнями «по солнышку», т.е. по часовой стрелке. Пока поезд формируется, участники распеваются.
Взятие снежной крепости олицетворяет победу над силами Зимы, разрушение её твердыни. Штурмуют крепость парни (у нас – мальчишки среднего школьного возраста), а защищают девицы. Крепость сносится до основания. В игрищах молодецких участвовали взрослые и дети, мужчины и женщины.
Игрища перемежались хороводами. Их проводил Андрей Анатольевич Рылёв. Игрища и хороводы плавно перетекли в стеношные бои, в которых по очереди поучаствовали и дети, и взрослые, и даже женщины.
Принимающей организацией был подготовлен масленичный столб и повешены подарки. Покорение масленичного столба в прошлом принадлежало к числу обрядов посвящения. Преодоление препятствий молодым мужчиной во время подъема по масленичному столбу, а также получение им приза (привнесенного при этом из верхнего мира) вполне может рассматриваться как оживление неких глубинных архетипов сознания и реализации давно исчезнувших обрядов мужской инициации. Как бы то ни было, к концу праздника остался на столбе один подарок.
Уже под вечер случилось то, чего с нетерпением ожидали большинство участников – сжигание чучела Масленицы, которое является олицетворением праздника, будучи отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело представлялось, по мнению советского этнографа В.Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и обряды его проводов должны передать это плодородие земле: как известно, пепел от чучела развеивается по полям. Сожжение чучела – это уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.
Как утверждает народная мудрость: Не принимать участия в Масленице — значит жить в беде горькой. Но это не про нас.
Андрей Геннадьевич РЕЗУНКОВ, руководитель секции нематериальной культуры славянского отделения ПАНИ, академик ПАНИ, председатель правления Союза славянского наследия КРИНА