О праздновании Широкой Масленицы в парке «Изумрудное озеро»

О праздновании Широкой Масленицы в парке «Изумрудное озеро»

17 марта 2024 года члены Славянского отделения ПАНИ совместно с Союзом славянского наследия КРИНА и Собором Славянских клубов провели большой традиционный праздник «Широкая Масленица» в парке «Изумрудное озеро» (Токсово).

Масленица – древнейший праздник, известный на Руси ещё до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена, которую сейчас отмечают за 7 седмиц до Пасхи. Масленицу отмечают всю седмицу – мясопустная (сырная) неделя (в 2024 году поздняя Масленица, с 11 по 17 марта), после чего начинается Великий пост.

Этот праздник испокон веков сохраняет свои обычаи и обряды. Первый интересный обычай – есть молочную пищу, отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда он был включен в церковные праздники. Возможно, более древнее название этого праздника – Колодий. В этом названии слышится и Коляда, Колядки – атрибуты новогоднего праздника, и колода – бревно, которое использовалось по-разному: либо в него «вбивали проблемы» и сжигали это бревно с проблемами под новый год, либо, с выдолбленной серединой, использовали как корыто, улей, лодку или гроб.

Непременный и любимый атрибут праздника – блины. С подачи русского фольклориста А.Н. Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намёк на вечность), тёплый (намёк на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намёк на жизнь). В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

В проведении Масленицы организаторы стараются по максимуму воспроизвести древние обряды.

«Масленичный поезд» – это шествие участников в народной сряде и в праздничных одеяниях, ряженых, гармонистов, запевал, поющих масленичные песни, с чучелом Масленицы во главе, в сопровождении факельщиков с зажженными факелами и женщинами с мётлами, которые «зиму выметают». «Масленичный поезд» движется с определённого места, а место народного гуляния шествие обходит по кругу с обрядовыми песнями «по солнышку», т.е. по часовой стрелке. Пока поезд формируется, участники распеваются.

Взятие снежной крепости олицетворяет победу над силами Зимы, разрушение её твердыни. Штурмуют крепость парни (у нас – мальчишки среднего школьного возраста), а защищают девицы. Крепость сносится до основания. В игрищах молодецких участвовали взрослые и дети, мужчины и женщины.

Игрища перемежались хороводами. Их проводил Андрей Анатольевич Рылёв. Игрища и хороводы плавно перетекли в стеношные бои, в которых по очереди поучаствовали и дети, и взрослые, и даже женщины.

Принимающей организацией был подготовлен масленичный столб и повешены подарки. Покорение масленичного столба в прошлом принадлежало к числу обрядов посвящения. Преодоление препятствий молодым мужчиной во время подъема по масленичному столбу, а также получение им приза (привнесенного при этом из верхнего мира) вполне может рассматриваться как оживление неких глубинных архетипов сознания и реализации давно исчезнувших обрядов мужской инициации. Как бы то ни было, к концу праздника остался на столбе один подарок.

Уже под вечер случилось то, чего с нетерпением ожидали большинство участников – сжигание чучела Масленицы, которое является олицетворением праздника, будучи отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело представлялось, по мнению советского этнографа В.Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и обряды его проводов должны передать это плодородие земле: как известно, пепел от чучела развеивается по полям. Сожжение чучела – это уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.

Как утверждает народная мудрость: Не принимать участия в Масленице — значит жить в беде горькой. Но это не про нас.

Андрей Геннадьевич РЕЗУНКОВ, руководитель секции нематериальной культуры славянского отделения ПАНИ, академик ПАНИ, председатель правления Союза славянского наследия КРИНА

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024