О национальном и цивилизационном выборе: «Родиной стала русская литература»

О национальном и цивилизационном выборе: «Родиной стала русская литература»

Есть такой замечательный русский писатель Владимир Галактионович Короленко (1853–1921). Многие его ещё помнят по школьной программе, по повести «Дети подземелья». Кстати, тоже уникальная повесть – впервые опубликована в 1885 году, почти полтора века назад, а последняя на текущий момент публикация поступила в книжные магазины России этим летом. По сути, уже почти полтора века повесть переиздается ежегодно – покупали и читали в 1885 году, покупают и читают в 2023-м.

И, казалось бы, всего лишь детская повесть в давно устаревшем стиле романтизма, в сотый раз переизданная на русском, – но за ней огромная и сложная история. В том числе история о выборе национальности и даже шире – о выборе цивилизации.

У русского писателя Короленко вообще есть масса достойнейших произведений, жаль, ныне почти забытых. И одно из лучших – его многотомные мемуары «История моего современника». Вот их бы точно надо в школьную программу – после них куда лучше понятна и наша история, и Российская империя, и Украина, и Польша, и вообще жизнь…

У Владимира Короленко были сложные отношения и с российскими царями, и с российскими революционерами. Потому ограничимся лишь самым началом этой долгой жизни – ключевым национальным и даже цивилизационным выбором, создавшим русского писателя.

Так вот, большой русский писатель Короленко родился в Житомире, умер в Полтаве. Его мать была полькой-католичкой. Более того, обе его бабушки были польками и католичками. Его отец, Галактион Короленко, – из беднейшей малороссийской шляхты и вырос в Кишинёве, а вообще род Короленко восходил к одному из полковников «реестровых» и запорожских казаков XVII века.

В детстве, как вспоминал сам русский писатель, он на польском говорил и читал лучше, чем на русском. Ведь мать и все бабушки – помним кто. Плюс родился в Житомире, а рос с раннего детства и до конца юности ещё западнее – в Ровно. На тот момент эти города Волынской губернии были польско-еврейскими «местечками» в окружении малороссийских сёл, притом еще крепостных сёл. Сёл наполовину униатских, где 90% помещиков – польская католическая шляхта.

Короленко даже ещё застал в крепостных сёлах старых «панов» в «сарматских» кунтушах – том самом традиционном одеянии, в каком польские шляхтичи сдавались в Кремле ополчению Минина и Пожарского…

Детство Короленко пришлось на грандиозный польский мятеж 1863-1864 годов. По воспоминаниям самого Короленко, мать его была на стороне мятежников, а отец, потомок запорожского полковника и имперский чиновник, естественно, против. Мать и отец любили друг друга (в семье три сына и три дочери), но вопрос «Jeszcze Polska nie zginęła?» стал одним из поводов для конфликтов любящих супругов.

Сам Короленко вспоминает, что польско-шляхетская романтика тогда увлекала и его. В те же юные годы он познакомился и с «украинофилами», они там и тогда на Волыни нередко встречались даже в среде гимназических учителей – хотя преподавание в гимназиях, где большинство учеников были польскими дворянами, велось строго на русском. В итоге, помимо польских книг, гимназист Короленко читал и немало украинской литературы, издававшейся в Российской империи как на русском, так и на малороссийском наречиях.

Юный Короленко хорошо знал поэмы Шевченко и любил с братьями цитировать его «Гайдамаков» (кстати, впервые эта украинская поэма издана в 1841 году в Петербурге). Однако в поэзии Шевченко будущего русского писателя Короленко смущало, что казачий атаман Гонта проклинает свою жену-католичку и убивает своих детей за то, что стали поляками… Тут, кстати, стоит пояснить, что личная трагедия Гонты и его плач над убитыми им же детьми – всё это у Шевченко несколькими стихотворными строками показано куда глубже и надрывнее, чем аналогичное «я тебе породил, я тебя и убью» в гоголевском «Тарасе Бульбе». Ну и понятно, что всего Гоголя юный Короленко тоже читал.

Завершаются «Гайдамаки» Шевченко сценой, как Гонта с казаками топит в колодце учеников католической школы: «Кары ляхам, кары!» Удивительно, но и в дореволюционной русской публицистике царской эпохи, и в советской, и нынешней националистической трактовке на «самостийной» Украине считается, что Шевченко вроде как на стороне казаков, убивающих поляков. Хотя в шевченковских строках всё куда сложнее, и итоги резни прямо названы небывалым злом: «Того лиха не було ніколи…»

Шевченковские строки об утоплении в колодце юный гимназист Короленко читал в польско-еврейском городе Ровно. Для Короленко эти строки были давней историей, пусть и перекликающейся с его современностью. Зато для самого города Ровно трупы в колодцах были и страшным будущим. Последние похороны жертв бандеровского террора состоялись в советском городе Ровно 24 августа 1991 года. Ещё доживал последние недели СССР, и в Ровно торжественно перезахоронили в братской могиле останки 67 человек, убитых и сброшенных бандеровцами в колодец на окраине города в 1944 году…

Когда в 1864 году после подавления русскими войсками польского мятежа некоторые друзья-поляки, однокашники по гимназии, перестали общаться с Короленко, потому что он русский, подросток попытался пояснить, что он не русский, а украинец. И получил от поляков ответ: «Это еще хуже, они закапывают наших живьем в землю…»

И эти слова были не про гайдамаков XVII века, а про вполне актуальные тогда события – на Волыни в 1864 году отряды мятежной шляхты были добиты русскими войсками при активной поддержке украинских крестьян. Если русские власти пленённых польских мятежников иногда расстреливали, но чаще ссылали в Сибирь, то местные крестьяне своих польских «панов» в плен не брали… Паны и тогда, и много позднее отвечали украинцам той же кровавой взаимностью. А спустя 80 лет бандеровские нацики в Ровно вовсю убивали уже не только поляков, но и украинцев, выступающих против бандеровщины. Ну а в эпоху «самостийности» в Ровно поставили памятник «славным бойцам УПА», и в перечне указанных на нём имен есть и имена тех, кто скидывал людей в тот самый колодец в 1944-м…

Суть в том, что выросший в Ровно русский писатель Владимир Короленко родился и вырос даже не на польско-русском или польско-украинском пограничье, а на настоящем фронтире – цивилизационном разломе между Востоком и Западом. Этот разлом обильно кровоточил и при атамане Гонте, и в эпоху Короленко, и много позднее, уже в XX веке. Кровоточит обильно и сегодня.

В принципе, Владимир Галактионович вполне искренне по осознанному выбору мог там и тогда, на цивилизационном разломе, стать кем угодно – и поляком, и украинцем, и русским. Но в итоге выбор за него сделали Некрасов и Тургенев и Островский с Добролюбовым (тут срочно вспоминаем старую советскую школьную программу) – актуальная и новейшая для 60-х годов XIX века русская литература и публицистика победили в душе юного Короленко даже родной ему польский язык и все «украинофильские» закидоны.

Вот так в городе Ровно – то ли в польском, то ли в украинском, то ли даже в еврейском – родился большой русский писатель. Этот вольный и невольный выбор своей, как сам Короленко определял, «разноплемённой души» позднее, в мемуарах, он пояснил всего лишь одной меткой и безусловно гениальной фразой: «Я нашел тогда свою родину, и этой родиной стала русская литература».

Алексей ВОЛЫНЕЦ

Источник: «Ваши новости»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024