Ноосферизм – новая идеология и стратегия эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке. Лекции А. Субетто
Цикл лекций директора Центра Ноосферного Развития Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ, профессора РГПУ им. А.И. Герцена, почётного профессора Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, председателя Философского Совета РКО, первого вице-президента Петровской академии наук и искусств, почетного президента Ноосферной общественной академии наук, члена Президиума Международного Высшего Ученого Совета, вице-президента Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), д.ф.н., д.э.н., к.т.н., профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, Лауреата Премии Правительства РФ Субетто Александра Ивановича.
Тема: «Ноосферизм – новая идеология и стратегия эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке»
ПРОЛОГ (слово автора)
Дорогие товарищи, коллеги, друзья! Обращаюсь ко всем, кто будет слушать этот мой цикл лекций, осуществлённый по предложению и при поддержке главы Русского Космического Общества, Алексея Алексеевича Гапонова!
Мир в целом, человечество на рубеже ХХ и XXI веков, – вступили в особую эпоху или, другими словами, в эпоху с особым предназначением, которую я назвал еще в начале 90-х годов «Эпохой Великого Эволюционного Перелома». Сущность этой Эпохи состоит в том, что она обозначила собой своеобразный «Эволюционный Перелом» не только в социальной истории человечества, но и в глобальной эволюции Биосферы. Миссия этого Перелома – переход Биосферы в Ноосферу, на который указал как на закон глобальной эволюции Биосферы русский советский ученый-энциклопедист, Титан Эпохи Русского Возрождения в моём определении, Владимир Иванович Вернадский в своём учении о ноосфере.
Но Вернадский (1863–1945), который создал это свое учение, в развитие своего же учения о Биосфере, в период с 1927 года по 1945 год, даже не мог предполагать, что человечество столкнётся с глобальным экологическим кризисом уже к середине ХХ века, и который к рубежу 80-х – 90-х годов этого века, по моей оценке, перейдет в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Человечество столкнулось не только с экологическими пределами «экономического роста» по определению Медоуза, но, что важно, с экологическими пределами своего исторического развития в «Стихийной парадигме» (в парадигме «предыстории» по К. Марксу), в том числе и в рыночно-капиталистической парадигме хозяйствования на Земле.
Эта моя констатация (и диагностика) поставила передо мной, как ученым, который всегда должен служить Истине и Правде, задачу создания адекватной научно-мировоззренческой системы, в том числе и научной идеологии, которые смогли бы стать основой становления стратегии экологического выживания человечества (в более жестком определении – спасения от экологической гибели) в XXI веке, которую я назвал в 1995 году «Ноосферизмом», и которую уже целенаправленно разрабатываю 35 лет, а если к этому период присовокупить те научные синтезы, которые я осуществил и которые стали основой для проведения синтеза под именем «Ноосферизм» (наука о качестве – квалитология, наука об измерениии оценке качества – квалиметрия, наука о механизмах и закономерностях классифицирования в природе и обществе – «метаклассификация» (или «классиология»), наука о законах наследования в эволюции любых «системных миров» – системогенетика, теория циклов, теория общественного интеллекта и другие), – то уже более 50 лет.
В настоящее время опубликовано 10 томов моих «Сочинений» – 16 книг под общим названием «Ноосферизм», в которых представлены мои работы, совокупность которых и создает общее представление о «Ноосферизме». Первая моя монография «Ноосферизм» (объемом 537 стр.) была опубликована в 2001 году. Всего у меня к настоящему времени более 400 книг-монографий, очерков, эссе, включая коллективные монографии, в целом – более 1500 научных работ.
Представляя программу из 13 лекций по «Ноосферизму», я поставил перед собой задачу попытаться рассказать о «Сложном» (об очень сложном теоретическом и мировоззренческом комплексе «Ноосферизм») как можно более доступно и просто для всех, кто будет слушать меня, независимо от уровня их квалификации. Эти 13 лекций связаны друг с другом и в своем единстве, передают логику, и структуру соответственно, «многопланового» или «многоаспектного», развертывания содержания Ноосферизма и как новой идеологии, и, как стратегии эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке, и одновременно, как программы ноосферогенетического синтеза научных знаний в XXI веке. Человечество столкнулось с «Барьером – Сложности». Это требует качественного скачка в нашем мировоззрении. Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это, в моей оценке, «Роды» Действительного Разума, и соответственно Ноосферного Человека.
Лекции мною заранее не писались. Это беседы-импровизации на заданную тему. Но все «названия – темы» лекций связаны друг с другом.
Насколько удался мой замысел?
– Ответ на этот вопрос дадите Вы, как слушатели. Можно задать мне вопрос «Почему Вы выбрали число «13»? Отвечаю: потому что, занимаясь теорией простых чисел, я всегда это «число» выделяю. «Тайная вечеря» во главе с Иисусом Христом – 12 учеников-апостолов во главе с «Учителем». Это только ассоциация-метафора.
Ниже приводится программа цикла лекций с краткой справкой обо мне и с примечанием, в котором я опять представляю в качестве своих «основных работ» по циклу лекций – 13 своих книг, которые находятся в свободном доступе в Интернете.
Желаю всем слушателям, кто обратится к этому «циклу лекций», – здоровья, счастья, крепости духа, оптимизма, и мужества, быть искренними, служить Правде, Истине, Добру, Красоте, и конечно, своей Родине, Семье, сохраняя благодарность и благодарную память о тех поколениях, наших соотечественников, которые жили до нас, искали, боролись, трудились и передали нам жизнь, науку, культуру, образование, оставили примеры героизма, подвига, великой самоотдачи, великой любви!
Ваш Александр Иванович Субетто
***
Лекция 1. Ноосферизм – как научно-мировоззренческая система; основания, структура и базовые принципы
Лекция 2. Наступившая историческая эпоха как Эпоха Великого Эволюционного Перелома
Лекция 3. Быть или не быть человечеству на Земле? – Быть – это означает Роды Действительного Разума и переход человечества к научному управлению социоприродной эволюции
Лекция 4. Свобода или Ответственность за всё, что мы творим на Земле? На пути к новой, ноосферной науке об управлении
Лекция 5. Какими должны быть образование и наука в XXI веке? – Становление Научно-образовательного общества как целевая установка образовательной политики и политики в сфере науки.
Лекция 6. О «природе» интеллекта человека с позиции ноосферной парадигмы универсального эволюционизма.
Лекция 7. Учение об общественном интеллекте как системе управления будущим со стороны общества как целого.
Лекция 8. Грядущий ноосферный синтез науки и власти как императив, входящий в императив экологического выживания человечества на Земле.
Лекция 9. Первая фаза Глобальный Экологической Катастрофы – «весть» об экологическом запрете со стороны Природы на рыночно-капиталистическую форму хозяйствования человечества на Земле.
Лекция 10. «Ноосферный социализм» как социально-экономическая организация развития общества, обеспечивающая решение проблемы перехода Биосферы в Ноосферу.
Лекция 11. Зависимость Будущего Космического Прорыва человечества от успехов в ноосферном преобразовании основ бытия человечества на Земле.
Лекция 12. Новая ноосферная идеология и «идеал Будущего»
Лекция 13. Стратегия эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке и Ноосферизм, как её научно-теоретическая база
Видеозаписи лекций:
Нулевая лекция (заставка)
https://disk.yandex.ru/i/Hf8axlbR5zAm9A
1 лекция
https://disk.yandex.ru/i/Xgm3XPxMDPz_ew
2 лекция
https://disk.yandex.ru/i/YMq5MjrNZYqppw
3 лекция
https://disk.yandex.ru/i/KuSIOvzHJrsUkQ
4 лекция
https://disk.yandex.ru/i/bbrr6XyKuKNkFg
5 лекция
https://disk.yandex.ru/i/iJl0AN0hrxZo4Q
6 лекция
https://disk.yandex.ru/i/0qQzYR18fAIJiw
Лекция 7
https://disk.yandex.ru/i/_R6tbUHg90XwoA
Лекция 8
https://disk.yandex.ru/i/lxrkk3yp-g2iDQ
9 лекция
https://disk.yandex.ru/i/tgOGlgr6g-l4Qg
10 лекция
https://disk.yandex.ru/i/9lUAlyy21FULYA
11 лекция
https://disk.yandex.ru/i/1f1YNLoCG10E_Q
12 лекция
https://disk.yandex.ru/i/aagsaaiNn9bhhg
13 лекция