Николай Бурляев: «Битва за русское кино»

Николай Бурляев: «Битва за русское кино»

"ЗАВТРА". Николай Петрович, мы очень часто видим в российских фильмах заставки "при поддержке Министерства культуры РФ", "при поддержке Фонда кино". И нередко, увы, такие фильмы не соответствуют нашим представлениям о подлинно государственном российском искусстве. Недавно в Севастополе участники XXIX Международного кинофорума "Золотой Витязь" приняли коллективное обращение к президенту и премьер-министру, в котором выразили тревогу по поводу состояния отечественного кинематографа и предложили программу его реформирования. Среди подписавших — актёры Александр Михайлов, Владимир Гостюхин, Василий Ливанов, Михаил Ножкин, Сергей Никоненко, Аристарх Ливанов, Виктор Мережко, Герой Труда Российской Федерации, народный артист СССР Юрий Соломин, выдающиеся художники Александр Шилов и Сергей Андрияка, выдающийся дирижёр, народный артист СССР Владимир Федосеев и многие другие. Вы, Николай Петрович, выступили одним из главных инициаторов этого обращения. Что именно переполнило чашу терпения — вашу и ваших соратников? 

Николай БУРЛЯЕВ, народный артист России, президент форума "Золотой Витязь".   Чаша эта долго полнилась. Со времён перестройки было очевидно, что руководство государства пустило кинопроцесс не по тому пути. Стали приниматься одно за другим неправильные решения. В итоге был подписан указ об акционировании, приватизации кинематографа. Как будто всё нужно было немедленно сдать рынку! В пылу капитализации наши руководители не подумали о том, что не всё можно отдавать в частные руки, что культура и рынок — понятия несовместимые. 

Атомную бомбу нельзя отдать частникам, ибо это страшное оружие. Но экран — тоже оружие, духовно-стратегическое оружие государства, которое способно формировать поколения. Однако так было сделано. Практически все киностудии акционировали, нет больше государственных студий. Ельцин нанёс сокрушительный удар по культуре, издав закон, согласно которому Министерство культуры лишалось ответственности за культурную политику. Только, как говорится, давайте деньги и оставьте творцов в покое. А творцы, мои коллеги, опьянённые вседозволенностью, обрадовались: "Наконец-то пришла демократия! Будем работать по принципу "Ассу" в массу — деньги в кассу!". 

Никита Сергеевич Михалков предложил создать Фонд кино для поддержки киноиндустрии, по задумке — дело благое. Фонд появился в начале 1995 года. Но и здесь руководство умудрилось пойти по неправильному пути. Это было видно по тому, кому было вверено будущее нашего кино. Было очевидно, что это тупиковый путь, грозящий падением нашего кинематографа в рыночную пошлость и примитив. 

"ЗАВТРА". Что за люди вас тогда насторожили? 

Николай БУРЛЯЕВ. Сделали ставку на тех, кто был тогда якобы успешен: на продюсеров и режиссёров, которые создавали, как бы сказать помягче, не особо гениальные фильмы. Типа одиозного сериала "Школа", показывавшегося на Первом канале. Его создателям дали немалые деньги, чтобы они транслировали свою духовную порнографию на всю страну. К этой же категории относятся всевозможные, как тогда говорили, "дневные и ночные позоры", "наш ответ Голливуду": "Ирония судьбы. Продолжение" и прочая, извините, халтура. 

Мы в Общественном совете при Министерстве культуры Российской Федерации, заместителем председателя которого я был до последнего времени, проанализировали работу Фонда кино, который, отчитавшись за пять минут, отрапортовал, что у них всё замечательно, что они создали 200 фильмов, которые отвоевали у Америки 18 процентов российского кинопроката. Я тогда задал вопрос: а чем мы можем гордиться? Я, как человек, отдавший 60 лет жизни искусству кино, разбирающийся в драматургии, режиссуре и актёрском ремесле, cмог назвать всего лишь пять фильмов из созданного фондом, за которые не стыдно, которые не предают и не понижают планку того, что создавалось в эпоху великого советского кинематографа. 

"ЗАВТРА". Что это за фильмы? 

Николай БУРЛЯЕВ. Это работы самого же Михалкова, созданные при Фонде кино, фильмы Владимира Хотиненко, Александра Котта, Дмитрия Киселёва. Вполне удачной работой я считаю и комедию Клима Шипенко "Холоп". Автор музыки к этому фильму, мой сын Иван, с опаской звал меня на премьеру: "Пап, это тебе, видимо, не понравится…". Оказалось, это добротный русский "лубок" в духе Гайдая. В фильме, наконец, нет пошлости, крепкая драматургия, хорошая режиссура и хороший актёрский ансамбль. 

"ЗАВТРА". Но перечисленного мало для нашей страны! 

Николай БУРЛЯЕВ. Конечно! Ведь если мы возьмём чаши весов и на одну положим доперестроечное кино, а на другую — всё, что снято после перестройки, то результат будет всем очевиден. Я могу безостановочно называть советские киношедевры и их авторов: Довженко, Барнет, Бондарчук, Шукшин, Чухрай, Герасимов, Кулиджанов, Ростоцкий, Панфилов, Чхеидзе, Кончаловский, Параджанов, Михалков, Иоселиани, Жалакявичюс, Герман… Такое богатство! А на перестроечную и постперестроечную чашу весов что положить? Опять же Михалков и Кончаловский, дай бог им здоровья! Александр Сокуров, Глеб Панфилов изредка снимают, но рынку не нужно их творчество. Кто ещё? В анимации Александр Петров гениальный! В документальном кино имён побольше — могу 20–30 замечательных режиссёров назвать. Но кто смотрит документальное кино, многие ли знают Сергея Мирошниченко, Валерия Тимощенко, Бориса Лизнёва, Дмитрия Чернецова, Татьяну Карпову, Сергея Роженцева?.. 

"ЗАВТРА". Дело, конечно, не в тех или иных политиках, чиновниках или великих режиссёрах, а в некой системе. Как вообще происходит распределение бюджетных средств на кино, раздача "подрядов" от государства? 

Николай БУРЛЯЕВ. Нет системы как таковой. Есть экспертные советы в Фонде кино, в Департаменте кинематографии Минкультуры. Но если мы возьмём экспертов Фонда кино, то увидим, что там из 20 его членов — три четверти прокатчиков и продюсеров, которые делят четыре миллиарда между собой, не подпуская к этой кормушке никого. К этому надо прибавить контрагентов иностранных фирм: 20th Century Fox, Sony, The Walt Disney Company. Какого лешего, простите, при нынешних удушающих санкциях против России у нас контрагенты этих студий пасутся? 

"ЗАВТРА". А они что, даже в экспертных советах наших заседают? В том числе при Фонде кино? 

Николай БУРЛЯЕВ. Представьте себе, да!.. Теперь возьмём экспертный совет при Минкультуры. Вот сейчас мы проводили в Севастополе нашу конференцию, где приняли обращение к президенту. Там присутствовали два члена этого совета. Они нас удивили: "А мы не знаем, как это всё распределяется. Мы голосуем за одно, а в результате каких-то "подковёрных" игр и телефонных звонков решается всё как-то иначе…". То есть средства выделяются абсолютно другим людям. Что происходит? Я полагаю, что не должно быть в экспертах тех, кто лоббирует свои интересы и распределяет деньги между собой. 

Экспертами должны быть люди социально значимых профессий: медики, представители правоохранительных органов, духовенства. Медики, например, могут сказать, читая сценарий, что этот фильм увеличит процент суицидов в обществе. Правоохранители могут предупредить о пропаганде насилия, воспевании воровского уклада и так далее. 

"ЗАВТРА". Увы, "художников", поэтизирующих преступный мир, сейчас полно! 

Николай БУРЛЯЕВ. Нельзя допускать, чтобы из-за порочных кинофильмов росли социальные пороки. Ведь если бы учителя посмотрели заранее сценарий "Школы" Гай Германики, то не было бы столь мощного удара по нашему образованию. Настоящие, здравомыслящие эксперты могли бы оздоровить "экранную экологию". 

"ЗАВТРА". В программе, которую вы предложили, есть и пункт о введении цензуры… 

Николай БУРЛЯЕВ. Наши оппоненты уже по всем каналам трубят: "Бурляев цензуру предлагает!". Я не предлагаю тотальную цензуру, от неё и сам лично достаточно натерпелся. Из 70 моих фильмов 20 пролежали на полках в общей сумме 250 лет. Как я могу быть за цензуру в обычном понимании? Но я за нравственный контроль общества! 

Что такое "цензура" как термин? С латыни переводится как "рассмотрение, строгое суждение, взыскательная критика". Разве государство не вправе, заботясь о грядущих поколениях, иметь своё строгое суждение о том, что делают люди творческие, живущие в нашем Отечестве и имеющие влияние на души и умы? Напомню, что писал о цензуре Александр Сергеевич Пушкин: 

"Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось… Нравственность (как и религия) должна быть уважаема писателем. Безнравственные книги суть те, которые потрясают первые основания гражданского общества, те, которые проповедуют разврат, рассеивают личную клевету, или кои целию имеют распаление чувственности приапическими изображениями… Разве речь и рукопись (я добавил бы кино и театр! — Н.Б.) не подлежат закону? Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придёт, и может остановить раздачу рукописи… Законы противу злоупотреблений книгопечатания (а мы стоим на пороге принятия закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", он в опасных руках сейчас! — Н.Б.) не достигают цели закона: не предупреждают зла, редко его пресекая. Одна цензура может исполнить то и другое…". 

Ведь недаром главным цензором России был великий русский поэт и дипломат Фёдор Тютчев, почитая это служение важнейшей миссией своей жизни. 

"ЗАВТРА". Как нравственная цензура может быть реализована? Какие механизмы тут могут включиться? 

Николай БУРЛЯЕВ. "Строгое суждение" должны выносить люди, не продавшие душу дьяволу и рынку. И они есть. Эксперты должны знакомиться со сценарием и определять, можно или нельзя давать деньги на предлагаемый проект. 

Я не против того, чтобы люди снимали то, что они хотят. Но государство деньги должно выделять только на социально значимые проекты. Сейчас Фонд кино выделяет на социально значимые фильмы всего 5 процентов! О детском кино только одни разговоры, а практического движения на этом фронте нет со времён Швыдкого, при котором уничтожили "Центральную киностудию детских и юношеских фильмов". И что мы имеем? Павильоны "Студии Горького", которой вернули название "Студия детских и юношеских фильмов", сдаются в аренду под ток-шоу… И никто не видит новых фильмов, адресованных детям и юношеству. 

"ЗАВТРА". Какие ещё предложения содержатся в вашем обращении к руководству страны? 

Николай БУРЛЯЕВ. Государство должно сделать несколько шагов. 

Первое: издать указ о выведении государственной культуры из рыночных отношений. Культура и рынок, как мы уже говорили, — несовместимые понятия. У культуры задача — поднимать дух нации, передавать нетленное наследие грядущим поколениям. А задача рынка — делать деньги, чем многие кинематографисты и занимаются. Второе: увеличить бюджет на культуру, ибо культура — одна из важнейших линий обороны государства — оборона души. Потеряем душу — потеряем государство. Третье: воссоздать Роскомкино (Госкино), которое уничтожил всё тот же Швыдкой. 

Кинематографисты протестовали, понимая, чем это грозит. Без истинно ответственной организации нужную России киноиндустрию не наладить. Беда в том, что сейчас ответственных нет, и не потому, что плохие люди засели в Фонде кино или в Минкультуры, — вовсе нет… Я искренне сочувствую новому министру Ольге Борисовне Любимовой, которая приняла весь этот груз. Правительство РФ уже отправило Ольге Борисовне наше обращение с тем, чтобы именно она нам ответила. Но она не может решить те вопросы, которые сформулированы в обращении. Это могут сделать лишь президент и премьер-министр. 

Далее. Необходимо создать госкинокорпорацию из "Мосфильма", "Ленфильма", "Студии имени Горького" и "Союзмультфильма", чтобы именно они отвечали за духовно-нравственное, патриотическое воспитание зрителей. 

"ЗАВТРА". Прекрасная идея! В самом деле: почему есть промышленные госкорпорации, а нет культурных (гуманитарных)? 

Николай БУРЛЯЕВ. И конечно, пришло время создать Роскинопрокат. По этому поводу припоминается знаковый разговор между Феллини и Тарковским. Феллини сокрушался, что мы в СССР хотим пойти по западному пути организации кинопроцесса. Говорил о том, что они нам завидовали, что наши фильмы видят одномоментно в пяти тысячах кинотеатров и нам дают стопроцентное финансирование. Он, Феллини, не может найти такого финансирования, побирается по спонсорам. В той беседе он обронил знаменательную фразу: "Умирает мой зритель в Италии, и я с ним умираю… Мы вот, два гения, я и ты, Андрей, скоро никому не будем нужны". И Тарковский в конце жизни предупреждал о том, что в кино придёт торгаш. 

"ЗАВТРА". Они оказались правы: торгаш пришёл. Ещё как пришёл! 

Николай БУРЛЯЕВ. Но почему государство позволяет это делать? Или ему всё равно, каким будет грядущее поколение? Лично у меня возник вопрос, когда я увидел выступление Грефа на Валдайском форуме, где он открыто утверждал с присущей ему клинической улыбочкой, что не следует людям давать культуру, ведь тогда ими будет трудно управлять. Как после подобных заявлений можно держать человека на посту главного банкира России? Он целенаправленно продвигает цифровизацию и роботизацию, вторгается в сферу образования, прибрал к рукам бесценный кинофонд "Союзмультфильма". Что теперь будут снимать мультипликаторы? Ясно, что с них не потребуют повышать духовный уровень народа, которому "не нужно давать культуру". Аниматоры будут вынуждены обращаться за подачками к банкиру. Минкультуры будет вынуждено замораживать поддержку анимации. 

Следующее наше предложение: в российских кинотеатрах нужно показывать для начала не менее 50 процентов отечественных фильмов. А когда российский кинематограф избавится от прочно прописавшейся в нём вседозволенности и пошлости, можно будет демонстрировать до 85 процентов наших фильмов. Тарковский утверждал: "Следует создавать шедевры". Россия может и будет создавать шедевры, только поддержка должна быть серьёзнее. 

"ЗАВТРА". Вспомним, что перед самым распадом Советского Союза у нас была мощная армия, но государство свои ценности перестало культивировать. Тайные дирижёры из закулисья и сейчас хотят, чтобы у нас внутри всё выгорело. Поэтому самую современную — визуальную — составляющую культуры никоим образом нельзя отдавать нашим врагам. Некоторое время назад говорили о том, что Бурляев будет снимать фильм о российских спасателях. Это имело под собой почву? 

Николай БУРЛЯЕВ. Всё это было. Одобрил идею создания фильма о спасателях бывший министр МЧС Владимир Пучков, осознававший значение культуры для государства, для народа. Он создал Институт культуры МЧС России, который я возглавил, придя туда со всей своей командой. Мы славно потрудились четыре года. Создали профессиональный хор, открыли 50 киноклубов в различных подразделениях МЧС по всей стране и снабдили их достойными фильмами из коллекции кинофорума "Золотой Витязь". Наши профессионалы начали заниматься со студентами Академии МЧС танцами и художественным словом. Мы знакомили их с лучшими живописцами, оркестрами и литераторами России. Провели несколько фестивалей, выявляя таланты сотрудников МЧС… 

Но пришло новое руководство, упразднившее Институт культуры, урезав до минимума финансирование всех культурных начинаний. То, что было важно для нашей страны всегда, даже в военное время, — оказалось ненужным. Хотя у Минобороны по-прежнему функционирует Центральный академический театр Российской армии, телеканал "Звезда"… 

С одобрения бывшего министра был написан сценарий фильма-катастрофы, с такими драматургическими поворотами, что "Голливуд отдыхает". Но случилось так, что, когда мы уже были готовы "запускаться", всё было остановлено. 

"ЗАВТРА". Нечто похожее происходило и в Белоруссии: Лукашенко, сосредоточившись на экономике, не уделял должного внимания культурному направлению, хотя, несомненно, сохранил духовную закваску, унаследованную от Советского Союза. Кто может назвать хоть один значительный белорусский фильм, снятый за последние лет десять? Хотя кино там снимается, и есть, конечно, там режиссёры выдающиеся и актёры талантливые — тот же Владимир Гостюхин, например. 

Николай БУРЛЯЕВ. Не могу согласиться с тем, что Александр Григорьевич ничего не делал в культурном направлении. Он заботился о культуре, и не только о своей, но и о российской. Именно этот человек добился того, что Ельцин выделил "Золотому Витязю" средства из своего фонда. Лукашенко поддерживал проведение фестивалей "Золотой Витязь" и в России, и в Белоруссии, понимая важность идеи укрепления славянского единства через культуру. Он всегда уделял внимание студии "Беларусьфильм". Но общая мировая тенденция падения кинематографа не миновала и Белоруссию. Тем не менее, каждый год на церемонии "Золотого Витязя" мы присуждаем премии талантливым белорусским режиссёрам. И заслуга Лукашенко, как вы правильно заметили, что он сберёг многие ценности, достижения советского прошлого. 

"ЗАВТРА". А кинофорум "Золотой Витязь" имеет сейчас господдержку? 

Николай БУРЛЯЕВ. Поддерживают ежегодно, но в размерах, недостаточных для развития. Я, конечно, благодарен, что есть хотя бы такая поддержка. При содействии Минкультуры мы проводим форумы кино, театра, изобразительного искусства и музыкальный. На кинофорум нам выделяют примерно одну шестую часть того, что нужно для нормального проведения и роста. 

Новый министр, Ольга Борисовна Любимова, повысила в два раза поддержку театрального и изобразительного форумов. Это первое повышение, произошедшее за 30 лет служения "Золотого Витязя". И я благодарен новому министру за это. Участь музыкального форума сложнее, его тормозят. Это происходит не на уровне министра, а в департаменте. Смотришь на них и думаешь: вроде русские люди, а почему такое пренебрежение к традициям? 

Именно они подвели бывшего министра Владимира Мединского к идее уничтожения Государственного академического русского концертного оркестра "Боян" под руководством народного артиста СССР Анатолия Ивановича Полетаева. Я встречался с Мединским, предупреждал его, что борьбу с этим оркестром начинал ещё его недавний предшественник, кадры которого работают до сих пор. Я прямым текстом сказал Мединскому, что, если он уничтожит оркестр, история ему этого не простит. Владимир Ростиславович выслушал меня внимательно и сказал: "Знаете, это первый оркестр, который мне предложили "слить", когда я стал министром". Кто предложил? Оказалось, именно эти люди. Несмотря на моё предупреждение, на мнение Общественного совета Минкультуры, на требование В.В. Путина и Д.А. Медведева о поддержке и сохранении этого оркестра, уникальный коллектив с пятидесятилетними традициями, соединявший в себе русскую симфоническую и народную стихию, был уничтожен. Разве это согласуется с Указом Президента РФ В.В. Путина "Об основах государственной культурной политики", где особый акцент делается на сохранении традиций нашей культуры?.. 

"ЗАВТРА". Согласен с вами… Но не хотелось бы заканчивать беседу на столь грустной ноте. 15 октября стартовал ежегодный Международный театральный форум "Золотой Витязь". Расскажите вкратце о его программе, наиболее интересных новинках. 

Николай БУРЛЯЕВ. Это XVIII наш театральный форум. Да, он уже начался и до конца ноября в Москве будет идти на разных площадках. Проводим его в непростых условиях. Так было, к слову, и с нашим кинофорумом, состоявшимся в сентябре, когда очень многие деятели кино не смогли, увы, приехать для участия. Сейчас сложно что-либо спрогнозировать в условиях пандемии: сможем ли мы всех принять, придётся ли что-то показывать дистанционно? Вопросы, вопросы, вопросы… 

Из интересных пунктов программы особо отмечу музыкальный пластический спектакль "Бемби". Это синтез поэтического текста, балетной пластики, декораций, песочной анимации и бессмертной музыки Баха и Моцарта. Известные артисты, профессионалы, видевшие спектакль, говорили, что это "новое слово" в театре. 

"ЗАВТРА". А театр этот московский? 

Николай БУРЛЯЕВ. Это первая постановка театра "Золотой Витязь", осуществлённая талантливым режиссёром-хореографом Еленой Богданович. Я написал стихотворную пьесу "Бемби" лет 30 назад и положил в стол, в чём была моя ошибка. В пьесе заложены такие идеи, о которых со сцены сегодня не говорят: божественная сущность и гармония всего живого, бесстрашие перед земными испытаниями и жизнью Вечной, которая может быть прекрасна. Об этом и многих других тонких, духовных вещах говорит эта пьеса через трогательный образ оленёнка Бемби и лесных обитателей. 

"ЗАВТРА". Николай Петрович, когда и где состоится закрытие театрального форума? Что ожидается на финальной церемонии? 

Николай БУРЛЯЕВ. 29 ноября в храме Христа Спасителя прозвучит завершающий аккорд годовой программы XI Славянского форума искусств "Золотой Витязь". Своё присутствие на церемонии подтвердили почётный попечитель форума Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и многие выдающиеся мастера искусства. Приходите, будет очень интересно! 

"ЗАВТРА". Искусство на самом деле важнее политики, ибо опережает и формирует образ будущего, в которое мы впоследствии все попадаем. Николай Петрович, спасибо вам за беседу!

Источник: «Завтра»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024