Никарагуа: опыт патриотического единства
Визит премьер-министра Беларуси Романа Головченко в Никарагуа и его участие в праздновании 45-летиия победы Сандинистской революции в этой стране повышают интерес к Республике Никарагуа. Никарагуа и Беларусь, несмотря на расстояние, имеют не только перспективы экономического сотрудничества, но и взаимные связи ещё с советского времени, а также явные параллели в смысле своей социалистической, антиколониальной и антиимпериалистической борьбы.
Государственная идеология Никарагуа – сандинизм – представляет собой одну из форм социализма с сильным влиянием антиколониализма (особенно сопротивления империализму США), антиимпериализма, идей никарагуанского патриотизма, христианского социализма и латиноамериканского единства.
Своё название сандинизм и правящий в Никарагуа Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО) взяли от фамилии Аугусто Сезара Сандино – национального героя этой страны и лидера Национально-освободительной революционной войны 1927-1934 гг. против колониальной оккупации Никарагуа США.
В Антиколониальной войне Сандино не удалось победить, а сам он был убит, в результате в 1936-1979 гг. в Никарагуа установилась власть военно-олигархического, либерального и компрадорского клана Сомоса, сильно зависимого от американского империализма.
Тем не менее, в результате Сандинистской народной революции 1979 г. СФНО во главе с легендарным революционером Даниэлем Ортегой сверг режим Сомосы и власть американского колониализма, поставив Никарагуа на путь суверенитета и социалистического развития. СФНО принял не только имя сандинистов, но и красно-чёрное знамя Сандино, которое можно до сих пор видеть на патриотических митингах в Никарагуа. Союзными стали отношения этой латиноамериканской страны с СССР и Кубой, откуда Никарагуа получал политическую и военно-техническую помощь.
Путь антиколониальной борьбы СФНО и Даниэля Ортеги не был простым: впереди были долгая вооружённая борьба против поднявшей мятеж коалиции проамериканских сил (так называемых «контрас») и уход Ортеги с поста президента в 1990 г. Тем не менее, СФНО удержался в качестве одной из главных сил в никарагуанской политике, а в 2007 г. Даниэль Ортега вновь стал президентом Никарагуа, одержав победу на демократических выборах.
Ортегу с того времени поддерживает широкий блок никарагуанских патриотических сил: сандинисты, суверенисты, католики-традиционалисты, католические социалисты. Поддержали Ортегу даже потомки клана Сомосы и некоторые бывшие «контрас», признавшие, что именно политика Ортеги и СФНО является залогом реального суверенитета Никарагуа. Сандинизм в этом смысле и в теории, и на практике является одним из примеров возможности союза различных антилиберальных, антиколониальных, антиимпериалистических и антикапиталистических сил.
Интересен и союз правительства Д. Ортеги и СФНО как с традиционалистским, так и социалистическим крыльями Католической Церкви, а также сочетание в современной государственной идеологии Никарагуа социализма и традиционных католических ценностей. Однако либеральная часть католического епископата продолжает активно выступать против правительства Ортеги и сандинизма, по сути став инструментом в руках американского империализма, что вызывает ответные ограничительные меры никарагуанских властей.
Современный Никарагуа – государство со смешанной экономикой, разными формами собственности на средства производства в сочетании с государственным планированием и регулированием. Несмотря на жёсткую «санкционную войну» со стороны США и стран Запада, диверсии и теракты, попытки дестабилизации внутренней ситуации со стороны либералов, в президенство Ортеги произведён ряд важных социальных преобразований и наблюдается экономический рост. Во внешней политике Никарагуа развивает активные отношения с государствами, выбравшими суверенный курс – странами Латинской Америки, Россией, Ираном, Китаем, а также с 2022 г. – проектом «Пояс и путь».
(Телеграм-канал «Восточный блок»)