Неоколониальный смотр

В Узбекистане прошёл первый полноформатный саммит «Евросоюз — Центральная Азия». Гости не только соблазняли президентов республик выгодами сотрудничества с Европой, но и настраивали их против России. Несмотря на это, местные элиты с энтузиазмом предложили ЕС воспользоваться своими богатствами.
Буржуазная политика сильно напоминает поведение хищников. Следуя охотничьим инстинктам, они ищут места с обилием дичи. Причём, желательно, доверчивой и беззащитной, не способной оказать сопротивление.
Многие постсоветские страны стали для глобального капитала настоящим эльдорадо.
Они не просто располагают богатейшими ресурсами. Их правящие классы готовы оплатить этими богатствами своё вхождение в «клуб избранных». О том, что в глазах зарубежных партнёров эти государства со всем населением и ресурсами — не более чем расходный материал, элиты предпочитают не задумываться.
Таким внешне цивилизованным «сафари» стал саммит «Евросоюз — Центральная Азия», состоявшийся 3—4 апреля в узбекском городе Самарканде. Нужно сказать, что различного рода форумы с участием глав ЕС и республик региона проводились и раньше. Отличием нынешней встречи был приезд высших руководителей объединения — председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен и главы Евросовета Антониу Кошты. На переговоры с ними явились все пять президентов.
Важность, которую в Брюсселе придавали саммиту, доказала серьёзная подготовительная работа. В конце марта верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас посетила Казахстан, Туркмению и Узбекистан. В Ашхабаде гостья провела встречу с главами МИД пяти республик, проведя своего рода инструктаж перед саммитом. В частности, Каллас потребовала неукоснительного соблюдения антироссийских санкций. «Европейский союз ввёл в действие шестнадцать пакетов санкций и сегодня работает над семнадцатым. Я понимаю, что санкции наносят ущерб экономикам стран региона, но нельзя допустить, чтобы российские компании обращались к Центральной Азии для их обхода», — заявила глава европейской дипломатии.
В свою очередь местные власти не просто закрывали глаза на высокомерные окрики, но и приглашали иностранный капитал поглубже запустить руку в богатства региона. Власти Узбекистана — страны-хозяйки саммита — допустили французскую компанию «Орано» к разработке уранового месторождения Южный Дженгельды в Навоийской области. Это стало следствием договорённостей, достигнутых во время визита президента страны Шавката Мирзиёева во Францию в марте. Стороны объявили о намерении реализовать совместные проекты на сумму 6,5 миллиарда евро в области добычи «критически важного сырья», энергетики, транспорта и т.д.
Таким образом, Кошта и фон дер Ляйен могли быть уверены, что примут их с распростёртыми объятиями, с энтузиазмом одобрив все предложения. Так и получилось. Гости выдвинули план масштабного проникновения европейского капитала, традиционно закамуфлированный под содействие развитию самого региона. Напомнив, что в Центральной Азии сосредоточены почти 40 процентов мировых залежей марганцевой руды, треть запасов хрома и другие полезные ископаемые, фон дер Ляйен без обиняков объявила, что без них глобальной экономике не выжить. «Ресурсы Центральной Азии — это бочка мёда для глобальных игроков. Эти природные богатства станут эликсиром жизни для мировой экономики», — сообщила она.
За этим откровенным признанием последовала голимая демагогия. Если другие державы заинтересованы только в эксплуатации региона и вывозе сырья, то Европа, по заверениям главы Еврокомиссии, готова наладить переработку «на месте». «Центральная Азия — регион гордых и независимых стран с древней историей и большими амбициями... Мы хотим быть вашими партнёрами в развитии местной промышленности, — льстиво заверила фон дер Ляйен. — Надёжные партнёры никогда ещё не были так важны. Наше стратегическое партнёрство — это обязательство поддерживать друг друга».
Европейская делегация объявила о выделении 12 миллиардов евро. Они пойдут на проекты в сфере добычи «критически важных минералов», транспорта, энергетики, цифровой связи и т.д. Впрочем, наивно было бы думать, что Брюссель занимается благотворительностью. Все указанные проекты служат его интересам, включая удовлетворение потребностей в редкоземельных металлах, создание транспортных коридоров в обход России.
То, что в обмен на помощь Евросоюз потребует политической лояльности, гости и не скрывали. Антониу Кошта призвал к активизации сотрудничества для «защиты международного порядка, основанного на правилах», и совместного реагирования на угрозы безопасности. К последним он отнёс действия России, которая «нарушила Устав ООН и международное право при вторжении на Украину». Чтобы оградить регион от «контроля со стороны соседей» (очевидно, России и Китая), делегация ЕС обещала обеспечить интернет-связь через европейскую спутниковую систему.
Несмотря на плохо прикрытые ультимативные претензии, главы республик соревновались друг с другом в заискивании перед гостями. Как заявил Мирзиёев, Европу и Центральную Азию связывают глубокие исторические корни, совпадающие интересы и стремление к тесному партнёрству. «Мы с удовлетворением наблюдаем усиление интереса европейского бизнеса к возможностям торгового и инвестиционного взаимодействия с Узбекистаном и другими странами региона, — подчеркнул он. — В современных условиях возрастает значимость развития эффективных транспортно-логистических коридоров, Центральная Азия может стать не просто мостом между Европой и Азией, но и активным участником глобальных экономических процессов».
Президент Киргизии Садыр Жапаров предложил ЕС подключиться к проектам строительства гидроэлектростанций и разработки редкоземельных металлов. Его казахстанский коллега Касым-Жомарт Токаев, в свою очередь, похвалился тем, что республика обеспечивает 13 процентов потребностей Евросоюза в нефти. Но, уточнил президент, основная часть поставок идёт через территорию России, и теперь Казахстан развивает альтернативные маршруты транспортировки сырья. Также, по словам Токаева, республика добывает 19 из 34 видов сырья, необходимого для развития европейской экономики. В связи с этим президент предложил создать в Астане региональный исследовательский центр по редкоземельным металлам, который должен стать источником актуальной информации для предприятий и инвесторов о доступных месторождениях и технологиях их разработки.
О нацеленности на расширение экспорта на европейские рынки производимых в республике товаров заявил и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. В унисон выступил и глава Туркмении Сердар Бердымухамедов. «Мы предлагаем поставки сырья, нефти и газа в Европу, — заявил он. — Поддерживаем начало диалога по возобновляемой энергетике и её возможностям. Туркменистан готов нарастить производство электроэнергии и поставлять её в Европу. В Центральной Азии есть много предложений для Европы. Торгово-экономическое сотрудничество должно рассматриваться с точки зрения его эффективности».
Другими словами, неоколониальные притязания Евросоюза не пугают постсоветские буржуазные элиты, а встречают с их стороны полное радушие. Пытаясь извлечь выгоду из международного противостояния, они вовлекают свои страны в положение между молотом и наковальней.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»