Насколько Гомер актуален сегодня

Насколько Гомер актуален сегодня

Если ты прочитал книгу при социализме, а затем эту же книгу в период буржуазной реставрации, при капиталистических порядках, то такое чтение позволяет многое понять как в уже ушедшей эпохе, так и в окружающей нас жизни. Особенно если книга принадлежит к великим произведениям художественной литературы.

Такую мысль я высказал в своих заметках «Двести томов сокровищ», посвящённых изданной в СССР в 1967—1977 годах «Библиотеке всемирной литературы» («Правда», 27 января 2022 года). Тогда я рассмотрел первый том «Поэзия и проза Древнего Востока». Я постарался показать, что загадочный, не до конца понятный и в наше время «Спор разочарованного со своей душой» с его неприятием зла, гениальный «Эпос о Гильгамеше», наконец, великая книга — Библия важны и нужны, чтобы понять не только седую древность, но и наше время.

Сегодня я продолжу эту тему и остановлюсь на следующих томах «Библиотеки всемирной литературы»: том 2 содержит произведения «Махабхарата», «Рамаяна», а том 3 — «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.

Почти тысячу лет создавал народ великие эпические поэмы Древней Индии: если устный канон «Махабхараты» сложился в VI—V веках до нашей эры, то лишь к V веку нашей эры относится её завершённая литературная редакция. Основной сюжет «Махабхараты» сводится к борьбе за власть двоюродных братьев, принадлежащих к одному царскому роду. «Рамаяна» же повествует о том, как царевич Рама боролся с демоном Раваной, похитившим и унёсшим на Ланку его жену Ситу.

Читатель может спросить: что нам до кровавых междоусобиц и братоубийственных сражений, бывших когда-то в глубокой древности в далёкой от нас стране? У нас, кажется, и своих военных и прочих проблем хватает…

Но в поэмах сквозь грозные и скорбные события пробивается голос древнего и мудрого народа, его представления о чести, благородстве, о смысле жизни.

Вот как автор вступительной статьи «Великий эпос Индии» П. Гринцер определил нравственно-философские положения индийского эпоса:

«Согласно учению «Махабхараты», человек не в силах изменить предначертания судьбы, отсрочить смерть или вместо уготованного поражения одержать победу. Но смерть и рождение, поражение и победа — лишь внешняя канва жизни, истинная её ценность в другом — в нравственном содержании. А как раз здесь человеку предоставлена свобода выбора. Он может жить лишь ради самого себя и своего успеха, во имя своих страстей и желаний или же может отречься от корыстных целей и подчинить себя сверхличностному долгу. И в том, и в другом случае его жизнь остаётся подвластной судьбе, но не быть игрушкой в руках судьбы, придать жизни высшее значение и цель человек способен только тогда, когда пожертвует личными интересами, растворит своё «я» в духовной гармонии мира. Поэтому, признавая волю судьбы, «Махабхарата» в то же время признаёт моральную ответственность своих героев, учит сочетать с послушанием судьбе собственные усилия».

Пусть читатель простит мне такую большую цитату, но она очень важна для понимания того, о чём я сейчас скажу.

В советское время этическая концепция «Махабхараты», концепция нравственного выбора и сверхличностного долга воспринималась совершенно органично. Не «жить лишь ради самого себя и своего успеха, во имя своих страстей и желаний» (П. Гринцер), а соотносить свои интересы с интересами социалистического общества, трудового коллектива, в котором, как правило, трудился советский человек. Советская этика большое значение придавала долгу —гражданскому, трудовому, воинскому, наконец, долгу перед самим собой как максимуму требований к себе, направленных на становление и развитие лучших человеческих качеств и своих способностей. И здесь этика советского социалистического общества близка, как это ни удивительно, к этической концепции «Махабхараты», эпоса более чем тысячелетней древности.

Несколько по-другому обстоит дело с понятием судьбы. Фатализм, судьба как некая сила, стоящая над человеком или народом, были чужды марксистской философии и морали. Вся советская история была вызовом судьбе. Что готовила судьба русскому народу и другим народам Российской империи в начале XX века?

Зависимость России от иностранного капитала. Перед Первой мировой войной одна треть капитала промышленных компаний и почти половина капитала 10 крупных банков принадлежала иностранным владельцам. А за годы войны задолженность России союзникам возросла во много раз, усилилась зависимость страны от иностранного капитала. Над Россией нависла угроза превращения в полуколониальное государство. И тяжелейшее положение рабочего класса и крестьянства, усугублённое империалистической войной. Но тогда трудящиеся России не смирились со своей судьбой. Полная безвыходность положения, как отметил Ленин в статье «О нашей революции», удесятерила силы рабочих и крестьян и открыла перед страной новые, невиданные возможности. Открыла и перед каждым человеком, носившим гордое звание гражданина СССР.

Менее всего советскому человеку была свойственна покорность судьбе. Проявив невиданные энергию и силу воли, смелость и настойчивость, преодолев огромные трудности, наш народ совершил чудо: сделал, как и призвал Сталин, за первые пятилетки то, на что другим народам требовалось 50—100 лет.

Но пришли другие времена. За годы, прошедшие после буржуазного переворота, я не раз слышал, причём от людей, капиталистическим порядкам не сочувствующих, советских, казалось бы, людей: «А что мы можем? Они всё равно всё сделают по-своему».

В XVIII веке индийский народ попал под власть английских колонизаторов. Он прошёл долгий и мучительный путь борьбы за независимость. И если бы индийцы думали: «А что мы можем? Они всё равно сделают по-своему», то Индия и по сей день была бы колонией Англии. Конечно, на освобождение Индии повлияли два величайших события XX века — Великая Октябрьская социалистическая революция и победа СССР над нацистской Германией и милитаристской Японией. Но не сыграло ли тут свою роль и влияние на сознание индийцев «Махабхараты» и «Рамаяны»? Ведь великий эпос и доныне бытует в устной форме, будучи доступен и для неграмотных индийцев, и оказывает огромное влияние на мировоззрение народа, воспитывает моральную ответственность человека за свои действия или за свою бездеятельность. Не отрицая значения судьбы, как бы она ни называлась — рок, карма, — учит не покорности, а активному действию во имя всеобщего блага.

Индия из-за экономической и технической отсталости попала под власть англичан. Индийский народ не смирился, представители всех слоёв общества участвовали в борьбе. С девятого класса мне запомнился рассказ о героине индийского народа Лакшми Бай. Когда во время восстания 1857—1859 годов противник ворвался в город Джханси, она сражалась до конца, а затем спустилась по верёвочной лестнице с башни и спаслась от погони. Впоследствии она продолжала борьбу в партизанском отряде и погибла в рукопашном бою.

Но не все представители господствующих классов были так благородны. Закабалению Индии и многовековому господству англичан помогли многие индийские феодалы — раджи, вступившие в союз с колонизаторами.

Удивительно, но сейчас, в XXI веке, у нас тот же противник. Та же самая Англия, которая, потеряв в XX веке Индию, решила поживиться за счёт России в XXI веке. Но не одна, а как часть так называемого западного мира. Наша задача — не допустить этого. Нам необходимо преодолеть наметившуюся технико-экономическую отсталость России. Надо быть бдительными по отношению к своим «раджам», будь то представители буржуазии или чиновничества. Наконец, преодолеть настроения апатии и равнодушия (те самые «А что мы можем?»).

Вот как удивительно созвучны нашему времени эти эпические поэмы — «Махабхарата» и «Рамаяна». Они оказали влияние не только на культуру Индии, но и всей Юго-Восточной Азии. Ну а у истоков европейской культуры стоят две другие великие книги: «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Предполагают, что поэмы были составлены в VIII веке, а записаны в VI веке до нашей эры. «Илиада» рассказывает об осаде Трои, «Одиссея» — о приключениях Одиссея при его возвращении из Трои на родину — остров Итаку.

Великим поэмам посвящён третий том «Библиотеки всемирной литературы». Предисловие «Путь к Гомеру» написал Симон Маркиш: «Читая Гомера, убеждаешься, что многое в его взгляде на мир — не только вечная и непреходящая истина, но и прямой вызов всем последующим векам. Важнейшее, что отличает этот взгляд, — его широта, желание понять разные точки зрения, терпимость, как сказали бы сегодня. Автор героического эпоса греков не питает ненависти к троянцам, бесспорным виновникам несправедливой войны (ведь это их царевич Парис нанёс обиду людям и оскорбил божеский закон, похитив Елену); скажем более — он уважает их, он им сочувствует.

Широта взгляда вдохновляется добротою, человечностью. Едва ли случайно, что европейскую литературу открывает призыв к доброте и осуждение жестокости. Даже Ахиллесу, образцовому своему герою, не прощает Гомер «львиного свирепства», и поныне это не прописное проклятие прописному пороку, а живой опыт, за который люди на протяжении своей истории платили так много и каждый раз сызнова».

История Древнего мира полна описаний бесчеловечного, безжалостного (я ещё много мог бы привести эпитетов) отношения победителей к побеждённым. Это и хвалебные хроники древневосточных владык: «поселения я разрушил, страну разорил, мужчин и женщин увёл в Ван»; «я захватил там такой полон: 9150 человек в один год — одних я убил, других живьём полонил». А на стенах царских дворцов мы видим рельефы с изображениями замученных пленных.

А Древний Рим? Как пишет советский писатель Иван Ефремов в книге «Час быка», «тысячи человек, и не только мужчины, но и женщины, совсем юные девушки и дети гибли на аренах цирков, растерзанные дикими зверями. Не меньшую бесчеловечность и духовную деградацию проявляли римляне и при своих завоеваниях. Вместо уважения к мужеству и геройскому сопротивлению своих врагов они учиняли подлую расправу над мирным населением, сгоняя побеждённых вместе с семьями, детьми и стариками в рудники и каменоломни».

А когда на похоронах убитого троянцами Патрокла его друг Ахилл зарезал 12 пленных юношей-троянцев, Гомер осудил этот кровавый поступок, сказав, что «Ахилл совершил нехорошее дело».

Вот такие две линии проходят через мировую историю и мировую культуру — гуманистическая и антигуманистическая, за человека и против человека. И до определённого момента стало казаться, что линия «за человека» побеждает. Нельзя отрицать нравственный прогресс человечества, в том числе в такой сфере, как соблюдение правил и обычаев ведения войны. Постепенно зверское отношение к военнопленным и мирному населению стало осуждаться общественным мнением, становиться просто неприличным. Закрепилось такое отношение в Конвенциях о законах и обычаях сухопутной войны, Декларации о режиме содержания пленных, принятой Гаагской конференцией 1899 года, а также в 13 конвенциях, принятых второй Гаагской мирной конференцией в 1907 году. Россия являлась инициатором созыва обеих конференций и активно участвовала в их работе.

Нельзя не отметить, что в Первую мировую войну Декларация о содержании военнопленных в целом соблюдалась. Правда, касалось это только стран, считавших друг друга цивилизованными. К населению колоний и участникам национально-освободительных движений эти страны относились совсем по-другому, не оглядываясь ни на какие конвенции и декларации. Их не считали людьми, так же как не считали людьми красноармейцев, попавших в плен в ходе советско-польской войны 1920 года, польские власти.

Интересно, что Советская Россия, порвав с принципами внешней политики царской России, в одном сохранила преемственность. На Генуэзской международной конференции (апрель — май 1922 года) Советское правительство выступило с предложением обсудить вопрос о запрещении наиболее варварских средств борьбы: бомбардировок с воздуха, применения ядовитых газов и огнемётов. Империалистические государства отказались обсуждать это предложение.

Ну а в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Как отметил Иван Ефремов: «Из всех падений человека в давнем и недавнем прошлом деградация римлян не имела себе равных, разве в Германии в эпоху фашизма». Но можно сказать и так: деградацию, падение человека в Германии в 1933—1945 годах можно сравнить с самыми тёмными периодами истории человечества. Это был огромный нравственный откат назад. Только в руках у фашистов была неизмеримо более истребительная техника, чем у древних завоевателей и рабовладельцев.

Бесчеловечность и звериная жестокость гитлеровцев по отношению к мирному населению оккупированных территорий и военнопленным хорошо известна. Пока отрицать это буржуазные историки, политики, пропагандисты открыто не решаются. Но вот клеветническая кампания по отношению к СССР, советскому руководству и лично Сталину, где используются мифы о поведении советских военнослужащих в освобождённых от фашизма странах, об отношении СССР к военнопленным, нарастает.

В полном соответствии с нормами международного права 25 августа 1930 года СССР присоединился к Женевской конвенции от 27 июля 1929 года об улучшении участи пленных, раненых и больных в действующих армиях. Согласно этим документам, пленение не является наказанием, а всего лишь мерой предосторожности. С пленными полагалось обращаться человеколюбиво, запрещалось убивать их или ранить, использовать на опасных для здоровья работах. Запрещалось наказывать за попытку бегства из плена.

Советское правительство 1 июля 1941 года утвердило специальное положение о военнопленных, во многом соответствовавшее Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными». И не только приняло, но и неуклонно соблюдало. Смертность среди немецких военнопленных на 1 июля 1947 года составила 14,5 %. Для сравнения: среди советских военнопленных во Вторую мировую войну смертность достигла 57,5 %. При этом советское правительство не «бросило» своих военнопленных, якобы считая их предателями, а неоднократно — 17 июля, 27 июля, 27 ноября 1941 года — выражало озабоченность их судьбой. К сожалению, данные обращения оказались безрезультатными.

Когда Красная Армия стала приближаться к границам Германии, гитлеровская пропаганда стала кричать о том, что азиатские орды угрожают европейской культуре и цивилизации. На самом деле фашистская Германия и, в какой-то степени, вся континентальная Европа, в той или иной мере поддержав фашизм, отказались от великих гуманистических традиций европейской культуры. Именно Советский Союз стал наследником и защитником культуры, у начал которой стоял великий греческий поэт Гомер.

В полной мере это проявилось, когда Красная Армия вступила на территорию Германии и её союзников. Сравним два противоположных подхода.

Из речи Гитлера 30 марта 1941 года на совещании по плану «Барбаросса»: «Речь о борьбе на уничтожение… На Востоке сама жестокость — благо для будущего». Из Инструкции от 1 июня 1941 года о поведении должностных лиц на территории СССР: «Вы должны с сознанием проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые от вас потребуют». А командующие армиями вермахта уже от своего имени издавали людоедские приказы.

Когда перед Красной Армией встала задача освобождения территории Германии и её сателлитов, то Военные советы фронтов, армий, политорганы соединений в обращении к войскам на собраниях, митингах, руководствуясь указаниями партии и правительства, разъясняли великую освободительную миссию советских Вооружённых сил, обязанность каждого воина вести себя достойно по отношению к мирному населению, не допускать жестокого и оскорбительного отношения к нему, строго соблюдать общепризнанные нормы поведения на оккупированной территории. Воинов знакомили с общественным и государственным строем освобождаемой страны, традициями, культурой, бытом и нравами населения.

С перенесением боевых действий на территорию фашистской Германии остро встал вопрос об отношении личного состава к населению этой страны. Каждому воину разъяснялось, что нельзя смешивать клику Гитлера со всем немецким народом, что цель Красной Армии — уничтожить милитаризм и нацизм, а не народ. Ну а насколько Гомер актуален сегодня, подумай, читатель, сам исходя из событий на Украине.

Алексей ПАРФЁНОВ

Источник: «Правда»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024