Народный календарь Приангарья в школьной программе

Народный календарь Приангарья в школьной программе

В создании гармоничной личности большую роль играет её способность к самоопределению в культуре своего народа, своей большой и малой родины. Поэтому особого внимания требует вопрос, связанный с формированием и сохранением связей современного человека с национальной культурой. Ввиду этого нужно отметить, что глубинная преемственность культурных традиций возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями.

По этой причине создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено на этапах его обучения в школе. Именно эту цель преследует возможность изучения народного календаря. Народный календарь как форма организации бытовой, хозяйственной, земледельческой жизни человека на протяжении всего года представляет собой явление синкретическое, включающее в себя как более ранние языческие традиции, так и более поздние церковные, оно является важной частью национальной культуры. Освоение составляющих народного календаря позволяет получить представление не только о народной культуре России в целом, но и о традиционной культуре малой родины, так как на огромных пространствах России праздники и традиции имеют свои отличия в зависимости от региона бытования.

Нужно отметить, что изучение устного народного творчества на уроках литературы в средней школе призвано познакомить учащихся с русским фольклором, однако уроки литературы в большинстве своём включают в себя ознакомление лишь с внеобрядовым фольклором, в частности, с таким его жанром, как сказка. Между тем русский фольклор включает в себя обрядовый компонент, который наиболее полно раскрывается в таком явлении, как народный календарь. Представление же о быте и культуре народа невозможно без знания основных составляющих народного календаря, а именно: праздников, обычаев, традиций и календарного фольклора. Поэтому, как представляется, изучение народного календаря имеет место в школьной программе в качестве факультативного курса, направленного на расширение кругозора учащихся, на формирование системных представлений о культуре России, её связи с историей, об особенностях культуры родного края.

На данном этапе происходит разработка учебной программы факультативного курса по дисциплине, получившей название «Мир народного календаря Приангарского края», а также материалов для проведения констатирующего и контрольного экспериментов. Программа рассчитана на учащихся среднего звена (пятые классы). Продолжительность обучения – один год. Календарно-тематическое планирование включает в себя пять разделов: первый раздел является вводным, он посвящён знакомству с основными понятиями курса, остальные четыре раздела соотносятся со временами года и представляют собой тематические блоки, связанные с годовыми праздниками, традициями и фольклором.

Практическим материалом для создания данного курса стали сведения о календаре Приангарского края, полученные в результате многолетних фольклорно-этнографических экспедиций, в ходе которых были исследованы деревни и сёла Иркутской, Читинской областей, Красноярского края, Республик Бурятия, Саха (Якутия). Конечным продуктом, в котором отразились итоги проведённых экспедиций, стал двадцатитомный «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» иркутского филолога и фольклориста Г. В. Афанасьевой-Медведевой. Данный словарь позволил сохранить всё своеобразие традиционной культуры и языка населения Сибири, в том числе и народный календарь как одну из сложнейших и интереснейших форм организации человеческой жизни на протяжении всего года. В основу разработанного факультативного курса вошли необходимые данные из указанного словаря, а также фольклорный материал из личного архива Г. В. Афанасьевой-Медведевой. Все фольклорные данные были подвергнуты комплексному анализу и структурированию.

Цель данной учебной программы заключается в приобщении детей к национальным ценностям и традициям.

Задачи факультативного курса состоят в следующем:

-                    познакомить учащихся с народным календарём, с особым восприятием времён года русским народом, с символикой и атрибутикой народных обрядов, с национальными традициями России и региональными особенностями народных обычаев;

-                    сформировать целостные представления о месте и значении традиционной культуры России в целом и Приангарья в частности;

-                    развить интерес к народным традициям и календарному фольклору;

-                    прививать чувство любви к родине (России, родному краю, природе, традициям);

-                    облегчить восприятие и понимание фольклорных мотивов и образов в русской литературе;

-                    развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.

Содержание программы факультативного курса «Мир народного календаря Приангарского края» сводится к раскрытию духовно-нравственной культуры русского народа в целом и русских старожилов Приангарья в частности. Обучение строится на изучении истории праздников, содержания и смысла праздничных традиций, обрядов и жанров как календарного фольклора (заговор, календарные песни, приговор, приметы, поговорки), так и внеобрядового фольклора, который определённым образом относится к тому или иному празднику (быличка, легенда).

Для иллюстрации представленных выше описаний программы факультатива были разработаны практические материалы к освоению некоторых тем.

Наиболее сложными в организационном плане занятиями являются занятия по проведению мероприятия, посвящённого календарному празднику. За год обучения планируется провести три таких мероприятия на следующие темы:

«Большие праздники января: Святки (6.01), Рождество (7.01)» (подготовка и проведение святочных гаданий, исполнение рождественских песен, колядование);

«Пасха – Христов день!» (разыгрывание волочебного обряда, исполнение пасхальных песен, организация пасхальных игр);

«Пришла весна – отворяй ворота!». Праздники встречи весны: Василий-капельник (13.03), Авдокея-каплюжница (14.03), Жаворонки (22.03)» (конкурс примет и поговорок, изготовление жаворонков, исполнение закличек, проведение весенних игр).

Так, для реализации праздника встречи весны был разработан подробный план проведения мероприятия и подобран тематический материал. Среди этапов проведения праздничного мероприятия особое место занимают те из них, в которых наиболее ярко демонстрируется фольклорный материал, отражающий особенности бытования тех или иных традиций на территории Приангарья. К таким этапам относится, например, музыкальный номер (исполнение закличек). Пение весенних песен представляет собой театрализованную сценку. Заклички, предлагаемые для исполнения, были записаны в деревне Обхой Качугского района и в деревне Верхне-Калинина Катангского района Иркутской области.

Кроме организации мероприятий, в курсе изучения народного календаря Приангарья имеются отдельные занятия, посвящённые рассмотрению жанров фольклора. Одним из таких занятий является урок по изучению былички. Знакомство с данным жанром происходит в контексте изучения праздников июля (Аграфена-купальщица (6.07) и Иван Купала (7.07), что объясняется распространённостью бытования рассказов о нечистой силе, приуроченных именно к этим летним праздникам. В свою очередь возникновение быличек о купальской ночи обусловлено народными представлениями об активизации мифологических, сверхъестественных существ именно в этот календарный период.

Тема занятия звучит следующим образом: «Быличка – это быль или небыль? Купальские былички о нечистой силе».

Цели занятия: ознакомление учащихся с жанровыми особенностями былички, с характерными для неё персонажами, знакомство с отражёнными в быличках мифологическими представлениями человека; воспитание уважения к культуре своего народа.

Выделение жанровых особенностей происходит в ситуации сопоставления, выявления тех признаков, которые отличают быличку от уже знакомых жанров несказочной прозы. Для этого учащимся предлагаются тексты быличек, собранные в Приангарском крае и посвящённые празднику Ивана Купалы. Былички о встрече человека с русалкой и ведьмой были записаны в сёлах Шерагул и Усть-Кульск Тулунского района Иркутской области.

Итогом работы учителя и учеников должны стать выявленные жанровые особенности былички:

1) рассказчик в быличке либо очевидец событий, либо человек, рассказывающий историю, случившуюся с его знакомым;

2) быличка повествует о встрече человека с потусторонней, нечистой силой, которая представляет угрозу и опасность для его жизни;

3) сверхъестественное и мистическое подаётся в быличке как реально произошедшее (установка на достоверность, реальность описываемых событий);

4) целью рассказывания былички является желание вызвать страх у слушателей, а также укрепить веру в достоверность сверхъестественного события.

Далее на основе сообщений о сверхъестественных персонажах былички составляется таблица «Тематические группы быличек».

Заключительным этапом занятия, который имеет целью закрепить полученные знания, является творческое задание, заключающееся в том, что учитель просит учеников сочинить собственную небольшую быличку. Учитель акцентирует внимание детей на том, что при написании следует учитывать выделенные на уроке жанровые особенности и тематические группы быличек. В конце урока сочинённые учениками былички зачитываются перед классом.

Итак, в данной статье была обусловлена возможность изучения народного календаря Приангарского края в школе. Данные о праздниках, традициях, обрядах Приангарья, а также фольклорные тексты, собранные в фольклорно-этнографических экспедициях (заговоры, приговоры, гадания, песни, легенды, былички и др.) были внесены в программу факультативного курса.

Предполагается, что изучение народного календаря Приангарского края внесёт вклад в формирование у школьников уважительного отношения к традициям предков, гражданских чувств и любви к родине и родному краю.

Людмила ТЕПЛЯКОВА, магистрантка Иркутского государственного университета

Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы». Иркутск, 21 апреля 2019 г.

Читайте также

Поздравление Г.А. Зюганова министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову Поздравление Г.А. Зюганова министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову
Уважаемый Сергей Викторович! Дорогой друг! Примите мои глубоко сердечные поздравления с Вашим замечательным весенним юбилеем!...
21 марта 2025
Сталинская Традиция: синтез прогресса и вечных устоев Сталинская Традиция: синтез прогресса и вечных устоев
В истории человечества редки моменты, когда политическая мысль соединяет в себе дерзость преобразований с верностью глубинным основам бытия народа. Сталинское видение коммунизма — именно такой случай....
21 марта 2025
В. Варава. Был ли Чаадаев западником? В. Варава. Был ли Чаадаев западником?
В традициях русской школьной философии принято Петра Яковлевича Чаадаева считать родоначальником западничества, которого очень любят либералы и аргументы которого используют даже русофобы....
21 марта 2025