Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
В 2023 год, объявленный годом «педагога и наставника», образовательная система находится вновь в ситуации обновления и реформирования. Судьба страны зависит от каждого человека – гражданина. Надежды на улучшение положения внутри страны и в мировом пространстве связываются сегодня с развитием образования, в том числе и с организацией воспитания молодежи. В связи с этим представляется весьма актуальным обращение к созидательным воспитательным идеям Надежды Крупской, внимательное прочтение и анализ ее великого педагогического наследия.
Крупская Надежда Константиновна (26 февраля 1869 – 27 февраля 1939), доктор педагогических наук, участница революционного движения, коммунистка, член ЦК партии, видный деятель народного просвещения и одна из создателей советской системы народного образования, жена и ближайший помощник Владимира Ильича Ленина.
Н.К. Крупская родилась в Петербурге в семье демократически настроенного офицера. После смерти отца, в 1883 году четырнадцатилетней девочке пришлось давать платные уроки во время учения в гимназии Оболенской. Педагогический совет 20 мая 1889 года выдал Крупской удостоверение, в котором отметил, что «успехи ее учениц свидетельствуют о выдающихся педагогических способностях ее, основательности ее познаний и крайне добросовестном отношении к делу».
Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 года входила в марксистские студенческие кружки, вскоре сама стала руководить марксистским кружком студентов, затем была учительницей вечерней школы для рабочих в Петербурге, вела революционную пропаганду среди рабочих.
В 1911 году – преподаватель партийной школы в Лонжюмо. В 1915 году Н.К. Крупская написала книгу «Народное образование и демократия». Это был первый марксистский труд по истории педагогики. Крупская подчеркивала, что «пока организация школьного дела будет находиться в руках буржуазии, школа труда будет орудием, направленным против интересов рабочего класса. Лишь рабочий класс может сделать школу труда «орудием преобразования современного общества»».
20 декабря 1917 года на заседании Большой государственной комиссии по просвещению Крупская сделала доклад о внешкольном образовании. В докладе были намечены пути подъема культурного уровня трудящихся на такую высоту, которая необходима, чтобы они стали умелыми, знающими стойкими работниками нового общества. Первоочередными задачами Надежда Константиновна считала: предоставление взрослым возможности заниматься в вечерне-воскресных школах и на курсах; разработку для них программы, создание новых учебников и методических пособий. Особое внимание в докладе обращалось на библиотеки, которым Ленин придавал огромное значение. Их главная задача – продвижение книги в народ.
Создавались клубы и избы-читальни, по железнодорожным магистралям и рекам шли агитпоезда и пароходы с походными типографиями, с бригадами лекторов и инструкторами по делам сельского хозяйства и промышленности. В таких поездках принимали участие и крупные партийные работники центральных учреждений.
Полтора месяца ездила Н.К. Крупская по Волге и Каме инструктором Наркомпроса на пароходе «Красная звезда». Крупская в своих воспоминаниях писала, что «задачей «Красной звезды» было ехать по следам белых, вести агитацию, проводить линию, принятую на VIII съезде партии, закреплять всюду Советскую власть». Работа на пароходе требовала много сил, энергии, выдержки, умения подойти к людям Надежда Константиновна так умела расположить к себе, что люди с полной откровенностью рассказывали ей обо всем, что их печалило и радовало.
Летом 1919 года агитпароход «Красная звезда» с Волги поднялся в Каму и остановился в Каракулино, затем в Камбарке, Сарапуле и Галево. Прибыв в Галево, на поезде поехала в Воткинск.
В Воткинске члены агитбригады находились 3-5 августа. За эти дни ими проведена была большая работа с населением. Н.К. Крупская пишет, что «во время поездки приходилось без конца митинговать, выступать на многотысячных собраниях на Бондюжском заводе, на Воткинском, на Мотовилихе, в Казане, в Перми, в Чистополе, в Верхних Полянах и пр.»
В Воткинске, в городском саду, состоялся также многолюдный митинг. Он произвел глубокое впечатление на всех присутствовавших, один из которых, А. Шикалов, впоследствии писал: «Спокойно, но очень убедительно говорила Надежда Константиновна о Советской власти, о необходимости оказания ей всяческой поддержки, о роли женщины в строительстве нового государства, о детях, о народном образовании. Для нас, видевших тов. Крупскую близко в лицо, ее образ, ее убедительные слова запечатлились в памяти на всю жизнь». После митинга Надежде Константиновне дети понесли букет цветов. Крупская уделила много времени ознакомлению с постановкой воспитательной работы среди детей в Воткинске.
После победы Советской власти более 21 года была членом коллегии Народного комиссариата просвещения РСФСР, вместе с А.В. Луначарским и М.Н. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.
В 1918 году избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук. С ноября 1920 года – председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1921 года – председатель научно-методической секции Государственного ученого совета (ГУСа) Наркомпроса. Преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов.
С 1929 года Крупская была заместителем наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Ей принадлежат полные гордой уверенности слова: «Народ сбрасывает господство буржуазии, он освобождается от рабства, и ему нужна школа, которая воспитывала бы не господ и рабов, а свободных, сильных, умелых людей».
Надежда Константиновна исходила всегда из высшего гуманистического принципа: человек должен быть счастливым, его физические и духовные силы должны гармонично развиваться и находить необходимое применение. Только социализм откроет эту возможность. И поэтому вся деятельность Н.К. Крупской в области просвещения была направлена к одному: подготавливать людей, способных строить социализм и творить при социализме. Школа должна помочь ребенку, подростку выявить его вкусы, способности, одаренность. И она может это сделать, если правильно будет поставлено преподавание и воспитание в труде. Школа должна воспитывать человека всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать». Для этого школа в Советской стране должна стать политехнической.
Н.К. Крупская — автор многочисленных работ о В.И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Надежда Константиновна умерла 27 февраля 1939 года. Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены. Именем Н.К. Крупской названа библиотека в Устиновском районе города Ижевска.
Вероника ФЕДОРОВА, заместитель председателя Удмуртского республиканского отделения ВСД «Русский лад»
***
Рассказывает ветеран труда, руководитель музея села Яган-докья, Вологжанина Анна Ивановна:
В начале 20 века в Удмуртии открылось 5 школ крестьянской молодежи (ШКМ). Одна из них была создана в с. Бураново в 1925 году. К её открытию причастна Н.К. Крупская – политический деятель, почетный член АН СССР (1931 г.), жена В.И. Ленина. С 1920 года председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1927 года член ЦК ВКП(б). Её труды по педагогике и истории актуальны по сегодняшний день.
Ученики Надежды Константиновны – Н.А. Ерашов и А.И. Худякова – после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ – первой в области. Эта семейная пара Никифор Александрович и Агния Ильинична хорошо помнили советы Н.К. Крупской о создании школ, которые давали бы молодежи не только общие знания, но и агротехнические знания. Школе выделен был участок, где молодежь трудилась как муравьи.
«Бурановский вестник» в 2009-2010 гг. подробно описывает деятельность школы под руководством учеников Надежды Константиновны. Большую роль в жизни школы играли комсомольская ячейка и ученические организации – учком и разные комиссии (хозяйственная, столовая, санитарная, ревизионная).
В 1926 году от коллектива школы было отправлено Надежде Константиновне письмо просьбой дать её согласие назвать Бурановскую школу крестьянской молодёжи её именем. Надежда Константиновна дала согласие.
В честь открытия нового здания ШКМ учащиеся пригласили Крупскую в школу. Приехать она не смогла, а прислала в дар сельской школе ценные подарки – микроскоп и теодолит, а также письмо, копия которого храниться сейчас в музее школы:
«Дорогие ребята, осенью перед октябрьскими праздниками, я получила телеграмму с приглашением приехать к вам, отпраздновать годовщину открытия вашей ШКМ. Я тогда не могла приехать. За сутолокой не ответила и не поблагодарила за приглашение. Теперь хочу хоть немного исправить свою ошибку.
Завтра 1-е мая. Десятый год уже празднует свободно наша страна этот международный праздник трудящихся всего мира.
Шлю Вам свой привет. Передайте мой привет партячейке, волисполкому и заведующему школой. Желаю вам, ребята, успеха в вашей работе. Н.К. Крупская».
Бурановская школа с честью носила имя выдающегося педагога, была культурным очагом среди удмуртского населения.
В 1934 году школа, выполнив с честью свою задачу как «институт» повышения культуры сельхозпроизводства, свою социальную задачу, была преобразована в НСШ (неполная средняя школа).
В годы перестройки школа переименована в школу им. Г.Е. Верещагина. Об имени Крупской Н.К. словно забыли в угоду новым властям…