На встречу с зимней сказкой

На встречу с зимней сказкой

В Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» состоялась выставка-ярмарка народных художественных промыслов (НХП) «Ладья. Зимняя сказка», организованная ассоциацией «Народные художественные промыслы России».

Именно на этой крупнейшей в стране выставке ежегодно мастера и художники из десятков регионов России восхищают посетителей своим талантом, поднимают на небывалую высоту чувство гордости за свою страну, сохранившую такое богатство, самобытность, уникальные технологии. Однако, несмотря на кажущееся процветание, промыслы сегодня остро нуждаются в поддержке и охране. Продолжают гибнуть объекты с многовековой историей, банкротятся предприятия народных промыслов, стареют кадры, при этом молодое поколение не сильно стремится в данную отрасль из-за невысоких зарплат, сокращается численность мастеров и художников. Есть и много других проблем, тормозящих развитие данной индустрии.

Проведение подобных выставок-ярмарок играет важную роль в деле сохранения промыслов. Значимую часть «Ладьи» составляет деловая программа для специалистов НХП и директоров предприятий. В ходе «круглых столов» и семинаров обсуждаются проблемы отрасли и пути выхода из кризиса. Уже сложившейся частью выставки стал так называемый Город мастеров, где ведущие мастера промыслов демонстрируют своё искусство. Это и роспись по дереву и ткани, и лепка игрушки, и гончарное дело, и кружевоплетение.

«Ладья» — крупнейшая выставка в стране, дающая представление о многообразии русского народного творчества, сохранить которое — важнейшая задача сегодняшнего дня. Глаза разбегаются, глядя на всё это великолепие. Ярославская майолика, жостовские и тагильские подносы, гжельский и кисловодский фарфор, ростовская финифть, великоустюжское чернёное серебро, хохломская и городецкая роспись по дереву, тобольская резная кость, оружие златоустовских мастеров и многое-многое другое. Более 70 регионов нашей страны приняли участие в «Ладье», более 20 тысяч квадратных метров площади было задействовано для того, чтобы разместить стенды участников.

Посетителей на выставке, как всегда, очень много. В день её открытия перед входом в «Экспоцентр» даже собралась весьма внушительная очередь, так велика в народе тяга к истинному искусству, к красоте и самобытности. На территории выставки ряд стендов с изделиями промыслов вызывал особый интерес гостей.

Нижний Тагил Свердловской области является родиной расписного подноса. В нынешнем году этому промыслу исполнилось 275 лет. Тагильский подносный промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. В 1746 году появились первые сведения о железных подносах с художественной отделкой, эта дата стала считаться началом истории промысла. Тагильский металл с маркой «Старый соболь» теперь известен во всём мире. В начале XX века жизнь предприятия на какое-то время замерла, так как приёмы традиционного цветочного письма казались утраченными. Но вскоре артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск расписных подносов. А уже в 1957 году на их базе был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который и стал центром возрождения тагильского подноса.

Участница выставки-ярмарки Наталья Львовна Прудникова — известный на Урале мастер лаковой росписи по металлу. Свой творческий путь она начала в 1980 году в цехе росписи подносов завода «Эмальпосуда», где прошла обучение у старейшего мастера Агриппины Афанасьевой.

Сегодня Н.Л. Прудникова трудится в ООО «Техно-Ателье»: завод же, как и множество других предприятий, не пережил «лихие 90-е». Участок лаковой росписи в ООО «Техно-Ателье» продолжает сохранять и развивать традиции уникального промысла Нижнего Тагила.

— Сегодня лаковой росписью у нас занимаются семь художников, — рассказала корреспонденту «Правды» Н.Л. Прудникова. — Главное, что промысел не канул в Лету, мы работаем, стараемся развиваться в творческом плане, придумывать разнообразные, непохожие друг на друга рисунки и сюжеты. Художники сегодня выполняют и орнамент изделия. Особенность росписи наших подносов — так называемое маховое письмо, двойной мазок, когда на кисть набираются сразу две краски, что придаёт цветку особый объём.

Конечно, трудности есть, и связаны они прежде всего с последствиями коронавирусной эпидемии, когда в течение некоторого времени не было возможности реализовывать наши изделия, в частности, из-за прекращения выставочной деятельности, снижения туристического потока.

Беречь промыслы необходимо, обязательно нужно рассказывать о них людям, показывать, какую красоту сохраняет русское народное искусство. И, безусловно, важнейшее значение приобретает преемственность поколений, без чего немыслимо их дальнейшее развитие.

Алёна ЕРКИНА

Источник: «Правда»

Читайте также

Руки прочь от КНР! Заявление Президиума ЦС РУСО Руки прочь от КНР! Заявление Президиума ЦС РУСО
Научное сообщество России, включая в первую очередь ученых социалистической ориентации, не может не выразить возмущения наглым поведением властей США по отношению к Китайской Народной Республике, угро...
9 Августа 2022
В Киргизии прошло прощание с поэтом В Киргизии прошло прощание с поэтом
В Бишкеке на днях проводили в последний путь Народного поэта Кыргызстана Вячеслава Шаповалова. Он был не только тонким лириком, но и литературоведом, критиком, педагогом. Он был также успешным перевод...
9 Августа 2022
Исчерпанная реальность Исчерпанная реальность
Каждому из нас, должно быть, знакомо чувство некой внутренней «исчерпанности». Почему я взял данное слово в кавычки? Наверное, потому что оно (как и любое подобное описание внутреннего мира человека) ...
9 Августа 2022