На передовом крае русской науки: Николай Пржевальский
В апреле нынешнего года исполнилось 185 лет со дня рождения Николая Михайловича Пржевальского – русского учёного, путешественника, разведчика, одного из выдающихся исторических деятелей XIX века. Личность Пржевальского связывает Царство Польское с Сибирью, Туркестан с Дальним Востоком. Предлагаем читателям очерк о великом исследователе, написанный постоянным автором нашего сайта и газеты «Русский Лад в Иркутской области» Л.С. Кобяковой.
***
Имя Н.М. Пржевальского имеет самое непосредственное отношение к Иркутску. Здесь он жил, работал, получал задания от Сибирского Отдела русского географического общества, делал там отчеты об экспедиции, читал лекции иркутянам о результатах исследований, писал книги. Человек, обладающий энциклопедическими знаниями по многим отраслям наук, романтик, писатель, путешественник, ставший научным руководителем нескольких значительных научных экспедиций, исследовавший не только Уссурийский край, мало знакомый русской и мировой науке, но и Северный Тибет, Монголию, Китай и другие регионы Центральной Азии, ей вовсе не знакомые, вошел в историю Иркутска как человек-легенда.
В 1902 г. к имеющимся мемориальным доскам на фризе здания Иркутского краеведческого музея ВСОИРГО было добавлено 6 памятных досок с именами ученых, внесших особенно важный вклад в изучение Сибири. Среди них имя Н.М. Пржевальского. В его честь названа одна из улиц Иркутска.
Многим русским людям он показал путь, по которому можно идти не только реализуя свои способности, но и удовлетворяя свои духовные потребности. А выбрал этот путь он сам, еще в раннем детстве, путешествуя по лесным тропинкам – лес был рядом – и по книгам о путешествиях и приключениях. Книги начал увлеченно читать уже с 7 лет. Географию родного края изучал ногами, глазами и сердцем. Лес к тому же был спасением от неминуемых наказаний за проказы. В семье применялись и розги в целях воспитания. И сказки няни Макарьевны о воине Иване были в его детстве!
Отец умер, когда Николай был совсем маленьким. С дядей изучили все тропы и тропинки, ходили на охоту (детское ружье заряжал желудями), а в 12 лет уже имел собственное ружьё. Кстати, первое литературное произведение «Воспоминание охотника» было напечатано в журнале «Охотник и коневодство».
«Русские просторы», «бескрайняя степь», «родные поля», «сибирская нескончаемая тайга», которые обрели русские люди, вольнолюбивые, склонные к изучению всего нового, непонятного, любопытные (а что там за горизонтом?), имеющие огромную интуицию, данную всем «Иванам» при рождении, тяготеющие к приключениям, не боящиеся неизведанного, – это их родина. Шли вперед с Божьей помощью и испытанными друзьями. Шли «встречь солнцу», преодолевая все преграды, в том числе и «умственные плотины», по словам А. Герцена, осваивая новые земли, строя города. Во время учебы Пржевальского историю России изучали по учебникам, где упоминались словены, русь, скифы, венеды и др. «Великая Скифия», «Великая Тартария», «Великая Московия» есть на картах XVI-XVII вв.! Все это в конечном счете и сформировало характер русского человека. Такой характер был у Николая Михайловича Пржевальского.
Родился 12 апреля 1839 г. в селе Кимборово Смоленской губернии в семье отставного поручика Михаила Кузьмича Пржевальского. Однако основателем рода Пржевальских был запорожский казак Корнила Анисимович Перевальский (Паровальский). Правнук брата Николая Михайловича утверждает, что он был конюхом. Екатерина II в 1775 г. подписала манифест о ликвидации Запорожской Сечи. Тогда, возможно, предок поступил на польскую службу, и его фамилию стали присать как «Пржевальский». По словам участника польского восстания 1863 г. Бенедикта Дыбовского, Н.М. был «Пшевальским». Напомню, Польша вошла в состав Российской империи в 1815 г. Дед обучался в иезуитской школе в Полоцке, но сбежал оттуда в Москву, приняв православие под именем Кузьмы Фомича.
Мать Елена Алексеевна из семьи отставного коллежского регистратора Алексея Степановича Каретникова, который три года служил в фельдъегерском корпусе в Санкт-Петербурге в свите Александра I. В помещичьей семье, где дед, отец, дядя были военными, много читали. В Смоленскую гимназию Николая вместе с братом Владимиром взяли сразу во второй класс. Правда, в гимназии образования, по сути, не давали. Заставляли заучивать отрывки текстов наизусть, ставили на колени за любую провинность, били розгами. К чтению и охоте пристрастил дядя, и мальчик всё своё свободное от учебы время проводил в лесу или за книгами. Из душной атмосферы помещичьего быта, учебных классов юноша мечтает уехать как можно дальше, можно и на восток!
У ребенка уникальная память! Легко запоминал целые страницы учебников. Любопытный факт: в гимназии по собственному желанию был освобождён от изучения латинского языка! Учился так хорошо, что по окончании уже имел право занять первый гражданский чин. А он все более утверждается в мысли о необходимости поменять направление будущего служения и решает стать военным. Гражданский чин привязывает человека к месту службы – военный получает назначение и двигается в указанном направлении.
В 1855 г., в год окончания гимназии, юноша записывается в сводный запасный Рязанский полк рядовым, а через полгода удостаивается унтер-офицерского звания, далее произведён из подпрапорщиков в первый офицерский чин прапорщика пехоты, потом в подпоручики. Решив и дальше идти по военной части и получить направление на работу в дальние края, усердно занимается, отказавших от всех удовольствий своего возраста, несмотря на насмешки товарищей. В августе 1861 г. зачислен в младший класс Николаевской академии Генерального штаба (г. Санкт-Петербург).
На втором (выпускном) курсе академии написал статью на тему «Военно-статистическое обозрение Приамурского края». Конечно, он пользовался имеющимися в архиве документами по присоединению совсем недавно к России этого восточного края – в 1858 г. по Айгунскому договору, подписанному генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым, и подтвержденному в 1860 г. на официальном уровне Пекинскому договору. Пржевальский с головой уходит в материал, не только исследует проблему, но и делает предложение правительству по дальнейшему освоению края и присоединению к России новых территорий. Мечта о путешествии по огромной стране, ее восточным окраинам выразилась уже в выборе темы.
Доклад был высоко оценен академиками. В это время Пржевальского избирают действительным членом Императорского Русского географического общества. Талантливый молодой ученый, да еще с феноменальной памятью, привлек пристальное к себе особое внимание военных. Выпускник подает прошение о переводе его в Восточную Сибирь, но вместо этого Пржевальский два года служит в Варшавском пехотном юнкерском училище офицером и преподавателем истории и географии, пишет учебник по истории географических открытий за три века.
Но мечты сбываются! В1866 г. его причисляют к Генеральному штабу и отправляют на службу в Восточно-Сибирский военный округ для исполнения важных поручений.
Пржевальский прибывает в Иркутск в марте 1867 г. и вскоре приступает к выполнению заданий. В Иркутске занимался в библиотеке географического общества. Иркутяне в своих летописях отмечают его передвижения и действия. На востоке страны была сложная политическая обстановка, а достоверных знаний об этом крае почти не было.
Необходимо было сделать статистическое описание Уссурийского края, провести инспекцию линейных батальонов, изучить обстановку на границе с Маньчжурией и Кореей. А по заданию Сибирского отдела Географического общества, находившегося в Иркутске, провести географические исследования с описанием флоры, фауны, сбором коллекций – зоологической и ботанической. В помощники Пржевальскому был назначен 16-летний юноша – топограф штаба округа Николай Ягунов, воспитанник иркутской гимназии. С ним и двумя казаками Пржевальский и начал эту сложную и трудоёмкую работу.
В письме читаем: «Через три дня, т.е. 26 мая, я еду на Амур, оттуда на р. Уссури, озеро Ханка и на берега Великого океана к границам Кореи. Вообще экспедиция великолепная. Я рад до безумия! ... Да, мне выпала завидная доля и трудная обязанность – исследовать местности, в большей части которых еще не ступала нога образованного европейца. Тем более, что это будет первое моё заявление о себе ученому миру, следовательно, нужно поработать усердно». Подробно описывает путь от Иркутска: «Дорог и памятен для каждого человека тот день, в который осуществляются его заветные стремления…Я выехал из Иркутска по дороге, ведущей к озеру Байкал и далее через всё Забайкалье к Амуру…» И ещё: «Сибирь совсем меня поразила: дикость, ширь, свобода бесконечно мне понравились».
Южно-Уссурийский край прошел за три месяца, а это 1060 вёрст (около 1100 км). Важнейшим результатом стала разведка новых путей сообщения, изучение природного богатства края. На основе своих наблюдений позднее напишет «Об инородческом населении в южной части Приамурской области» и «Путешествие в Уссурийский край»). И это станет традицией – писать книги и статьи по результатам собственных исследований. Собранные материалы отправлялись почтовыми посылками в Иркутск, затем переправлялись в Академию наук в Санкт-Петербург. Случилось все, о чем он мечтал в детстве и юности: далекие путешествия, приключения, выполнение сложных заданий, даже проблемы и их преодоление.
В октябре 1869 г. возвратился в Иркутск и на заседании Сибирского отдела русского географического общества сделал отчет о своей работе. А весной следующего года выступал с докладами в Императорском географическом обществе. Трудно переоценить значение работы тридцатилетнего ученого! И если изучение Амура и Уссури было его мечтой, и он добивался решения ее осуществить, то дальнейший его жизненный путь явно строился с помощью военных Генерального штаба.
Вторая экспедиция была в Северный Китай и Монголию. В марте 1871 г. она поддержана Советом Географического общества, Главным штабом, Военным министерством, Министерством иностранных дел. Пржевальский был произведён в капитаны Генерального штаба. Теперь нет сомнений – он был еще и военным разведчиком! А поскольку объём финансирования был все равно очень небольшим, то пришлось применить свою память и способности и добыть средства с помощью игры в карты, к которым он после этого не прибегал больше никогда. Было выиграно 12 тыс. руб. – огромная по тем временам сумма! В основание скромного фонда на исследования пошли и деньги, вырученные за издание собственного учебника.
За три года команда прошла 11 100 вёрст (почти 11 700 км). Задание государственной важности и секретности должен был выполнить отряд из 8 человек. Замечу, в команде было 4 забайкальских казака! Приготовлены коллекции зоологические (почти 1000 экз.), ботанические (более 500 видов растений). Все это было отправлено через Иркутск в Санкт-Петербург. В начале октября 1873 г. Пржевальский вернулся в Иркутск и почти два месяца, отправив отчет в Главный штаб о состоянии Китая, раз в неделю читал публичные лекции в городском Благородном собрании, писал книгу «Монголия и страна тангутов, трёхлетнее путешествие в восточной нагорной Азии. Т. I». Был произведён по результатам работы из подполковников в полковники Генерального штаба.
Потом были третья, четвертая и пятая экспедиции в Центральную Азию. Коллекция из третьего путешествия имела вес более 100 пудов (1600 кг), а из четвертой экспедиции и того больше. Николай Михайлович провёл в Центральной Азии в общей сложности 9 лет 2 месяца и 27 дней, прошёл 29.585 вёрст. А если приплюсовать Уссурийский край, то получится 31.185 вёрст. Открыл целый ряд новых форм животных: дикая лошадь, так называемая лошадь Пржевальского, дикий верблюд и др. Собрал огромные зоологические и ботанические коллекции: 16 тыс. экземпляров растений (218 видов из них не были известны науке), 7 новых родов растений, 702 экземпляра млекопитающих, 5010 птиц, 1200 земноводных и пресмыкающихся, 643 рыб. Информацию о народах – тангутах, дунганах, лобнорцах, магинцах, северных тибетцах. Соединил служение отечеству и наукам. Это гражданский подвиг! И Иркутск сыграл в этом не последнюю роль!
Один из современников писал о нем: «Теплота сердечная, чистота душевная, отвага богатырская, восторженная любовь к природе, Родине и высшему проявлению человеческого гения – науке». А.П. Чехов, думается, во многом благодаря Пржевальскому принял решение отправиться на остров Сахалин для переписи населения, а на самом деле для описания незнакомого науке края, для облегчения участи несчастных заключенных.
Это о нем: «Пржевальский стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, делают его в глазах народа подвижником, олицетворяющим высшую нравственную силу».
Лилия КОБЯКОВА, г. Иркутск