«Мы лучшей доли – сами не просили...»

«Мы лучшей доли – сами не просили...»

Про творчество Александр Боброва мне писать и сложно, и легко, и вдохновенно-радостно. Причина всей этой гаммы ощущений в том, что Александр Александрович – мой первый поэтический наставник, я занималась у него в литературной студии «На Никитской» – и до учебы на Высших литературных курсах, и в аспирантуре Литературного института, и во время обучения там.

Он основательно поддержал меня при защите диссертации, да и сейчас всегда находит нужное слово поддержки. Его советы всегда отличаются безупречным вкусом, филигранным поэтическим чутьем, честностью и мужеством, что и подтверждали всегда другие мои наставники – известный поэт и публицист Валентин Васильевич Сорокин сделал очень промыслительный вывод: «Саша Бобров никогда не терял своего голоса!», Людмила Васильевна Щипахина (светлая ей память!) часто с особой любовью говорила о своем друге: «Прислушивайся всегда к Боброву, это энциклопедически образованный человек с безошибочным талантом!»

И это верно, до сих пор для меня его наука – истина в первой инстанции. К тому же, у нас с ним оказалась одна общая, «но пламенная страсть» – непреодолимая тяга к познанию мира, к путешествиям, к новым приключениям, к сопутствующим им походным делам: сплавам, переходам, рыбалке, «тихой» грибной охоте и многому тому, что извечно оставляет свой след в душе и строках… И это стало еще одной, не менее важной, чем все остальные, областью нашего сближения, мне стали более понятными многие его образы, мысли, настроение. Его лирические песни:

Куда поедешь и куда пойдешь?

Мы лучшей доли – сами не просили.

И вот опять по всей России дождь,

Раз над тобой – то да: по всей России…

Александр Бобров, ко всей многогранности своих творческих и человеческих талантов, обладает одним очень ценным и нужным талантом – сплачивать около себя людей, зажигать их своими идеями и устремлениями, направлять в правильное русло их гражданское мировосприятие. И это относится в равной степени и к зрелым людям, и к молодому поколению. Скольким он помог на жизненном пути, скольких поддержал и способствовал профессиональному становлению! Скольких студийцев и питомцев-студентов он взрастил и сейчас взращивает в московских вузах! И здесь можно с научной долей уверенности сказать, что у профессора Боброва совершенно уникальный, неповторимый подход к подаче любой информации и учебного материала, не говоря уже о ценности его авторских методических пособий и книг. И я не просто для красного словца сказала на одном из творческих вечеров нашего наставника, что в жилах многих его воспитанников течет «бобровская» кровь.

И поэтому каждая новая статья в «Советской России», порой рождающая целый диспут, публикация в социальных сетях (он отзывается на все события в России и мире) и – тем более! – каждая новая книга Александра Боброва всегда для меня событие особой важности и нового повода для сверки взглядов, позиций и творческого настроя. И слово «настрой» в этом ряду имеет особое значение: автор именно настраивает читателя на окружающий мир, который мощно, гармонично, красиво и правдиво звучит в многоликом творчестве этого удивительно работоспособного человека. Вот строки из заглавного стихотворения книги:

Я иду за тобою следом

Сквозь толпу и безлюдный лес.

Как живешь ты под легким снегом,

Еле падающим с небес?

Он как будто бы зависает

Над Москвою и над судьбой,

Ненавязчиво завещает

Не прощаться еще с тобой.

И это творчество, с которым не хочется прощаться – бесспорно, прекрасный исследовательский материал для полновесной научной работы, монографии или диссертации. Вот и новая книга «Под легким снегом» – наглядный пример тому: в ней проявились аналитический и публицистический подход, стремительное восприятие, памятливое зрение и безошибочный жизненный слух, преданная любовь и дружба, острая ирония и юмор. В эту книгу входишь легко и знакомо, как в альма-матер – здесь и встречи, и радость общения, и ценность новых знаний: емкое предисловие «Дорогой лирника» Владимира Бондаренко (глубже и просторнее, кажется, никто и не сказал!). Песни – это вообще особая форма жизни в творчестве Александра Боброва, они занимают очень весомую часть его судьбы. Так и видится шагающий под песню Александра Боброва солдатский строй:

Ни чудищу, ни идолу,

Ни коршуну, ни ворону,

Не отдадим в обиду мы

Свою родную сторону.

Не отдадим высокую,

Пресветлую и ясную

Ни ворону, ни соколу,

Ни кречету, ни ястребу.

Эти строевые песни, множество стихов и публикаций, а главное, книги «Звезда над озерами. Мой брат защищал Ленинград» и «Сосна у селенья Бобровка» (НППЛ «Родные просторы»), да фактически всё, что создал Александр Бобров, это дань памяти брату – Герою Советского Союза Николаю Александровичу Боброву, который погиб 80 лет назад, в июле 1942 года, на Карельском перешейке. И когда это анализируешь, часто приходит такой очевидный и осознанный ответ, что один человек, даже с такой творческой «производительностью», как Александр Александрович, не смог бы сделать столько, если бы физически и духовно не ощущал неразрывного единства с погибшим братом и – по глубинной нравственной сути – не жил бы за себя и за него!..

Как много я прошел, как ярко все увидел,

Как часто жизнь моя безоблачно текла!

И если ранил я кого-то и обидел,

То видит старший брат: конечно, не со зла…

Особую ценность представляют «Заметки о поэзии» – это не просто глубокий, интересно поданный научный материал и информативное научное пособие, это щедро открытый мир векового духовного богатства, великая нравственная система ценностей, творческие прозрения и предвосхищения творцов. На всех своих баррикадах Александр Бобров предельно честен, он готов не только к битве, но и к кропотливой работе с союзниками на этом нелегком, но таком жизненно важном поприще. И в унисон сказанному хочется привести слова самого автора:

Вся дальнейшая переписка

С веком, Родиной и тобой –

Не выводит из зоны риска,

Но хоть точка последняя близко –

Мне не страшно с такою судьбой!

Да, настоящий творец – всегда в «группе риска», в зоне особого внимания, но это и есть Настоящее, есть Вечное, для которых и стоит жить, бороться и побеждать!

Нина ПОПОВА, секретарь Союза писателей России

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024
В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024
В. Катасонов. Скрыто кулисами Рима В. Катасонов. Скрыто кулисами Рима
«Римский клуб» – международная неправительственная организация, которая была создана в далеком 1968 году. Она, по ее собственным заявлениям, объединила наиболее авторитетных представителей политическ...
13 сентября 2024