Музыкальный призыв к свободе. К 180-летию Римского-Корсакова

Музыкальный призыв к свободе. К 180-летию Римского-Корсакова

Восемнадцатого марта мы отмечаем 180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Последняя из 15 написанных им опер «Золотой петушок», созданная по одноимённому произведению гения русской поэзии А.С. Пушкина, была запрещена к исполнению цензурой и впервые увидела свет в театре С.И. Зимина в Москве 7 октября 1909 года — в годовщину кончины её автора. Смерть композитора наступила спустя три дня после жестокого решения цензуры.

В опере царь Додон показан абсолютно невежественным самодержцем, поддающимся на сладостные восточные любвеобильные речи Шемаханской царицы. А она намерена покорить владения Додона, издевается над ним, завязав на его голове синий платок. Царь пускается в пляс. Слова любви к Шемаханской царице царь Додон поёт на мелодию из «Чижика-пыжика»:

«Буду век тебя любить,

Постараюсь не забыть.

А как стану забывать,

Ты напомнишь мне опять».

Развязка в произведении близка. Приходит Звездочёт и просит себе Шемаханскую царицу, но получает от Додона удар жезлом в лоб. После этого взлетает Золотой петушок и клюёт царя в темя. Тот падает замертво. На сцене царская корона и стенания народа: «… Что даст новая заря? Как же будем без царя?» Пение замолкает, и безутешные рыдания завершают оперу.

Уже в первой своей опере «Псковитянка» Н.А. Римский-Корсаков показал сопротивление народных масс давлению царя Ивана Грозного на свободолюбивых псковичей, которые жили по законам Веча. Оперу встречали овациями на всех постановках.

Трагедией стало для всей России и Н.А. Римского-Корсакова Кровавое воскресенье 9 января 1905 года. Студенты Санкт-Петербургской консерватории устроили забастовку. Их поддержал преподаватель консерватории композитор Н.А. Римский-Корсаков, отправивший открытое письмо в петербургские газеты. 19 марта срочно прошло заседание дирекции Петербургского отделения Русского музыкального общества, которое постановило исключить из консерватории свыше ста студентов и уволить профессора Н.А. Римского-Корсакова «... за дерзкое печатное выражение порицания действиям дирекции и противодействие ее стараниям возобновить занятия», как отметил в своём дневнике присутствовавший на заседании великий князь Константин Константинович. Через два дня постановление он утвердил, поставив свою подпись.

Поддержав Н.А. Римского-Корсакова, в знак протеста ушла в отставку значительная часть профессорско-преподавательского состава консерватории во главе с композиторами Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым, а также ещё около 200 учащихся покинули это учебное заведение. 5 апреля 1905 года Николай Андреевич Римский-Корсаков через печать в газетах отказался от звания почётного члена Русского музыкального общества.

В Москве в театре великой артистки Веры Фёдоровны Комиссаржевской, который она предоставила безвозмездно, 27 марта, в воскресенье, прошло первое исполнение оперы «Кащей Бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова. Её поставили бастующие студенты под управлением Александра Глазунова. Театр был переполнен. Зал затих от льющейся живой музыки с образами царевны Ненаглядной красы, вянущей в Кащеевом царстве; созвучия волшебного зеркальца, внезапно показавшего царевне ее жениха Ивана Королевича; ледяной пляски Метели, созданной фантазией композитора; выпущенного Кащеем из подвала Бури-Богатыря, вместе с которым зрители уносились в заколдованные сады Кащея Бессмертного. Овация заполнила зал.

Это стало огромным торжеством Римского-Корсакова, которого на сцене окружили артисты, устроители спектакля, студенты. Поднялись делегации союза металлистов, текстильщиков, союза мастеров и техников, конторских служащих. Всюду цветы и венки, телеграммы от композиторов Глазунова, Лядова, художника Репина.

А за кулисами развернулась схватка студентов с городовыми, которая выкатилась на сцену. Срочно закрыли железный занавес, спасаясь от которого Н.А. Римский-Корсаков спрыгнул в оркестровую яму, где его подхватили. Затем с галёрки он обратился к зрителям и артистам, к полицейским, призвав всех успокоиться.

В конце 1905 года Н.А. Римский-Корсаков по просьбе художественного совета вернулся в консерваторию. В Петербургской консерватории за 37 лет он воспитал более 200 музыкантов и задал направление развитию мировой музыки на века. Среди его учеников — Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Михаил Гнесин. Он участвовал в становлении таких шедевров русской оперы, как «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь» А.П. Бородина.

…Значительное место в творчестве композитора занимали усадьбы Вечаше и Любенск, что невдалеке от райцентра Плюсса, ныне Псковской области. В усадьбе Вечаша он сочинил оперы «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже». Любенск стал родиной оперы «Золотой петушок».

В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков описал усадьбу Вечаша: «Дом тяжелой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный. Купанье прекрасное. Ночью луна и звезды чудно отражаются в озере. Птиц множество. Лес поодаль, но прекрасный. Работа спорилась. За лето почти полностью была написана опера «Ночь перед Рождеством».

Всего им создано 15 опер, а ряд фрагментов из этих произведений стали визитными карточками композитора: «Песня индийского гостя» из «Садко», «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», написанной в честь 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина.

— Юбилей Николая Андреевича Римского-Корсакова будем встречать концертом наших педагогов и учеников 22 марта, — рассказала директор музыкальной школы №1 имени А.Н. Римского-Корсакова г. Пскова Наталья Викторовна Архипова. — Его творчество всё прекрасно, а потому выбор ведётся тщательный. С высокой ответственностью подходят к концерту все участники. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» готовит к исполнению пианистка Надежда Козырева. Наш ученик пианист Руслан Быков вместе со своим преподавателем, заслуженным работником культуры Российской Федерации Ириной Александровной Чудиной, будет играть в сборном концерте в музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Перед юбилейным концертом волнение очень высокое.

50-й фестиваль русской музыки имени М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова пройдёт в Пскове с 16 по 25 марта. В его программе — балет, опера, духовная музыка, симфонические концерты от ведущих коллективов страны. Симфоническими оркестрами Большого театра и Мариинского театра будет дирижировать Герой Труда Российской Федерации, народный артист России Валерий Гергиев. Юбилей Н.А. Римского-Корсакова пройдёт достойно.

Олег ДЕМЕНТЬЕВ

Источник: «Правда»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024