«Многовекторный» атом

Победителем международного конкурса на строительство АЭС в Казахстане стал российский «Росатом». Такое решение, впрочем, не означает отказа от политики лавирования. Власти республики по-прежнему пытаются усидеть на нескольких стульях, допуская западный капитал в стратегические сферы.
Подобно большинству других республик Центральной Азии, Казахстан после 1991 года столкнулся с проблемами в энергообеспечении. Рост потребления при отсутствии ввода новых мощностей и износе работающего с советских времён оборудования обернулся тяжёлым кризисом. Его признаками стали тяжёлые аварии и растущая необходимость в импорте электроэнергии.
Если прежде наиболее сложным периодом была зима, то теперь острый дефицит проявляется и летом. Например, 19 июня на фоне жаркой погоды потребление электроэнергии достигло 303 миллионов кВт-ч, а внутреннее производство составило всего 280 миллионов. Недостаток компенсируется преимущественно за счёт поставок из России.
В целом по итогам прошлого года Казахстану не хватило более двух миллиардов кВт-ч электроэнергии. В обозримом будущем при сохранении существующих тенденций ситуация лишь ухудшится. Вот только объективными факторами объяснить всё не получается. Власти сами убили курицу, несущую золотые яйца. В 1999 году под давлением и при непосредственном участии Запада они приняли решение закрыть АЭС в городе Актау (бывший Шевченко), обеспечивавшую целую область электроэнергией, теплом и пресной водой.
Лишь недавно руководство Казахстана признало, что без развития атомной энергетики преодолеть углубляющийся кризис не получится. В прошлом году в стране прошёл референдум, большинство участников которого одобрили строительство АЭС. В объявленном конкурсе участвовали компании из России, Китая, Южной Кореи и Франции. 14 июня чиновники объявили, что оптимальное предложение представил «Росатом». Спустя несколько дней руководители российской корпорации и казахстанского агентства по атомной энергии утвердили дорожную карту. Согласно договорённостям, станция будет построена вблизи посёлка Улькен на берегу озера Балхаш, её запуск запланирован на 2035—2036 годы.
Ура-патриоты в России и националисты в Казахстане — первые с радостью, вторые с недовольством — сочли это свидетельством дипломатического дрейфа Астаны в направлении Москвы. Не правы обе группы. Сделав вынужденный шаг в сторону России, власти республики, во-первых, постарались обставить его множеством условий, а во-вторых, «уравновесили» его уступками другим глобальным игрокам.
Напомним, что вскоре после референдума о судьбе атомной энергетики казахстанское правительство сделало неожиданное заявление. По его словам, строить АЭС будет не какая-то одна компания, а международный консорциум «в составе не более пяти стран» и под контролем международного агентства по атомной энергии — МАГАТЭ. При этом техническим консультантом Астаны, ответственным за выбор членов консорциума, была назначена французская инжиниринговая компания Assystem.
От этой идеи руководство страны не отказалось и после объявления о победе «Росатома». Как сообщили в агентстве по атомной энергии Казахстана, переговоры с иностранными партнёрами для формирования консорциума продолжаются, а российская корпорация будет лидером этого международного объединения.
Во-вторых, как поспешили объявить в Астане, единоличным собственником новой АЭС станет сама республика. «Собственником, оператором и производителем уранового сырья, а также обладателем всех технологических процессов будущей атомной станции будет Казахстан… Реализация проекта позволит создать в стране полноценный атомный кластер, самодостаточный по всем направлениям — от добычи сырья до производства топлива», — сообщил председатель агентства по атомной энергии Алмасадам Саткалиев.
Видимо, как огня боясь заслужить звание «союзников Москвы», представители Казахстана стараются продемонстрировать приверженность международному балансу. Упомянутый Саткалиев заявил, что самые сильные предложения были у «Росатома» и китайской компании CNNC. В ближайшее время, по его словам, будут проведены переговоры с Пекином. «Планируется подписание отдельного генерального соглашения с КНР о сотрудничестве в атомной отрасли. И мы хотим видеть китайские технологии в Республике Казахстан для строительства ещё одной АЭС», — рассказал чиновник.
Не хочет Астана обделить и других партнёров. Премьер-министр Олжас Бектенов провёл встречу с прибывшим в республику старшим вице-президентом американской нефтегазовой компании «Эксон Мобил» Питером Ларденом. Стороны обсудили реализацию совместных проектов, среди которых добыча углеводородов на месторождениях Тенгиз и Кашаган, а также эксплуатация системы трубопроводов Каспийского трубопроводного консорциума. «Эксон Мобил» приглашена к реализации проекта строительства газоперерабатывающего завода на месторождении Кашаган.
По результатам казахстанско-французского бизнес-форума было объявлено о запуске двух совместных проектов на сумму 79 миллионов долларов. Среди них переработка урана на Мойынкумском месторождении и строительство сервисного центра по обслуживанию электровозов в Джамбульской области.
Поставка казахстанского урана обсуждается с Болгарией. Как сообщается, американская компания Westinghouse Electric построит для тамошней АЭС «Козлодуй» два новых энергоблока, и страна нуждается в поставках дополнительных объёмов сырья. Аналогичные переговоры проведены с Румынией. В целом на сегодняшний день Казахстан является одним из главных импортёров урана в Евросоюз. Астана явно этим гордится, продолжая попытки извлечь выгоды из глобального противостояния.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»