«Многое вспомнишь – родное, далекое». В учебных учреждениях Удмуртии 205-летие И.С. Тургенева отметили литературными декадами

«Многое вспомнишь – родное, далекое». В учебных учреждениях Удмуртии 205-летие И.С. Тургенева отметили литературными декадами

Широко отмеченное пять лет назад всеми слоями российского общества (в том числе в сфере науки, искусства, литературоведения, книгоиздания, фильмографии, публицистики, педагогики) 200-летие И.С. Тургенева восстановило в среде школьных учителей и библиотекарей углублённый интерес к жизни и обширному художественному наследию русского классика, вдохновило к последующему ежегодному проведению познавательных творческих дел совместно с юными читателями, применению различных форм интерпретации произведений писателя.

Нынешний год 205-летия русского писателя мирового уровня не стал исключением. Синхронно соотнесённое в учебных планах школ с днём рождения писателя творчество русского классика придало педагогам уверенность в необходимости проведения не только серии уроков, но и различных внеклассных мероприятий в форме декламации авторских текстов, проведения тестов в виде викторин, театрализованных постановок, познавательных декад, литературных гостиных (с авторским словом, художественными реминисценциями, литературными интерпретациями). Им предшествовали осуществлённые под руководством педагогов проектно-исследовательские работы старшеклассников и студентов – с акцентом на поиске нравственных аспектов социума, остро ставившихся в литературных текстах И.С. Тургенева («Записки охотника», «Отцы и дети»).

Тургеневский цикл в программе по литературе является одним из излюбленных для преподавателя-словесника Е.А. Фаттаховой из Ижевского строительного техникума, где молодых людей обучают рабочим профессиям и навыкам начальной военной подготовки в кадетских классах. Чтобы увлечь литературными сюжетами и нравственно-эстетическими проблемами будущих строителей (а это, преимущественно, мальчиши из сложных семей и с недостаточной в эстетическом плане речевой подготовкой), учителю приходится прилагать немало педагогической фантазии.

Елена Анатольевна пытается моделировать для обучающихся оригинальные уроки литературы в разножанровом стиле. В частности, по творчеству И.С. Тургенева она использует видеоматериалы экскурсионного содержания по биографии автора (отправляясь с подростками в виртуальные путешествия в Спасское-Лутовиново, Москву, Петербург, страны Европы ХIХ столетия); обращается к уже проверенным временем и новым книжным изданиям искусствоведов и краеведов из орловских музеев («Душа моя, все мысли мои в России» Б.В. Богданова, «Тургенев и вокруг него» А.М. Полынкина и других); применяет информацию из публицистических статей в юбилейных номерах «Литературной газеты», «Отечественных записок» (приложения к «Советской России»); обращается к материалам круглого стола в Госдуме РФ из сборника «Судьба русского языка – судьба народа», подготовленного руководством ВСД «Русский Лад» (2019). Часто использует музыкальные видеосюжеты к произведениям писателя, иллюстрации профессиональных художников и самих обучающихся. Задает им тематические выступления, контрольные тесты, проводит уроки-размышления о времени написания и героях его произведений.

В трактовке значимости писательской и общественной деятельности И.С. Тургенева педагог обращается к литературно-критическим суждениям своих современников: В.Г. Белинского («…ему даны от природы богатые средства: дар наблюдательности, способность верно и быстро понять и оценить всякое явление…»); Л.Н. Толстого («Главное в нём – это его правдивость…»); В.Г. Короленко («Тургенев <…> сознательно отрицал <…> крепостное право, отдавая свои симпатии угнетённой стороне»); Н.А. Добролюбова («Певец чистой, идеальной женской любви…»).

Ныне на вступительных уроках с обучающимися из разных групп они смотрели видеоролик о жизни и творчестве И.С. Тургенева, вспомнили антикрепостнический рассказ «Муму», слушали аудиоверсию пейзажного рассказа-миниатюры «Голуби», романс «Утро туманное» (стихотворение ностальгического жанра изначально называлось «В дороге»). Преподавателем было продекламировано и затем подвергнуто коллективному анализу стихотворение в прозе «Русский язык», которое она предложила каждому ученику выучить наизусть. На последующих занятиях много дискутировали по роману «Отцы и дети».

Аналогичные формы работы со студентами используются и преподавателем Н.В. Фионовой из Ижевского техникума индустрии питания. В её многолетней методической практике прочно устоялся итоговый урок-исследование по теме «Кто нужен России?» на основе романа «Отцы и дети». По итогам коллективного обсуждения содержания романа обучающимся предлагается выполнить письменную работу, совпадающую с темой урока. Приведём размышления из домашних сочинений современных молодых людей.

«Кто нужен России?.. Прочитав роман Тургенева «Отцы и дети», мы невольно над этим вопросом задумываемся. На мой взгляд, России, нашей матушке, нужны все её граждане. Тургенев показывает, что Базаров – демократ, разночинец, человек труда и врач. И как человек труда, высокограмотный специалист в сфере медицины, оказывающий бесплатную помощь крепостным и малоимущим, он мог бы быть полезным народу России. Поэтому очень обидно, что он умирает так рано. Несомненно, Базаровы нужны России» (Ирина Х.).

«Я думаю, что Базаровы нужны России. Они активно устремлены навстречу новым явлениям в обществе и в сфере прикладной науки. Согласно своим устоявшимся гуманным убеждениям, совершают ответственные поступки. Но, с другой стороны, такие люди как Базаров, то есть нигилисты, слишком резко относятся ко всему, что было до них – их принцип «разрушить все старое», что сотворено их отцами и дедами, и построить новый мир, зачастую без ярких эмоций и чувств. Но какой же мир без эмоций? Разве можно потушить в человеке его творческое начало? Все равно человек начнет что-то читать, напевать, рисовать. Поэтому я считаю, что России нужны сильные духом и решительные в общественной сфере люди, подобные Базарову. Но опять же, не с такими резкими антиэстетическими взглядами, как у тургеневского героя» (Андрей П.).

«Я считаю, что современному миру нужны такие люди, как герой романа Евгений Базаров: умные, способные, прогрессивные, которые смогут поднять нашу Родину с колен, открыть двери в лучшее будущее. Ну и, конечно же, те, которые смогут вырастить поколение, умеющее любить, ценить, уважать сограждан и делами своими быть благодарными нашему Отечеству» (Ольга Г.).

В ижевской школе № 17 тургеневская тема традиционно тесно переплетена с театром. В репертуаре Государственного национального театра Удмуртской Республики предусмотрены постановки по школьным программным произведениям. Профессиональные актёры театра становятся долгожданными гостями в школе № 17, где ведётся кружок «Театральная мастерская», которым руководит заведующая информационно-библиотечным центром, автор нескольких книг для детей и взрослых, член Союза писателей Удмуртии З.И. Мимидиминова, имеющая режиссёрское образование после завершения Театрального училища в Великом Новгороде. Зульфия Индусовна пишет сценарии, шьёт костюмы, изготавливает реквизит к постановкам для участников её театрального кружка.

В репертуаре самодеятельного школьного театра имеется постановка «Любая женщина – планета». Это эмоционально окрашенное путешествие по эпохам в поисках эталона внешней и внутренней красоты женщины всегда находит искренний отклик у зрителя (школьников и их родителей). А вот посредством авторского стихотворения З.И. Мимидиминовой «Разговор с Тургеневым» юные актёры дня сегодняшнего, перекинув мост через реку Времени, вступают в диалог с их литературным кумиром из XIX столетия. Сетуя на СОВРЕМЕННЫЙ ВЕК НИГИЛИЗМА (уже не столько эпатажно-базаровского, книжного, а реального), они произносят: «Тургеневских девушек свя́тых / Нет в мире холодном моём».

Юные чтецы призывают своих слушателей «…Припомнить таинственный образ / Тургеневской девушки нам, / Что временем строгим отобран / Средь образов подлинных дам». В этом же ряду «воспоминаний о прошлом» используется видеоролик рок-ансамбля Василия Шумова с исполнением песни «Тургеневские женщины» (1986), в котором смоделированы благородные типажи современниц конца ХХ столетия, что «изобретают приборы», «расщепляют атом», «читают газеты», «обсуждают события», «разбираются в артистах», «ищут нефть», «говорят о медицине», а также «чистят картошку», «слушают музыку», «сосредоточены в танце» и т. д.

Безусловно, в школьном сценарии, где происходит поиск идеального образа Современной Фемины, актуализируется важный завет педагога В.А. Сухомлинского: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин». А для школьников цитируется мудрое высказывание Л.Н. Толстого: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть таких, каких он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. – Это верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни».

Для представителей «Русского Лада» Удмуртии нынешний юбилей И.С. Тургенева – 205-летие писателя – органично связан с празднованием его 200-летия в 2018 году (причем в сопряжении с высокими педагогическими идеями В.А. Сухомлинского, утверждавшего, что «дети должны жить в мире красоты, фантазии, творчества». Тогда загодя до юбилея И.С. Тургенева в середине октября на базе школы № 17 города Ижевска в сотрудничестве с директором О.В. Гильметдиновой, заместителем директора, учителем-словесником Г.В. Ахметшиной и многими педагогами этого учебного учреждения нами был организован большой просветительский республиканский семинар для школьных библиотекарей, учителей русского языка, начальной школы, классных руководителей в рамках курсовой подготовки по теме «Организация нравственно-эстетического воспитания учащихся на уроках и во внеклассной деятельности школы».

В семинаре участвовали более 100 учащихся школы № 17 (в трёх классах проводились уроки, ещё в трёх подгруппах – внеклассные мероприятия) и более 50 педагогов Удмуртии. Перед участниками с сообщениями из собственного опыта работы выступили учителя из школ Ижевска, Можги и четырёх сельских районов (Алнашского, Балезинского, Воткинского, Увинского), а также сотрудники ижевских муниципальных библиотек (имени Л.Н. Толстого и В.Г. Короленко), писатели Удмуртии (6 человек), именитые актёры Государственного национального театра Удмуртской Республики, играющие в спектакле по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (5 человек), руководители школьных музеев, ветераны труда, участницы художественного коллектива «Вечёрка», члены «Общества русской культуры». На уроках апробировали приёмы изучения философских сказок И.С. Тургенева в начальной школе и повести «Ася» в сопряжении с фильмом-экранизацией в среднем школьном звене.

На двух секциях круглого стола в рамках семинара рассматривались методические аспекты трактовки сочинений И.С. Тургенева на уроках и заслушивались исследовательские работы участников семинара, в которых личность писателя и его произведения осмыслялись в соотнесении с произведениями и судьбами отечественных и зарубежных авторов. В частности, вспомним, как в очерке П. Мериме «Иван Тургенев» говорилось о высоком мастерстве русского писателя: «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица <…> С большим искусством живописует он физическую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы».

Иллюстрируя тему живописания осени в стихах И.С. Тургенева («Лес и степь», «Роза», «Осенний вечер… Небо ясно», «В дороге») и в его короткой ритмомелодичной прозе («Осень», «Свидание», «Лес осенью», «Контора»), член Союза писателей России, учитель математики Верхнепозимской школы Воткинского района, лауреат Всероссийского Фестиваля-конкурса «Русский Лад» Н.Н. Тронина подобрала для своей презентации соответствующие фотослайды-подтверждения из сети интернет и снимков своего фотоархива. А музыкальным фоном выступило стихотворение И.С. Тургенева «Утро туманное» в исполнении хора Сретенского монастыря.

Характеризуя своеобразие прозы и романного слова И.С. Тургенева, С.М. Степняк-Кравчинский писал в «Предисловии к английскому изданию романа «Рудин», что автора «можно сравнить <…> с поэтом, соединяющим силу слова с магическим действием гармонии стиха. Вы не читаете романов Тургенева: вы в них живете. Этою особенною способностью очаровывать читателя Тургенев в значительной степени обязан своему искусству мастерски владеть всеми средствами нашего богатого, гибкого и музыкального языка» (1908).

Многолюдный праздник чествования юбиляра в Удмуртии состоялся! И тот богатый опыт уже на протяжении ряда лет успешно копируется в педагогической среде. Прирастая новыми идеями и информационными сведениями, этот опыт ЕЖЕГОДНО моделируется заново и пригождается педагогам в их учебных учреждениях для глубокой одухотворённой работы с детьми и подростками на основе творчества Ивана Сергеевича Тургенева – подлинного мастера русского художественного слова.

Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член правления Удмуртского отделения ВСД «Русский Лад», член РУСО (Ижевск)

Читайте также

Брянск. Прекратить разрушительные действия в культурной сфере! Брянск. Прекратить разрушительные действия в культурной сфере!
На протяжении весьма продолжительного времени на глазах у общественности брянские чиновники осуществляют последовательное уничтожение культурной сферы региона. Это происходит, несмотря на недовольство...
17 июля 2024
Англосаксы в Центральной Азии Англосаксы в Центральной Азии
В 1820-30-е годы британская разведка активизировалась в Средней Азии. Сотрудники Ост-Индской компании, агенты британской разведки и дипломаты посещают Бухару, Хиву и Коканд. Для сдерживания торго...
17 июля 2024
Парад побеждённых Парад побеждённых
17 июля 1944 года на московскую землю всё же ступил немецкий сапог. Изрядно потрёпанный, правда. Десятки тысяч военнослужащих вермахта и войск СС — солдаты, офицеры и группа генералов — промаршировали...
17 июля 2024