Так что представители этих двух почтенных профессий действительно могут с полным правом отмечать «День России» как свой праздник. Так же, как олигархи, чиновники и обслуживающие их «идеологические» кадры в лице провластных журналистов, телеведущих, актеров, писателей специфического направления. Но вот об остальном населении страны этого не скажешь.
В результате событий 1990–1991 гг. была уничтожена геополитическая субъектность нашего государства. Из сверхдержавы СССР Россия превратилась в управляемое извне территориальное образование. Русский народ был разделен, а его части (великороссы, украинцы, белорусы) противопоставлены друг другу. Население стало сокращаться, резко снизился жизненный уровень. Нечего и говорить про катастрофическое падение культуры и нравственности.
Вкратце напомню канву событий, приведших к появлению этого «праздника». 12 июня 1990 года на первом съезде недавно избранных народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Тогда, конечно, РСФСР еще рассматривалась как республика в составе Советского Союза, но в декларации был прямо прописан приоритет российских законов над союзными. Таким образом, командой Ельцина – через фактическое установление двоевластия и последовавшую за этим «войну законов» – был сделан решающий шаг к развалу страны.
Практически на каждом новом съезде депутатов принимались новые поправки в Конституцию РСФСР, каждая из которых только ухудшала положение в стране. Как говорят очевидцы, «демократические силы» в парламенте получали эти поправки готовыми – от своих заокеанских кураторов.
Через год было решено ввести пост президента РСФСР. Вопреки традиции назначать выборы на выходной день выборы первого президента были назначены на среду – 12 июня 1991 года. Очевидно, что команда, двигавшая Ельцина на высший пост в государстве, решила приурочить его избрание именно к первой годовщине принятия декларации.
Что произошло позже, известно всем. Вопреки результатам референдума 17 марта 1991 года, на котором граждане СССР однозначно высказались за сохранение Союза, государство было уничтожено и разделено на 15 только официально признанных частей (плюс еще несколько «самопровозглашенных» республик). Россия стала всего лишь самой крупной из этих частей, отнюдь не равной целому.
В 1992 году 12 июня было официально провозглашено праздничным днем, что закрепили позже в «танковой» конституции 1993 года.
До 2002 года праздник этот официально именовался «Днем принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации», а в просторечии – Днем независимости. Это название породило закономерное отторжение основной массы населения: независимость от кого? От самих себя? Ведь все прекрасно понимали, что страна под названием СССР – это и есть Россия в ее естественных исторических границах. В народе родилась шутка, получившая широкую известность в устах Михаила Задорнова – «День независимости называется так потому, что теперь от нас с вами ничего не зависит».
В итоге власть постепенно осознала нелепость названия праздника и переименовала его в День России. Хотя все прекрасно понимали, что суть осталась прежней – праздник приурочен именно к одной из важнейших вех в развале Советского Союза.
Даже День Конституции (12 декабря) – казалось бы, значимый праздник для любого государства – в 2005 году вывели из числа выходных и объявили просто «памятной датой». Казалось, таким образом власть стремится отмежеваться от ельцинского наследия и вот-вот придет очередь «Дня России». Но эти ожидания не оправдались.
В 2016 году фракция КПРФ в Госдуме предложила перенести «День России» на 28 июля – день крещения Руси и памяти князя Владимира, «реального, – как подчеркнул тогда Геннадий Зюганов, – основателя нашего централизованного государства». Для желающих увидеть в этом «капитуляцию перед клерикалами» напомню, что еще в постановлении Политбюро 1936 года говорилось, что крещение Руси являлось «положительным этапом в истории русского народа». Но при всей своей мнимой приверженности православию думское большинство в лице «Единой России» эту инициативу отвергло.
После прошлогоднего голосования по поправкам в Конституцию некоторые ярые поклонники существующей власти из Общественной палаты выступили за перенос празднования на 1 июля – день голосования. Но и это предложение было отвергнуто правящими единороссами.
Для них именно дата 12 июня имеет некий священный, сакральный смысл. С этой даты началась ИХ история, история существующей партии власти, которая меняла много обличий – от «Демократической платформы в КПСС», «Выбора России» и «Нашего дома» до «Единства» и «Единой России». Несмотря на постепенную смену риторики, суть этой партии остается неизменной – это «управляющие», которые представляют на «расчищенной» территории интересы глобального капитала.
И в этом отношении показательно единство нашей официальной власти и будто бы борющейся с ней «либеральной оппозиции». Что для Путина, что для Навального и их окружения символом является власовский триколор, идеологическим наставником – Солженицын (когда-то главная «торпеда» в информационной войне Запада против СССР), политическим отцом – Ельцин, а главной святыней – Ельцин-центр.
Несколько лет назад церковь предприняла попытку, сохранив саму дату 12 июня, придать ей другой смысл, не связанный с событиями 1990–1991 гг. Для этого решили привлечь фигуру Александра Невского, который, по некоторым данным, родился (по новому стилю) именно 12 июня 1220 года. Но официальное признание получила другая дата – 13 мая 1221 года: именно в этот день нынешнего года отмечалось 800-летие святого князя. Попытка не удалась.
Итак, что же такого «священного» в дате 12 июня? О мебельщиках и пивоварах мы уже сказали, но есть и другие неожиданные приметы этого дня. Причем сразу бросается в глаза, что относятся они в значительной степени к американской истории.
Так, именно в этот день в 1664 году Новый Амстердам, захваченный англичанами у голландцев, был переименован в Нью-Йорк – а сегодня это главный центр мирового капитала.
В 1776 году 12 июня Виргиния стала первым штатом, принявшим Декларацию о правах – а этот документ идейно обеспечивал строительство общества западного типа.
В 1901 году на Кубе была принята новая конституция, по которой остров фактически становился протекторатом США – этот факт символизировал начало колониальной экспансии гринго.
В 1920-м был торжественно открыт Панамский канал, сыгравший существенную роль в установлении мировой экономической гегемонии Соединенных Штатов.
Ну и еще одно событие, хоть и не из истории США, но имеющее прямое отношение к становлению современного мирового капитализма. 12 июня 1815 года лондонская газета «Морнинг Кроникл» по наущению Натана Ротшильда сообщила о победе Наполеона при Ватерлоо (на несколько дней раньше самого сражения). Ротшильд, сыграв на панике, скупил множество акций, и это положило начало его финансовой империи.
Наконец, 12 июня отмечали свои дни рождения экс-президент США Джордж Буш-старший, который занимал этот пост на момент принятия декларации 1990 года и на момент избрания Ельцина президентом России, и известный банкир Дэвид Рокфеллер, стоявший когда-то у истоков Бильдербергского клуба. Опять же, кто-то может тут увидеть простое совпадение, но операция по развалу Советского Союза была проведена глобалистами настолько виртуозно, что здесь «каждое лыко в строку». Так что в каком-то смысле государственным праздником «новой России» стал день рождения двоих из ее «крестных отцов».
Так нужен ли нам такой праздник, как День России? Наверное, да. Но датой его уж точно не должно быть 12 июня – день развала страны, подлинной национальной трагедии. Если нужен праздник именно в начале лета (а он, очевидно, нужен: недаром во многих городах независимо от даты их основания День города отмечается именно в июне, когда начинаются погожие дни и летние каникулы у школьников и студентов), то не лучше ли сделать Днем России 6 июня – день рождения А.С. Пушкина? Сейчас он отмечается как День русского языка, но ведь язык, культура – это и есть народ!
А Пушкин – это действительно «наше всё», фигура, объединяющая всех, независимо от политических взглядов, религиозной и даже этнической принадлежности («И назовет меня всяк сущий в ней язык…») Перенос Дня России на 6 июня – вот вам и давно обещанная консолидация общества!
Проблема только в том, что самой власти эта консолидация как раз и не нужна. Ее стиль – это создание искусственных расколов общества по идеологическому признаку, по принципу «разделяй и властвуй». Ее задача – противопоставить левых и патриотов (см. спектакль с голосованием за памятник Дзержинскому или Александру Невскому на Лубянке), верующих и неверующих (как, например, спровоцированный конфликт вокруг строительства храма в Екатеринбурге несколько лет назад или сегодня в Иркутске). И Пушкин как объединитель этой власти тоже не нужен.
Свой «священный» праздник 12 июня власть упорно не хочет отдавать, несмотря на всю его очевидную нелепость. Всё-таки область символического играет в нашей жизни, в том числе и политической, куда большую роль, чем это кажется многим и многим…
Павел ПЕТУХОВ