М. Сеурко. О русском счастье

М. Сеурко. О русском счастье

Может ли быть русское счастье отличным от счастья индийского, китайского или европейского? Казалось бы, счастье – оно и в Африке счастье, но не тут-то было. Организаторы конференции «Онтология русского счастья» начали не с известного вопроса, кому живётся весело, вольготно на Руси, а спросили философов, социологов, психологов о том, что такое вообще счастье и чем русская концепция счастья отличается от прочих.

В программных документах конференции, состоявшейся в ноябре этого года под эгидой Общественного экспертного совета по утверждению традиционных духовно-нравственных ценностей при Совете Федерации РФ, Федерального народного совета, Клуба «Фабрика мысли» имени Эвальда Ильенкова, Института психологии творчества П. Пискарева, это сформулировано так:

«В традиции русской общественной мысли СЧАСТЬЕ рассматривалось не только как сугубо личное понятие, но и как общественное служение. В текущих условиях видится необходимым самым пристальным образом вернуться к вопросу «Что такое счастье?», «Каковы философские основания Русского счастья?», «Почему западные концепции счастья во многом не приемлемы для России?»

Если мы всмотримся в значение слова «счастье», то поймём, что организаторы попали в точку. «Счастье» – слово общеславянское и образовано с помощью приставки съ- и суффикса -j- от «часть». Ср. ц-слав. съчѧстьнъ «причастный», чеш. štěstí «счастье». Буквально: хороший удел. Лингвисты также предполагали первоначальное значение «доля, совместно участие».

В любом случае выходит, что тот, кто счастлив, имеет только часть – свою долю (опять же «участь») в мировом целом. Отсюда проистекает холистский взгляд на счастье как производное от целого. Счастлив тот, кто имеет часть в общем русском литургическом бытии.

Примечательно, что английское happy имеет другое значение. В староанглийском это было значение «шанс, удача человека, фортуна, рок». Языковеды возводят его к праиндоевропейкому корню * kob- – «подходить, соответствовать, преуспевать».

Указанные различия в значении слов «счастье» и «happy», подтверждающимся и нашим историческим опытом, и философией. Как отметил философ Владимир Владимирович Варава, принимавший участие в конференции, русские вопрошают о причинах несчастия и об участи человека и человечества вообще, выходя на вопросы всеобщего онтологического уровня. В то же время в западном смысле счастье – это довольство, наслаждение, удовольствие, успех, материальное благополучие, физическое здоровье, душевный комфорт. И в итоге – эвтаназийная культура избегания страданий.

Может быть, поэтому западный наёмник отправляется на Украину, чтобы поучаствовать в «сафари на русских», чтобы поторжествовать над «туземцами», утверждая «демократические ценности», а русский доброволец не может остаться безучастен, не видит возможности искать своего индивидуального счастья, когда целое – страну, народ – постигла беда, и идёт прежде заниматься целым, чем своим.

В этом может быть и наша слабость, потому что конкретное и частное может страдать в угоду целому. Но это страдание осмысленно и освящено причастностью к онтологической полноте. Такое мировоззрение коррелирует с православием. Не имеет со Христом части (и счастья) тот, кто не причащается, не становится членом тела Нового Адама. А поистине несчастны грешники, недаром на Руси назывались несчастными преступники.

А значит, если счастье в западном мире – это удача и шанс, то оно и свободно от нравственного содержания. В то время как для русских оно в первую очередь связано именно с нравственным обликом человека, его возможностью быть частью общего и целого.

Михаил СЕУРКО

Источник: «Солнце Севера»

Читайте также

Поздравление Г.А. Зюганова министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову Поздравление Г.А. Зюганова министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову
Уважаемый Сергей Викторович! Дорогой друг! Примите мои глубоко сердечные поздравления с Вашим замечательным весенним юбилеем!...
21 марта 2025
Сталинская Традиция: синтез прогресса и вечных устоев Сталинская Традиция: синтез прогресса и вечных устоев
В истории человечества редки моменты, когда политическая мысль соединяет в себе дерзость преобразований с верностью глубинным основам бытия народа. Сталинское видение коммунизма — именно такой случай....
21 марта 2025
В. Варава. Был ли Чаадаев западником? В. Варава. Был ли Чаадаев западником?
В традициях русской школьной философии принято Петра Яковлевича Чаадаева считать родоначальником западничества, которого очень любят либералы и аргументы которого используют даже русофобы....
21 марта 2025