Любовь моя к искусству, людям – в радость мне. К 90-летию Мориса Москвитина
Художник Морис Константинович Москвитин родился 29 июня 1933 г. на севере Байкала, в посёлке Нижнеангарск, в семье мастера золотодобычи и педагога. Его детство проходило в окружении красот прибайкальской природы, с ее гольцами, лесами, горными реками и, конечно же, ее жемчужины – озера Байкал.
Когда Морису исполнилось 4 года, а старшему брату Иосифу 6 лет, отец увел семью на золотоносный прииск Александровский. Прииск располагался в верховьях ключа Кавынах, в 15 км от Нижнеангарска. Сначала жили в построенном отцом балагане, потом в зимовье. Северная мошка и комары буквально поедали мальчишек, но они никогда не плакали, терпели. Отец изготовил сыновьям бутару, и они тоже мыли золото.
Упоенный дивной северной природой, Морис все замечает вокруг: будь то необычный камень на тропинке, резко взмахнувшая крылами большая птица, ручейки и бурлящие с гольцов реки, устремляющиеся к Байкалу. Какие-то внутренние силы заставляли мальчика доставать угольки из печки и рисовать. Способность запоминать увиденное и впоследствии писать по памяти останется у него на всю жизнь. В детстве рисованию его никто и никогда не учил, все получалось само собой, можно сказать, что он – самородок.
Рос юный художник в трудные предвоенные и военные годы. Когда началась война, отцу как бригадиру передовой бригады дали бронь. К тому времени отец открыл свой участок добычи золота, который так и называли – участок Москвитина. Из зимовья родители перебрались в поселок прииска Александровский, и Морис пошел учиться в школу, но в свободное от учебы время продолжал помогать отцу. В свои 8 лет он знал весь процесс золотодобычи, результаты превосходили возможное – в свои небольшие лета он сдавал государству золото наравне со взрослым человеком!
Маленький мальчик на себе испытал тяжелый труд золотодобычи. Добывалось золото круглый год и в очень тяжелых и небезопасных условиях. Будучи ребенком, Морис понимал – идет война, и как бы ни было тяжело, надо помогать, ведь на золото покупалось для фронта американские самолеты, продукты, теплые вещи и многое другое.
Особенно трудно было зимой, когда мороз более 40 градусов, снегу выше колена, а нужно идти в одиночку в гору, найти именно лиственничные деревья, так как они давали больше жара при горении, срубить их, обрубить сучья и потом спускать с высокой отвесной горы. Этот лес был необходим для разогрева бута (горы из камней). Раскаленные камни нужно было затащить в железной тачке во внутрь орты (отверстия в горе). Камнями разогревалась лежащая в вечной мерзлоте золотоносная порода. Лес шел и на укрепление орты на случай обвала.
Также много помогал Морис и по ведению домашнего хозяйства: колол дрова, носил воду, ходил в лес за ягодой, грибами, шишкой, сухостоем, в поселок за продуктами, помогал местному конюху ухаживать за лошадьми, отводить их на водопой. Приходилось скакать маленькому мальчику верхом на лошади без седла.
Оказалось, что имя Морис – судьбоносное! Он был назван так родителями в честь героя романа Томаса Майн Рида «Всадник без головы» Мориса Джеральда – охотника за дикими лошадьми. До рождения Иосифа и Мориса у родителей умерли четверо сыновей, у них были прекрасные русские имена – Иван, Николай, Вадим, Галактеон. Самый старший из них, Иван, умер в 1930 году от скарлатины за считанные дни, в возрасте 12 лет. После этого родители решили не называть детей русскими именами. Иосифа назвали в честь Сталина.
И вот Морис, последний ребенок в семье, как и герой романа, рос смелым, ловким и очень любил лошадей. Это грациозное и сильное животное часто появлялось впоследствии и на его полотнах. Вспоминая то тяжелое время, Морис рассказывал, как бывало в войну: тянули эти рабочие лошадки повозки с продовольствием из Нижнеангарска в верховья гор, и очень часто падали вниз и погибали. В тайге Морис встречал много животных и птиц, приходилось встречаться мальчику даже с медведем, но как-то везло, не нападал.
Но один из случаев запомнился Морису на всю жизнь: «Лет 14 мне тогда было, весной дело было, уже проталины первые появились. Взял я топор за пояс, сани, веревку и пошел в лес за сухостоем. Сани на тропе оставил и стал пробираться к сухостоине. Нашел ее и начал рубить. Рублю и чувствую взгляд на себе не человеческий, жутко так стало, но дрова-то надо! Я давай еще громче стучать топором, разрубил сухостой на несколько частей, начал подтаскивать на веревках к саням. Одну часть подтащу, за другой иду с опаской, преодолевая страх, так все дрова и перетаскал. Потом крепко привязал их к саням, вонзил топор в древесину поближе к передку саней, как учил отец, и потащил воз. Пройдя несколько метров, вижу: лежит корова, ногами дрыгает, бок разодран и кровь сочится, и так по дороге еще трех коров задранных зверем увидел. Это медведь за мной и наблюдал, подумал я! Слышал я и голоса людей, которые гнались за зверем и хотели его убить, но он убежал. До сих пор вспоминаю страх перед зверем, голодный он был, но не напал, я топором стучал громко, а стука медведь опасается…»
Так и проходило детство в труде и тяге к прекрасному. Однажды на прииск приехал художник с необычной фамилией Пыль. Впервые Морис с интересом наблюдал, как художник одной рукой пишет портреты по фотографиям и с натуры. Вдохновленный увиденным, мальчик пробует писать портреты, а потом, возвратившись с семьей с прииска в Нижнеангарск, пишет уже и на заказ портреты погибших на войне солдат по просьбам родных.
Этот опыт ему потом очень пригодится и даже определит его дальнейшую судьбу. В 17 лет, в 1950 г., он покидает родной Нижнеангарск и уезжает в г. Улан-Удэ.
«Из далекого детства лечу я,
Стремится и рвется душа.
Мыслю, слышу, рисую,
Реки и звуки ручья
Дорога, дорога земная.
В полете не видно конца,
Чудесность и мир познавая,
Лечу от родного крыльца….» (М. Москвитин)
***
В Улан-Удэ Морис заканчивает школу и обучается кузнечному делу. Устраивается работать кузнецом на паровозовагонный завод (сейчас он называется локомотивовагоноремонтный завод). Юноша ковал тяжелые детали для соединения вагонов. Работа опасная, в горячем цеху. В свободное от работы время рисовал. Однажды нарисовал портреты всех молодогвардейцев на стенгазету к празднику. Многие уже знали на заводе, что Морис рисует.
И вот он, судьбоносный случай! Ушел служить в армию заводской художник, и Морису предложили перейти на его место. С того времени и началась его трудовая профессиональная деятельность художника.
В 1953 г. Морис женился и пошел служить в армию, в танковые войска по специальности «наводчик орудия танка». В 1954 г. у супругов Мориса и Анастасии родился сын Александр (в будущем известный художник), а в 1959 г. дочь Елена.
С 1956 по 1993 гг. Морис работал художником в кинотеатрах, в Министерстве торговли и Бурятском отделении Художественного фонда РСФСР. И только в 33 года поступил учиться живописи в Улан-Удэнскую академию культуры и искусств. После ее окончания преподавал, участвовал в профессиональных выставках.
В упорной и настойчивой работе его техника достигает совершенства. Морис Константинович стажируется у ведущих мастеров Союза художников Бурятии (И.Х. Алтаева, Г.И. Баженова, А.В. Казанского, Д.Н. Дугарова, Кондрата Сергеева), вместе они выезжают на этюды.
Друзья мои, приятели,
Как много было вас,
Художники-ваятели,
Искусство – наш алмаз.
Природа уникальная!
Мы растворялись в ней,
Где письмена наскальные,
Где бег степных коней. (М. Москвитин)
Картины Мориса Москвитина, написанные в поездках по Бурятии, привлекают своей прямотой взгляда на мир, он свободен в своем самовыражении и пишет то, что ему хочется. Темы рождаются сами собой: долина, окруженная горами, река, убегающая за горизонт, кони и коровы, пасущиеся на вольных степных просторах, простые люди, занятые своим делом или просто подошедшие к художнику из любопытства. Его картины одухотворены глубокой любовью к Родине, к природе и людям.
***
В тиши, меж синих гор, равнина.
Простор степной уходит вдаль,
И озаряет его солнце дивно,
Как яркую цветную шаль.
В синеву уходит небо,
И жизнь спокойная идет.
И запах трав, и пахнет хлебом,
И жаворонка в вышине полет. (М. Москвитин)
Особенно привлекает художника озеро Байкал, прибой которого убаюкивал его, еще качающегося в зыбке в родном доме, стоящем на самом берегу озера. На своих полотнах он не раз возвращался к написанию родных мест.
В 1974 г. возобновили строительство БАМа, и Художественный фонд Бурятии направляет в командировку Мориса и других художников писать грандиозную стройку и ее строителей. Это было счастье – он на Родине! Но многое изменилось в Нижнеангарске. Прибыл Байкал после строительства Иркутской ГЭС. Не увидел Морис ни рыбзавода, где когда-то работал его отец, ни родную улицу Набережную с домами, и только огромный камень-валун, на котором играли с пацанами, лишь слегка высовывался из воды. Когда увидел его, вспоминает художник, то не мог сдержать слез, зашел в воду, лег плашмя на валун и поцеловал.
Много тогда было написано картин и собрано рабочего материала художниками. Картины Мориса Константиновича о БАМе – это уже история. На его полотнах можно увидеть первых строителей, бригадиров, рабочих, палаточный городок, технику, борющуюся с первозданной природой, и многое другое.
Очень колоритный у художника получился портрет хозяйки гостиницы, в которой они с художниками останавливались, женщина приоделась и охотно позировала художнику.
И, конечно же, неизменная тема художника – это озеро Байкал. И особенно он прекрасен на Севере. В Нижнеангарске он пишет картины «Сырой Молокон», где жил в детстве с родителями после возвращения с прииска, «Лодки на Байкале» и многое другое.
Радует свет желанный,
Жемчужина мира Байкал.
Живительный друг несказанный,
Небесно-зеркальный овал.
Преклонный космический возраст,
Святое в зеркальной воде,
Северный шквальный возглас,
Какого не встретишь нигде. (М. Москвитин)
Морис Константинович талантлив во всем. Кроме живописи увлекается поэзией и классическим пением. Его стихи печатались в различных книжных изданиях Бурятии. Пел он с детства, и в школе со сцены приходилось, и в кругу друзей. Однажды услышав, как из репродуктора поет Поль Робсон, полюбил его голос. И до сих пор очень любит слушать классических певцов, и именно поющих басом. Мориса Константиновича природа одарила таким же редким тембром голоса, как бас.
В Улан-Удэ Морис покупал пластинки, слушал и разучивал классические произведения: Шаляпина, Штоколова, Нестеренко. Часто посещал оперный театр, лично был знаком и учился пению у оперного певца – народного артиста СССР Кима Базарсадаева, и даже посчастливилось петь с ним.
Несомненно, корни этой любви к музыке, пению идут от родителей. Мама, Пелагея Капитоновна, в девичестве Вайтальянова, любила петь. Отец, Константин Иванович Москвитин, служил 8 лет в Александровском централе до 1917 г. Выучил там нотную грамоту и играл в духовом оркестре на трубе.Освоил и другие музыкальные инструменты – гитару, мандолину, балалайку, скрипку и баян.
Отец играл классические произведения и народные песни. Брат Иосиф играл на баяне, но профессией выбрал физкультуру. Однажды привлек Мориса к занятиям штангой. 7 лет Морис занимался профессионально этим видом спорта, участвовал в соревнованиях.
В 2005 г. Морис Константинович с женой Анастасией Ивановной переезжают к дочери Елене в Иркутск и проживают там в посёлке Молодежный. Морис продолжает писать, и это уже иркутские картины. Записывается в хор «Молодежка» в дом культуры.
А в 2008 г. в его дом приходит большое горе – умирает жена. И Морис, по приглашению знакомого художника, уезжает в таюрскую тайгу и живет в зимовье с единственным другом – собакой. Он с головой окунается в творчество: здесь, в тайге, рождается серия картин мастера «таюрская тайга», такая какая она есть, порой суровая, непролазная, с буреломами. Но и появляются полотна с нотками радости, когда художника навещают туристы, охотники, картины как будто сразу оживают, появляются яркие тона .
Он приглашает в зимовье уставших и сбившихся с маршрута туристов: вот изображены «мужчины в бане», заглянувшие «на огонек», а тут и «банька подоспела», и радушный хозяин предлагает туристам помыться с дороги.
Вот картина где мужчины-белорусы выбегают из баньки в речку, они долго ходили по тайге и устали и тоже нашли здесь пристанище. По дороге они встретили медведя, поедавшего добычу, и рассказали Морису. По своему воображению он написал картину «Медведь, поедающий зверя».
Вот так и прожил он в тайге почти полгода. Возвратившись в г. Иркутск, Морис ведет разнообразную творческую деятельность, проходят его многочисленные персональные выставки : в отделениях художественного музея, в доме литераторов, в досуговом центре «Художественный», в галерее Рогаля, в доме Союза художников, в библиотеке им. Молчанова-Сибирского, в доме ветеранов.
В свои 90 лет художник не бросает не только свое основное занятие живописью, но принимает активное участие в культурно-досуговой жизни г. Иркутска. Певец, поэт, чтец своих произведений, солист двух коллективов – народного хора «За околицей» и ансамбля «С песней по жизни» общественной организации инвалидов Свердловского округа г. Иркутска. Морис Москвитин также проводит выездные выставки за пределами Иркутска.
Недавно художник снова побывал на родине. Это случилось в 2019 году. Морис встречался с бамовцами на открытии своей персональной выставки в г. Северобайкальске, и один мужчина-ветеран, из числа первого десанта, восхищался картиной «Сырой Молокон». Он так и сказал об увиденном: «как сейчас стоят эти дома перед глазами!» Это было очень трогательно!
Выставку тогда Морис провел по собственной инициативе, в год 45-летия возобновления строительства БАМа, и называлась она «Моя Родина – Северобайкалье». Картинная галерея г. Северобайкальска получила тогда в дар от художника 9 полотен. Многие полотна были написаны буквально перед поездкой, но по эскизам 1974 г. Творческий вечер получился теплый и радостный. С Морисом приехала и иркутская поэтесса, композитор и музыкант Ольга Олеговна Горбовская, которая также оставила о себе приятные воспоминания. Звучали стихи, романсы и прекрасные песни 70-х. Ветераны подпевали и много рассказывали о тех прекрасных их сердцу временах, ведь они вспоминали свою молодость и город, построенный ими, стал для многих родным.
В 2021 г. состоялась благотворительная выставка в п. Анга Качугского района, проходившая в цоколе Храма Святителя Иннокентия. Там также звучала музыка, и прихожане слушали романсы в исполнении Мориса Константиновича.
В 2022 г. Морис принял участие в беседе за круглым столом, посвященной 85-летию драматурга А.В. Вампилова, в п. Кутулик. В тот же день произошло открытие 1-го театрального фестиваля «Солнце в аистовом гнезде» и открытие персональной выставки художника, в дар музею Морис подарил триптих: портрет А.В. Вампилова, «Озеро Байкал – место гибели драматурга» и «Облепиховое лето».
Как чтец своих стихотворений и певец Морис Константинович выступает на различных площадках города Иркутска, участвует в вокальных конкурсах, является даже постоянным участником современного фестиваля рок-музыки «Байкал-Шаман» (в рамках преемственности поколений исполняет там романсы), посещает музеи, выставки других художников, спектакли, концерты.
В 2022 г. с коллективом «С песней по жизни» выступал на радио, во дворце пионеров, в библиотеке ДК им. Гагарина, библиотеке им. Молчанова-Сибирского, в городском и областном конкурсе «И невозможное возможно…», где занял 1-е место в номинации «Живопись» по г. Иркутску.
В 2023 г. за участие в конкурсе «Всероссийской организации «Русский лад» был отмечен призами и грамотой за исполнение романсов и стал дипломантом в номинации «Поэзия». Запомнилась и выставка в библиотеке ДК им. Гагарина «Любимая Бурятия моя», посвященная 100-летию образования республики «Бурятия».
В доме ветеранов, где проживает Морис Константинович, он также активист, уже дважды проходила его выставка (ко дню учителя и 30-летию дома ветеранов), его фото на доске почета вместе с другими ветеранами в красном уголке дома, совсем недавно сдал норму ГТО и получил золотой значок.
Морис гордится своими детьми, внуками и правнуками. Он замечательный муж, любящий отец, дед, прадед и основатель династии художников.
Сын, Александр Москвитин, известный художник мирового значения, живет и работает в Москве, член Союза художников и международной Федерации художников при ЮНЕСКО. Его дети – Филипп, Василий и Варвара – известные художники, в настоящее время проживают и работают в г. Москве и Подмосковье.
Дочь, Елена Морисовна Кривошеина, учитель начальных классов, имеет творческий подход к своей профессии, большой педагогический стаж и множество наград и достижений в своей области.
В настоящее время Морис Константинович готовится к персональной выставке, изготавливает сам подрамники, рамы, пишет картины. Он полон сил и замыслов. Мечтает посетить г. Улан-Удэ, где прожил большую часть своей жизни, и, конечно же, снова побывать на родине – в Нижнеангарске. Хочется пожелать ему крепкого здоровья и бодрости духа! И все, что задумано, чтобы исполнилось!
«Здесь Отчизна моя!» Под таким названием будет проходить выставка, которая откроется в библиотеке им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске 29 июня 2023 г., в день 90-летнего юбилея замечательного русского живописца Мориса Константиновича Москвитина.
Лариса МОСКВИТИНА