Любовь моя к искусству, людям – в радость мне. К 90-летию Мориса Москвитина

Любовь моя к искусству, людям – в радость мне. К 90-летию Мориса Москвитина

Художник Морис Константинович Москвитин родился 29 июня 1933 г. на севере Байкала, в посёлке Нижнеангарск, в семье мастера золотодобычи и педагога. Его детство проходило в окружении красот прибайкальской природы, с ее гольцами, лесами, горными реками и, конечно же, ее жемчужины – озера Байкал.

Когда Морису исполнилось 4 года, а старшему брату Иосифу 6 лет, отец увел семью на золотоносный прииск Александровский. Прииск располагался в верховьях ключа Кавынах, в 15 км от Нижнеангарска. Сначала жили в построенном отцом балагане, потом в зимовье. Северная мошка и комары буквально поедали мальчишек, но они никогда не плакали, терпели. Отец изготовил сыновьям бутару, и они тоже мыли золото.

Упоенный дивной северной природой, Морис все замечает вокруг: будь то необычный камень на тропинке, резко взмахнувшая крылами большая птица, ручейки и бурлящие с гольцов реки, устремляющиеся к Байкалу. Какие-то внутренние силы заставляли мальчика доставать угольки из печки и рисовать. Способность запоминать увиденное и впоследствии писать по памяти останется у него на всю жизнь. В детстве рисованию его никто и никогда не учил, все получалось само собой, можно сказать, что он – самородок.

Рос юный художник в трудные предвоенные и военные годы. Когда началась война, отцу как бригадиру передовой бригады дали бронь. К тому времени отец открыл свой участок добычи золота, который так и называли – участок Москвитина. Из зимовья родители перебрались в поселок прииска Александровский, и Морис пошел учиться в школу, но в свободное от учебы время продолжал помогать отцу. В свои 8 лет он знал весь процесс золотодобычи, результаты превосходили возможное – в свои небольшие лета он сдавал государству золото наравне со взрослым человеком!

Маленький мальчик на себе испытал тяжелый труд золотодобычи. Добывалось золото круглый год и в очень тяжелых и небезопасных условиях. Будучи ребенком, Морис понимал – идет война, и как бы ни было тяжело, надо помогать, ведь на золото покупалось для фронта американские самолеты, продукты, теплые вещи и многое другое.

Особенно трудно было зимой, когда мороз более 40 градусов, снегу выше колена, а нужно идти в одиночку в гору, найти именно лиственничные деревья, так как они давали больше жара при горении, срубить их, обрубить сучья и потом спускать с высокой отвесной горы. Этот лес был необходим для разогрева бута (горы из камней). Раскаленные камни нужно было затащить в железной тачке во внутрь орты (отверстия в горе). Камнями разогревалась лежащая в вечной мерзлоте золотоносная порода. Лес шел и на укрепление орты на случай обвала.

Также много помогал Морис и по ведению домашнего хозяйства: колол дрова, носил воду, ходил в лес за ягодой, грибами, шишкой, сухостоем, в поселок за продуктами, помогал местному конюху ухаживать за лошадьми, отводить их на водопой. Приходилось скакать маленькому мальчику верхом на лошади без седла.

Оказалось, что имя Морис – судьбоносное! Он был назван так родителями в честь героя романа Томаса Майн Рида «Всадник без головы» Мориса Джеральда – охотника за дикими лошадьми. До рождения Иосифа и Мориса у родителей умерли четверо сыновей, у них были прекрасные русские имена – Иван, Николай, Вадим, Галактеон. Самый старший из них, Иван, умер в 1930 году от скарлатины за считанные дни, в возрасте 12 лет. После этого родители решили не называть детей русскими именами. Иосифа назвали в честь Сталина.

И вот Морис, последний ребенок в семье, как и герой романа, рос смелым, ловким и очень любил лошадей. Это грациозное и сильное животное часто появлялось впоследствии и на его полотнах. Вспоминая то тяжелое время, Морис рассказывал, как бывало в войну: тянули эти рабочие лошадки повозки с продовольствием из Нижнеангарска в верховья гор, и очень часто падали вниз и погибали. В тайге Морис встречал много животных и птиц, приходилось встречаться мальчику даже с медведем, но как-то везло, не нападал.

Но один из случаев запомнился Морису на всю жизнь: «Лет 14 мне тогда было, весной дело было, уже проталины первые появились. Взял я топор за пояс, сани, веревку и пошел в лес за сухостоем. Сани на тропе оставил и стал пробираться к сухостоине. Нашел ее и начал рубить. Рублю и чувствую взгляд на себе не человеческий, жутко так стало, но дрова-то надо! Я давай еще громче стучать топором, разрубил сухостой на несколько частей, начал подтаскивать на веревках к саням. Одну часть подтащу, за другой иду с опаской, преодолевая страх, так все дрова и перетаскал. Потом крепко привязал их к саням, вонзил топор в древесину поближе к передку саней, как учил отец, и потащил воз. Пройдя несколько метров, вижу: лежит корова, ногами дрыгает, бок разодран и кровь сочится, и так по дороге еще трех коров задранных зверем увидел. Это медведь за мной и наблюдал, подумал я! Слышал я и голоса людей, которые гнались за зверем и хотели его убить, но он убежал. До сих пор вспоминаю страх перед зверем, голодный он был, но не напал, я топором стучал громко, а стука медведь опасается…»

Так и проходило детство в труде и тяге к прекрасному. Однажды на прииск приехал художник с необычной фамилией Пыль. Впервые Морис с интересом наблюдал, как художник одной рукой пишет портреты по фотографиям и с натуры. Вдохновленный увиденным, мальчик пробует писать портреты, а потом, возвратившись с семьей с прииска в Нижнеангарск, пишет уже и на заказ портреты погибших на войне солдат по просьбам родных.

Этот опыт ему потом очень пригодится и даже определит его дальнейшую судьбу. В 17 лет, в 1950 г., он покидает родной Нижнеангарск и уезжает в г. Улан-Удэ.

«Из далекого детства лечу я,

Стремится и рвется душа.

Мыслю, слышу, рисую,

Реки и звуки ручья

Дорога, дорога земная.

В полете не видно конца,

Чудесность и мир познавая,

Лечу от родного крыльца….» (М. Москвитин)

***

В Улан-Удэ Морис заканчивает школу и обучается кузнечному делу. Устраивается работать кузнецом на паровозовагонный завод (сейчас он называется локомотивовагоноремонтный завод).   Юноша ковал тяжелые детали для соединения вагонов. Работа опасная, в горячем цеху. В свободное от работы время рисовал. Однажды нарисовал портреты всех молодогвардейцев на стенгазету к празднику. Многие уже знали на заводе, что Морис рисует.

И вот он, судьбоносный случай! Ушел служить в армию заводской художник, и Морису предложили перейти на его место. С того времени и началась его трудовая профессиональная деятельность художника.

В 1953 г. Морис женился и пошел служить в армию, в танковые войска по специальности «наводчик орудия танка». В 1954 г. у супругов Мориса и Анастасии родился сын Александр (в будущем известный художник), а в 1959 г. дочь Елена.

С 1956 по 1993 гг. Морис работал художником в кинотеатрах, в Министерстве торговли и Бурятском отделении Художественного фонда РСФСР. И только в 33 года поступил учиться живописи в Улан-Удэнскую академию культуры и искусств. После ее окончания преподавал, участвовал в профессиональных выставках.

В упорной и настойчивой работе его техника достигает совершенства. Морис Константинович стажируется у ведущих мастеров Союза художников Бурятии (И.Х. Алтаева, Г.И. Баженова, А.В. Казанского, Д.Н. Дугарова, Кондрата Сергеева), вместе они выезжают на этюды.

Друзья мои, приятели,

Как много было вас,

Художники-ваятели,

Искусство – наш алмаз.

Природа уникальная!

Мы растворялись в ней,

Где письмена наскальные,

Где бег степных коней. (М. Москвитин)

Картины Мориса Москвитина, написанные в поездках по Бурятии, привлекают своей прямотой взгляда на мир, он свободен в своем самовыражении и пишет то, что ему хочется. Темы рождаются сами собой: долина, окруженная горами, река, убегающая за горизонт, кони и коровы, пасущиеся на вольных степных просторах, простые люди, занятые своим делом или просто подошедшие к художнику из любопытства. Его картины одухотворены глубокой любовью к Родине, к природе и людям.

***

В тиши, меж синих гор, равнина.

Простор степной уходит вдаль,

И озаряет его солнце дивно,

Как яркую цветную шаль.

В синеву уходит небо,

И жизнь спокойная идет.

И запах трав, и пахнет хлебом,

И жаворонка в вышине полет. (М. Москвитин)

Особенно привлекает художника озеро Байкал, прибой которого убаюкивал его, еще качающегося в зыбке в родном доме, стоящем на самом берегу озера. На своих полотнах он не раз возвращался к написанию родных мест.

В 1974 г. возобновили строительство БАМа, и Художественный фонд Бурятии направляет в командировку Мориса и других художников писать грандиозную стройку и ее строителей. Это было счастье – он на Родине! Но многое изменилось в Нижнеангарске. Прибыл Байкал после строительства Иркутской ГЭС. Не увидел Морис ни рыбзавода, где когда-то работал его отец, ни родную улицу Набережную с домами, и только огромный камень-валун, на котором играли с пацанами, лишь слегка высовывался из воды. Когда увидел его, вспоминает художник, то не мог сдержать слез, зашел в воду, лег плашмя на валун и поцеловал.

Много тогда было написано картин и собрано рабочего материала художниками. Картины Мориса Константиновича о БАМе – это уже история. На его полотнах можно увидеть первых строителей, бригадиров, рабочих, палаточный городок, технику, борющуюся с первозданной природой, и многое другое.

Очень колоритный у художника получился портрет хозяйки гостиницы, в которой они с художниками останавливались, женщина приоделась и охотно позировала художнику.

И, конечно же, неизменная тема художника – это озеро Байкал. И особенно он прекрасен на Севере. В Нижнеангарске он пишет картины «Сырой Молокон», где жил в детстве с родителями после возвращения с прииска, «Лодки на Байкале» и многое другое.

Радует свет желанный,

Жемчужина мира Байкал.

Живительный друг несказанный,

Небесно-зеркальный овал.

Преклонный космический возраст,

Святое в зеркальной воде,

Северный шквальный возглас,

Какого не встретишь нигде. (М. Москвитин)

Морис Константинович талантлив во всем. Кроме живописи увлекается поэзией и классическим пением. Его стихи печатались в различных книжных изданиях Бурятии. Пел он с детства, и в школе со сцены приходилось, и в кругу друзей. Однажды услышав, как из репродуктора поет Поль Робсон, полюбил его голос. И до сих пор очень любит слушать классических певцов, и именно поющих басом. Мориса Константиновича природа одарила таким же редким тембром голоса, как бас.

В Улан-Удэ Морис покупал пластинки, слушал и разучивал классические произведения: Шаляпина, Штоколова, Нестеренко. Часто посещал оперный театр, лично был знаком и учился пению у оперного певца – народного артиста СССР Кима Базарсадаева, и даже посчастливилось петь с ним.

Несомненно, корни этой любви к музыке, пению идут от родителей. Мама, Пелагея Капитоновна, в девичестве Вайтальянова, любила петь. Отец, Константин Иванович Москвитин, служил 8 лет в Александровском централе до 1917 г. Выучил там нотную грамоту и играл в духовом оркестре на трубе.Освоил и другие музыкальные инструменты – гитару, мандолину, балалайку, скрипку и баян.

Отец играл классические произведения и народные песни. Брат Иосиф играл на баяне, но профессией выбрал физкультуру. Однажды привлек Мориса к занятиям штангой. 7 лет Морис занимался профессионально этим видом спорта, участвовал в соревнованиях.

В 2005 г. Морис Константинович с женой Анастасией Ивановной переезжают к дочери Елене в Иркутск и проживают там в посёлке Молодежный. Морис продолжает писать, и это уже иркутские картины. Записывается в хор «Молодежка» в дом культуры.

А в 2008 г. в его дом приходит большое горе – умирает жена. И Морис, по приглашению знакомого художника, уезжает в таюрскую тайгу и живет в зимовье с единственным другом – собакой. Он с головой окунается в творчество: здесь, в тайге, рождается серия картин мастера «таюрская тайга», такая какая она есть, порой суровая, непролазная, с буреломами. Но и появляются полотна с нотками радости, когда художника навещают туристы, охотники, картины как будто сразу оживают, появляются яркие тона .

Он приглашает в зимовье уставших и сбившихся с маршрута туристов: вот изображены «мужчины в бане», заглянувшие «на огонек», а тут и «банька подоспела», и радушный хозяин предлагает туристам помыться с дороги.

Вот картина где мужчины-белорусы выбегают из баньки в речку, они долго ходили по тайге и устали и тоже нашли здесь пристанище. По дороге они встретили медведя, поедавшего добычу, и рассказали Морису. По своему воображению он написал картину «Медведь, поедающий зверя».

Вот так и прожил он в тайге почти полгода. Возвратившись в г. Иркутск, Морис ведет разнообразную творческую деятельность, проходят его многочисленные персональные выставки : в отделениях художественного музея, в доме литераторов, в досуговом центре «Художественный», в галерее Рогаля, в доме Союза художников, в библиотеке им. Молчанова-Сибирского, в доме ветеранов.

В свои 90 лет художник не бросает не только свое основное занятие живописью, но принимает активное участие в культурно-досуговой жизни г. Иркутска. Певец, поэт, чтец своих произведений, солист двух коллективов – народного хора «За околицей» и ансамбля «С песней по жизни» общественной организации инвалидов Свердловского округа г. Иркутска. Морис Москвитин также проводит выездные выставки за пределами Иркутска.

Недавно художник снова побывал на родине. Это случилось в 2019 году. Морис встречался с бамовцами на открытии своей персональной выставки в г. Северобайкальске, и один мужчина-ветеран, из числа первого десанта, восхищался картиной «Сырой Молокон». Он так и сказал об увиденном: «как сейчас стоят эти дома перед глазами!» Это было очень трогательно!

Выставку тогда Морис провел по собственной инициативе, в год 45-летия возобновления строительства БАМа, и называлась она «Моя Родина – Северобайкалье». Картинная галерея г. Северобайкальска получила тогда в дар от художника 9 полотен. Многие полотна были написаны буквально перед поездкой, но по эскизам 1974 г. Творческий вечер получился теплый и радостный. С Морисом приехала и иркутская поэтесса, композитор и музыкант Ольга Олеговна Горбовская, которая также оставила о себе приятные воспоминания. Звучали стихи, романсы и прекрасные песни 70-х. Ветераны подпевали и много рассказывали о тех прекрасных их сердцу временах, ведь они вспоминали свою молодость и город, построенный ими, стал для многих родным.

В 2021 г. состоялась благотворительная выставка в п. Анга Качугского района, проходившая в цоколе Храма Святителя Иннокентия. Там также звучала музыка, и прихожане слушали романсы в исполнении Мориса Константиновича.

В 2022 г. Морис принял участие в беседе за круглым столом, посвященной 85-летию драматурга А.В. Вампилова, в п. Кутулик. В тот же день произошло открытие 1-го театрального фестиваля «Солнце в аистовом гнезде» и открытие персональной выставки художника, в дар музею Морис подарил триптих: портрет А.В. Вампилова, «Озеро Байкал – место гибели драматурга» и «Облепиховое лето».

Как чтец своих стихотворений и певец Морис Константинович выступает на различных площадках города Иркутска, участвует в вокальных конкурсах, является даже постоянным участником современного фестиваля рок-музыки «Байкал-Шаман» (в рамках преемственности поколений исполняет там романсы), посещает музеи, выставки других художников, спектакли, концерты.

В 2022 г. с коллективом «С песней по жизни» выступал на радио, во дворце пионеров, в библиотеке ДК им. Гагарина, библиотеке им. Молчанова-Сибирского, в городском и областном конкурсе «И невозможное возможно…», где занял 1-е место в номинации «Живопись» по г. Иркутску.

В 2023 г. за участие в конкурсе «Всероссийской организации «Русский лад» был отмечен призами и грамотой за исполнение романсов и стал дипломантом в номинации «Поэзия». Запомнилась и выставка в библиотеке ДК им. Гагарина «Любимая Бурятия моя», посвященная 100-летию образования республики «Бурятия».

В доме ветеранов, где проживает Морис Константинович, он также активист, уже дважды проходила его выставка (ко дню учителя и 30-летию дома ветеранов), его фото на доске почета вместе с другими ветеранами в красном уголке дома, совсем недавно сдал норму ГТО и получил золотой значок.

Морис гордится своими детьми, внуками и правнуками. Он замечательный муж, любящий отец, дед, прадед и основатель династии художников.

Сын, Александр Москвитин, известный художник мирового значения, живет и работает в Москве, член Союза художников и международной Федерации художников при ЮНЕСКО. Его дети – Филипп, Василий и Варвара – известные художники, в настоящее время проживают и работают в г. Москве и Подмосковье.

Дочь, Елена Морисовна Кривошеина, учитель начальных классов, имеет творческий подход к своей профессии, большой педагогический стаж и множество наград и достижений в своей области.

В настоящее время Морис Константинович готовится к персональной выставке, изготавливает сам подрамники, рамы, пишет картины. Он полон сил и замыслов. Мечтает посетить г. Улан-Удэ, где прожил большую часть своей жизни, и, конечно же, снова побывать на родине – в Нижнеангарске. Хочется пожелать ему крепкого здоровья и бодрости духа! И все, что задумано, чтобы исполнилось!

«Здесь Отчизна моя!» Под таким названием будет проходить выставка, которая откроется в библиотеке им. Молчанова-Сибирского в г. Иркутске 29 июня 2023 г., в день 90-летнего юбилея замечательного русского живописца Мориса Константиновича Москвитина.

Лариса МОСКВИТИНА

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024