«Люблю Отчизну я…»

«Люблю Отчизну я…»

Россию природа не обделила творческими талантами, которыми гордится Отчизна. Одним из великих по праву считается М.Ю. Лермонтов. В ряду классиков русской литературы ему принадлежит одно из первых мест. Что такое для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то ощущение радости, которое охватывает, едва бросаешь взгляд на выразительное лицо с задумчивыми глазами, властно вбирающими в себя одновременно нежную любовь к просёлочным дорогам, «дымку спалённой жнивы», к говору русского «мужичка»…

Родился Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) в Москве, в доме неподалёку от Красных Ворот. Теперь на этом месте находится высотное здание. И учился он тоже в Первопрестольной, в Университетском Благородном пансионе.

«Мой гений веки пролетит», — пророчествовал поэт. Сбылось! Ныне мы чествуем его в связи с 210-летием со дня рождения, а крылатое лермонтовское утверждение будет действенно и во все следующие столетия. Не просто блистательными строками, которых, конечно, множество в творческом арсенале писателя, но прежде всего содержательной наполненностью их. Искренней любовью к Родине и её народам, к природе дорогой сердцу страны, к труженикам-крестьянам на ниве хлебопашества.

Любовь эта начиналась с малой родины — с его родимых Тархан, расположенных в нынешней Пензенской области. В детские годы он бывал в нашем областном центре, и сейчас «в скверике Лермонтова» стоит его памятник. Именем поэта названы улица, центральная областная библиотека, две школы. Ежегодно проходят Дни поэзии в месяц его рождения с присуждением премий. В Пензенском государственном университете проходят в его честь конференции с международным участием.

Сыном Отечества, гражданином человек становится тогда, когда осознаёт принадлежность к Родине, когда живут в нём песня матери (в данном случае запомнившаяся поэту песнь Марии Михайловны) из далёкого детства, вечерняя звезда над крышей родимого дома, туманы над лугами и прудами (автор вдохновенно поэтизировал их), щебет птиц в кронах деревьев и густых кустарниках. Душа его особенно была возвышенной, когда он вспоминал:

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

Без любви к малой родине не может быть и любви к большой. Это одна из характерных черт русского человека: любить родителей, их дом и землю, на которой ты родился и где провёл своё детство. Чуть ли не каждый жизненный штрих остаётся в памяти поэта, и каждый из них вносит определённую лепту в формирование характера, личности автора. Чего-то очень даже существенного не хватало бы в этой творческой судьбе, скажем, без влияния на него сельского быта.

«Достаточно в современном селе Лермонтово послушать старинные песни, особенно когда они излагаются «сказкой», а не поются «на голос», — отмечал исследователь творчества М.Ю. Лермонтова С.А. Андреев-Кривич, — чтобы понять, откуда лермонтовский «калашниковский» язык и стих: прямо от народа, от хранимого из веков народного стиха, от сохранённого песнью старинного языка». Напомним, что кормилицей дитяти Лермонтова была крестьянка Лукерья Алексеевна Шубенина (1786—1851), которую уже взрослый писатель душевно чтил и глубоко уважал.

В Тарханах отмечали все народные праздники, и свидетелем, участником этого был юный Лермонтов. «В Святки было широко распространено хождение ряженых. В Тарханах этим увлекались многие, особенно женщины и молодёжь. Вывернув шубы и полушубки мехом наружу, наложив на лицо собственноручно сделанные маски, они изображали медведей, волков и других животных. Рядились молодые стариками и старухами. Много смеха было, — рассказывает старожил села А.И. Потапова, — когда мужики одевались бабами, а бабы — мужиками». Ряженые разыгрывали сцены, плясали, проходя всем селом из избы в избу.

Во времена Лермонтова они наведывались и в господский дом. «Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, — сообщал С.А. Раевский, — плясали, пели, играли кто во что горазд. При каждом появлении нового лица Миша бежал к Елизавете Алексеевне в смежную комнату и говорил: «Бабушка, вот ещё один такой пришёл», — и ребёнок делал ей посильное описание».

* * *

Только знание биографии самого поэта и «его отцов» может пролить свет истины на образ творца. Мы не выступаем в данном случае в роли первооткрывателей. Об этом писал ещё В.Г. Белинский: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Юный Лермонтов на малой родине «привыкал побеждать страдания тела». Этим можно объяснить выносливость дворянина в суровых переходах и баталиях с горцами. Повлияли на его творчество и годы учёбы в двухгодичной Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Полученные здесь знания пригодились ему при описании сражений с французами в 1812 году.

Так, в стихотворении «Бородино» он умело использует военные профессиональные термины: «бивак открытый», «кивер», «штык»», «редут», «картечь», «барабан», «драгуны с конскими хвостами»... Реальности изображения Бородинского сражения способствуют и другие точные выражения: «уланы с пёстрыми значками», «звучал булат, картечь визжала», образное сравнение залпов орудий с протяжным воем. Содержание стихотворения полностью согласуется с удачно найденным интонационным ритмом, который выражает строевой шаг под барабан, напоминающий боевой марш. Не случайно именно это стихотворение стало любимой походной песней русских солдат.

Героические подвиги у Лермонтова совершают не какие-то исключительные личности, а простые люди, и от лица одного из них ведётся рассказ про Бородино.

Русский воин смел, решителен, выступает как истинный патриот («Уж мы пойдём ломить стеною», // Уж постоим мы головою // За Родину свою!»); он не лишён иронической сметливости («Постой-ка, брат мусью! // Что тут хитрить, пожалуй, к бою…»); он рассудителен («Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее племя…»); в общем он выражает народный взгляд на войну:

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Лермонтов смотрит на свою Родину глазами не стороннего наблюдателя, а её коренного жителя, подлинного сына своей Отчизны, крепко связанного делами и помыслами с народной Россией. Стихотворение «Родина» композиционно построено антитезисно. В первой его части, до строчки «Не шевелят во мне отрадного мечтанья», всё основано на отрицании с помощью частиц «не» и «ни», начинающих новый стих («Не победит…», «Ни слава…», «Ни полный…», «Не шевелят…»). Во второй же части, напротив, на утверждении всего того, что любит автор. Взор его останавливают характерные и в то же время обыденные для среднерусского пейзажа детали: степи, леса, «разливы рек», просёлочные дороги, «огни печальных деревень», «дымок спалённой жнивы», «ночующий обоз» и т.п.

Финальные строки «Родины» постепенно переходят от пейзажных зарисовок к непосредственно сельским жителям. Дворянин Лермонтов, не знавший материальных затруднений, проведший большую часть всей сознательной жизни в городской обстановке, в дороге и в армейских частях, пишет о русском народе, живущем в избах под соломенными крышами. Пишет с откровенной теплотой («С отрадой многим незнакомой»), на самом деле большинству высокопоставленных чиновников «незнакомой»:

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

* * *

И ещё одно важное дополнение. Когда читаешь строчки стихотворения, произнося священное слово «Отчизна» (первоначально поэт выносил его в заглавие), а потом обдумываешь все конкретные детали пейзажа, то видишь не просто какое-то географическое место, определённую территорию, а нечто гораздо большее, сразу даже невыразимое и необозримое, то, без чего нельзя жить русскому человеку, — особый дух отеческий, необозримый размах российский, нежную ласку материнскую. Словом, Россию всю целиком видишь, вспоминаешь те родимые места, о которых скучаешь всякий раз, находясь за границей.

Это Родина, это наша Родина с её былинным историческим прошлым, гордым и свободолюбивым характером русских людей, необузданным темпераментом, долготерпением, трудолюбием, безудержно радующихся в праздники и тяжко грустящих в минуты печали. Русский «мужичок» своей непредсказуемостью до сих пор остаётся непонятным заморским мудрецам.

Есть также феномен бессмертия Лермонтова, до сей поры находящий своё выражение во влиянии его поэтической музы на творчество собратьев по перу. Гений Лермонтова не умещается в рамках одного столетия! Влияние его «бессмертной души» с русской национальной идеей простирается на последующие поколения.

Вспомним Александра Блока, близкого Лермонтову по восприятию сельской жизни и отношению к «мужичкам» с их пляской «с топаньем и свистом». У большого поэта ХХ столетия такое же восприятие Отчизны, как и у Лермонтова. В 1920 году он издаёт избранные сочинения Лермонтова в одном томе (редакция, вступительная статья и примечания А. Блока). Здесь составитель пишет: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы. Творчество Лермонтова оказало влияние на Достоевского, Тургенева, Фета, Полонского, Григорьева, на многих поэтов, нам современных…» Список Александра Блока продолжает расширяться.

Поэзию Лермонтова можно сравнить с высокой и прочной железобетонной опорой, не дающей провисать высоковольтной линии интеллектуальной энергией, протянутой на многие века к культуре XXI столетия и дальше. При этом воображаемая опора не только поддерживает высоковольтную линию, но и постоянно подпитывает её своими поэтическими токами. Не каждый писатель может выдержать лермонтовскую энергию, обладающую огромным напряжением и притягательностью. Те писатели, которые активно воспринимают силлабо-тоническую стихию и могут в искусстве её преобразовать, достигают в своих творениях впечатляющих успехов.

Задолго до написания «Родины» (вторая половина 1834 года) в «Панораме Москвы» 20-летний юнкер лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтов выделяет исторические памятники русской культуры, сыгравшие важную роль в становлении Российской державы. Сюда вошли и памятники доблестным гражданам России Минину и Пожарскому, и Поклонная гора, «откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль».

«Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? — спрашивает Лермонтов и продолжает: — Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества… Давно ли, как баснословный феникс, возродился из пылающего своего праха?..»

Как православный христианин, он особо выделяет «согласный гимн колоколов». «Панорама Москвы» — своеобразная прелюдия к страстным строфам Москве нашей… Всякий раз при встрече с Кремлёвскими башнями вспоминаются чудесные строки:

Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный…

* * *

Да, именно так, как он, «как русский, — сильно, пламенно и нежно», можно и должно любить столицу государства, символизирующую Родину — Россию. Национальный характер стихов, пронизывающий всё творчество Лермонтова, с наибольшей силой проявился в знаменитых строчках произведений: «Парус», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно…», в «Казачьей колыбельной песне», «Завещании», «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива», в поэмах «Мцыри» и «Демон», а также, конечно, в романе «Герой нашего времени» и в посвящении Пушкину — «Смерть Поэта». Здесь же и высокий накал неприятия к несправедливости окружающей действительности, мятежный настрой против неё.

У многих лермонтоведов, деятелей культуры, писателей, у каждого любителя словесности есть свой Лермонтов, и мне бы тоже хотелось самовыразиться в контексте затронутой темы:

Мой Лермонтов, Земли родимой слава!

Тебе ищу достойные слова.

Тверда твоей поэзии держава,

Да будет так, покуда Русь жива!

А Русь наша, несмотря на трудные нынешние времена, отравленные горбачёвско-ельцинской продажной «перестройкой», будет жить всегда. Пройдёт и нынешнее смутное время, ибо зло не бывает вечным в стране, рождающей гениев — таких, как великий Лермонтов.

Г.Е. ГОРЛАНОВ, доктор филологических наук, профессор Пензенского государственного университета, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской премии имени М.Ю. Лермонтова в номинации «Поэзия»

Источник: «Правда»

Читайте также

5000 лет истории России: путь в лидеры духовного, интеллектуального и технологического уклада в XXI веке 5000 лет истории России: путь в лидеры духовного, интеллектуального и технологического уклада в XXI веке
27 октября 2024 года в Москве состоялся круглый стол «5000 лет истории России», организованный Московским скифским клубом. Прошедший круглый стол о непрерывности нашей истории стал событием, масштаб ...
31 октября 2024
В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024