Лирик советского бытия. 120 лет Юрию Пименову
Замоскворечье. Ордынка. Звонкий булыжник мостовых, кружевные занавески старых деревянных домов. Сусальная позолота империи и жестокая быль рабочих окраин. Рогожская и Пресня — пока без эпитета «Красная». Так выглядел мир накануне Первой русской революции, в который 26 ноября 1903 года пришёл будущий советский художник Юрий Иванович Пименов. Пишут, что день тот выдался дождливым, вероятно, поэтому новорождённый на всю жизнь полюбил дожди.
Юрий Пименов — живописец, график, сценограф, публицист, лауреат двух Сталинских (1947, 1950) и Ленинской (1967) премий, народный художник СССР — был счастливым человеком. Счастье заключалось в том, что его нравственность полностью совпала с идеологией Советской власти и в том, что ему довелось жить и творить в 20-е и 30-е, 40-е и 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века в СССР. Юрий Иванович всю жизнь писал то, что любил. «Искусство — всегда любовь, — утверждал он. — Настоящая жизненная правда в искусстве только тогда будет правдой, когда изображённое явление жизни окрашено ярким отношением художника, человека своего времени».
Картины Ю.И. Пименова вошли в отечественную и мировую сокровищницы изобразительного искусства. Современные буржуазные критики, не в силах противостоять обаянию пименовских полотен (а значит, и обаянию социализма), бормочут, что Юрий Пименов «хотел жить», поэтому «метал социализм с человеческим лицом». Утверждают, что он изображал не «социалистическое строительство», а просто «новые дома». Хватаются за «соломинку» того, что художник не рисовал «вождей и передовиков-стахановцев», а писал «обычную жизнь простых людей». Но в том-то и ценность художественных работ Юрия Ивановича Пименова, что он утверждал гармонию советского бытия через изображения повседневной человеческой жизни, через вещи, интерьеры, пейзажи времён СССР. Даже нарисованная им в 1968 году ветка цветущей черёмухи — это именно советская черёмуха и никакая другая.
Из «Автобиографии» Ю. Пименова: «Я родился в 1903 году в Москве. Учась в гимназии, я с 12 лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. Честно рисовал гипсы. Художником решил стать обязательно. В 1920 году поступил во ВХУТЕМАС. Работал у Малютина и Шемякина. Потом перешёл на графический факультет, работал у Фалилеева, затем у Фаворского, у которого и проучился до 1925 года…»
В 1925 году Юрий Пименов вместе с Петром Вильямсом, Андреем Гончаровым, Александром Дейнекой, Константином Вяловым, Александром Лабасом и другими выпускниками ВХУТЕМАСа стал членом-учредителем ОСТ (Общества художников-станковистов) — одного из творческих объединений 1920-х годов. Сформировавшись, по выражению советского искусствоведа Владимира Костина, «в лоне левого искусства», остовцы воспевали новые явления СССР, пафос труда, индустриализацию.
Свою стилистику они связывали с немецким экспрессионизмом — течением в европейском искусстве, стремившемся не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Юрий Пименов пытался соединить остро шаржированную пластику немецкого экспрессионизма с жизнеутверждающим содержанием советского искусства. Публицистичность художественного таланта юноши ярко проявилась в его журнальной графике на страницах «Советского экрана» и «Красной нивы». До нас дошли рисунки улыбающегося ковбоя с шейным платком без контура в любимый Пименовым горошек (обложка журнала «Советский экран» №10, 1926 г.), иллюстрация «Кино в деревне» — радостное удивление крестьян чуду кинематографа («Советский экран», №11, 1926 г.), рисунок «Дождь» (для «Красной нивы», №40, 1929 г.) и другие.
Остовцы приветствовали спорт — преображение тела с помощью физических упражнений. Одна из первых пименовских картин на эту тему — «Лыжники» (1925). Затем были работы «Футбол», где игроки буквально взлетают над землёй; «Теннис» (обе — 1926) с динамичным движением вытянутых, изысканных фигур девушек; «Бег» (1928), герои которого несутся к финишу.
Искажением пропорций человеческого тела и нервной напряжённостью форм Пименов передавал не только бешеный ритм спорта, но и самой жизни 1920-х — времени великих крайностей.
В 1927 году Юрий Пименов создал свой первый шедевр — «Даёшь тяжёлую индустрию!». Загорелые рабочие изображены в момент дружного физического напряжения. Их органическая телесность контрастирует с металлическими конструкциями и механизмами фона. Художник использовал ту же деформацию фигур, что и в полотнах на тему спорта, а противопоставлением холодных и тёплых тонов ещё больше подчеркнул экспрессию происходящего.
Картина была написана под впечатлением от посещения завода «Серп и молот» (бывший завод Гужона) для выставки художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. За эту картину Юрий Пименов получил премию жюри.
Следом вышли и другие работы художника на производственную тему: «Ткацкий цех работает», (1925—1926); «В сталелитейном цехе» (1927); «Все на смотр!» (1928) с подписью-монограммой: «Участвуйте во всесоюзном смотре производственных совещаний, проводимом под руководством газеты «Правда»!»
Уже в 1920-е годы Юрий Пименов обратился к теме нового облика Москвы, которую с детства знал и любил (отсюда потом возникнет термин «пименовская Москва»).
Одна из самых интересных его картин — «Городские дети» (1929). Фигуры девочки и мальчика в лёгкой клети балкона на фоне небесной голубизны. Короткие золотистые волосы девочки по моде тех лет заколоты белым гребешком. Её летнее платьице — любимого Пименовым жемчужно-серого цвета. Силуэт мальчика размыт потоком солнца. Дети из нового советского жилища словно парят в воздухе — так художник обозначил их настоящее и будущее.
В 1928 году Юрий Пименов впервые выехал за рубеж — в Италию и Германию. Итогом трёхмесячной командировки стали серии рисунков «Римская» и «Гамбургская».
В пименовских зарисовках, сделанных за границей, чувствуется напряжённая атмосфера классового противостояния. Он изобразил группу бастующих, с волнением наблюдающих за обстановкой в порту, и напряжённый разговор рабочего с хозяевами порта — «Гамбург» (1928). Тема социальной борьбы и преступления империализма была продолжена в рисунках «Локаут», «Разгон забастовщиков» (оба — 1931) и других.
Графический альбом Ю. Пименова «Перегоним!» — сборник ярких, саркастических изображений дореволюционных «хозяевов жизни» и их зарубежных сородичей — подвёл своеобразную черту под его творчеством 1920-х годов.
«Я рисовал и солдат в стальных касках, и негритянскую оперетту, и заводы» — так описывал своё творчество 1920-х Юрий Пименов, которому в 1920 году исполнилось всего 17 лет. Результаты подобного совмещения он оценил со временем как «самый наивный детский модерн». И не только потому, что его стали упрекать в излишней экспрессивности образов и «жёстко-плакатном стиле».
Молодого художника в процессе его творческого роста перестала устраивать открытая, порой несколько схематическая заданность полотен, присущая ОСТу. «Настал момент, а это было в начале 30-х годов, когда по-новому, жадно потянулся к натуре, к жизни», — вспоминал Пименов. Тогда он даже безжалостно уничтожил некоторые свои ранние работы.
Художник уезжал на природу, где чувствовал огромное желание «писать прямо… с живой натуры, которая так богато, тонко и прекрасно существовала вокруг».
В 1932 году Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке художественных организаций» прекратило деятельность всех объединений — единственным стилем советского искусства стал социалистический реализм. Современные антисоветчики пытаются всячески оболгать этот художественный метод. К примеру, некая «Энциклопедия — Артхив» пишет, что соцреалисты рисовали «улучшенную версию реальности» в СССР.
На самом деле в основу метода соцреализма заложена концепция социалистического гуманизма, идеи гармоничного развития человека, подлинно человеческого отношения людей друг к другу, к природе и обществу.
Юрий Пименов стал членом МОССХ — Московского областного союза советских художников.
От преобладания чёрной туши Пименов перешёл к цветным рисункам кистью. После остовского периода напора и энергии он создал серию нежных женских образов. Среди них — портрет театральной художницы Любови Силич (1933), студентки-геодезистки Вари Шитаковой (1935) и другие. Даже Уралмаш в его интерпретации возник через женщин-работниц (триптих «Работницы Уралмаша», 1934—1935).
Тогда же Пименов впервые начал писать натюрморты — «Натюрморт с телефоном» (1934), «Босоножки и таз» (1935), «Натюрморт с соломенной шляпкой» (1936) и т.д. Через поэтическое изображение обычных вещей он показывал гармонию жизни советского человека.
Летом 1937 года появилась широко известная и любимая зрителем работа Юрия Пименова «Новая Москва». «Одна из самых удивительных по своей неувядаемой свежести», — охарактеризовал эту картину товарищ и коллега Пименова Андрей Гончаров. Полотно было написано для Всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма» и почти сразу же причислено к классическим произведениям советского искусства.
…По асфальту площади Свердлова легко бежит открытый автомобиль-кабриолет. Калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя — молодой женщины с короткой причёской, в модном летнем платье. Радостное чувство жизни, движения, открывающихся перспектив заключено в прозрачности воздуха, блеске асфальта, трепете алых флажков на Колонном зале Дома союзов. Даже в гвоздиках, кокетливо прикреплённых к раме ветрового стекла. В новизне и выразительности композиции сказывается остовское прошлое художника: мы смотрим на город словно через объектив камеры, установленной на заднем сиденье движущегося автомобиля. Пименовская картина кажется нам ожившей в красках любимой песней: «Страна моя, Москва моя — ты самая любимая!» А ведь «Москву майскую» братья Покрасс и поэт Лебедев-Кумач написали в том же 1937 году.
Антисоветчиков пугает эта дата, они пишут, что женщина за рулём — жена или дочь партийного деятеля СССР, которого вскоре могли репрессировать. На самом деле за год до создания полотна в большом автопробеге имени Сталинской Конституции принимали участие 45 женщин-водителей. Эту примету новой реальности СССР и решил использовать Юрий Пименов. Во время написания картины художнику позировала его жена Наталья, которую он называл своей любимой моделью.
На пименовской картине «Фронтовые дороги» (1944) девушка из «Новой Москвы» едет уже в военной форме.
«И сила, и красота Советской страны открылись для нашего искусства в дни войны в новом, остром качестве», — отмечал Юрий Пименов. В годы Великой Отечественной войны он принимал участие в работе над Окнами ТАСС, не прекращая создавать художественные произведения. Война у него — почти всегда осень или зима. 1941 год — картина «Снег идёт». 1942-й — «Ночная улица»: вьюга рвёт брезент мчащегося во тьму грузовика и шевелит концы платка у женщины, идущей по ночной Москве, вероятней всего, после рабочей смены. Железные «ежи» подчёркивают суровый ритм холста.
В 1943 году Юрий Пименов был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград. Он изображал героические будни сражающихся Москвы и Ленинграда: «Москва военная». «Сажают картофель», «В комнате военных лет» (все — 1943), «Ленинград. Стрелка Васильевского острова. Зенитчицы.» (1943—1944), «Следы шин» (1944).
До войны пейзаж был у Пименова лишь фоном к жанровой сцене. В военные годы его любовь к родной земле обострилась. Он написал пейзаж «Яблони в дождь» (1942), изобразив хрупкие деревца, цветущие между колеями фронтовой дороги.
Колорит работ художника изменился. Исчезло разноцветье живописи довоенных лет, гамма красок стала скупее — таковым было требование суровой эпохи. «Сдержанность и компактность чувств, дельная чёткость и экономия очень хорошо определили и внешний вид людей этого времени, — писал потом Юрий Пименов. — Ладно пригнанные полушубки и ватники, удобные ушанки, женские тёплые платки — все вещи для серьёзного, не допускающего пустяков времени — таков костюм тех трудных лет».
Пименов — главный поэт советского быта, видит его эстетику даже в военные годы. Героиня картины «Осенняя станция» (1945) — молодая, нежная женщина, одета ещё по законам сурового времени. Но уже в 1949-м, создавая полотно «Новый год», Пименов бросит на вешалку в прихожей квартиры, где встречают Новый год, роскошную лисью шубу. Война закончилась. В центре праздничного новогоднего застолья — победитель, мужчина в военной форме.
«А как кокетливы бывают девушки-маляры, вдрызг запачканные разными колерами, но обязательно с кружками зеркальца в кармане комбинезона. И когда симпатичный бригадир появляется вдали на лесах, зеркальные зайчики прыгают по стенам нового дома» (Ю. Пименов, «В Подмосковье»).
Одно из лучших пименовских полотен-новелл 1950-х годов — «Маруся, пора обедать!» (1955) — посвящено именно девушкам-малярам, обновляющим послевоенные города. Крестьянский труд того времени художник передал через изобилие овощных рынков: «На Московском рынке. Зелёный ряд», «Латвийский рынок» (оба — 1955), «Рынок» (1955—1956). Камерное произведение «Утренние покупки» (1951) — выхваченный из повседневности «кусок подлинной жизни». Женщина вешает в прихожей свою шляпку, предварительно выложив на стол бутылки «кремового густого молока», «атласные» помидоры, «кудрявую вязь» цветной капусты. За окном квартиры — строящаяся высотка.
Пименовские картины «Утренние покупки», «Широкие пути» (обе — 1951), «Снежок» (1953), «Свежие афиши» (1956), «Франтихи» (1958) буквально переносят нас в чудесную атмосферу 1950-х. Очень интересны пименовские натюрморты этих годов. Среди них выделяется серия «Вещи каждого дня» (1959).
Немало произведений создал художник и во время своих многочисленных поездок за границу (цикл «Рассказы о простой Европе», 1958). Посетив в Венеции международную биеннале, Юрий Пименов увидел там массу «произведений», выполненных в стиле абстракционизма. В отличие от соцреализма, абстракционизм отвергает реалистическое воспроизведение мира. Пименов резко выступил против этого «беспомощного манерничанья». Писал о том, что «скульптура» из старой водосточной трубы или «картина» в виде размазанной по фанере грязной охры присущи только обществу, которое теряет искусство.
В 1961 году Юрий Пименов приступил к работе над своей самой известной серией «Новые кварталы», за которую в 1964 году был награждён золотой медалью и дипломом 1-й степени Академии художеств СССР. В эту серию вошли его полотна «Свадьба на завтрашней улице», «Воспоминания о пайковом хлебе» (обе — 1962); «Новые номера», «Ливень» (обе — 1963). Дождь, любимый мотив пейзажей Юрия Пименова, присутствует во многих его картинах. Даже в знаменитом натюрморте «Ожидание» (1959) — телефон и дождевые капли на оконном стекле.
В 1960-х годах Пименов пишет романтику советского быта через образы юных. Спешат в кино или на танцы, ловко балансируя на трубах новостройки, его «Первые модницы нового квартала» (1961), а вот они в рабочей форме прихорашивают родной город — «В весеннем парке» (1960) и «Новая дорога» (1964).
Действие картины «Лирическое новоселье» (1965) разворачивается в новой квартире, полученной молодожёнами. Художник распахнул перед нами двери кухни, ванной и комнаты, где, как в песне Визбора, только книги и чайник со свистком. А в коридоре, стоя на новеньком паркете, целуются счастливые новосёлы. Эта лирическая картина Юрия Пименова и есть советская реальность, а не её «улучшенная версия», как пишут ныне клеветники СССР.
«Мне приходилось довольно много работать в качестве художника в разных театрах. Я узнал этот необыкновенный и незнакомый для зрителя мир, так сказать, изнутри, он был моим «производственным» местом, я принимал посильное участие в той работе, результатом которой является спектакль», — писал Юрий Пименов в своей книге «Таинственный мир зрелищ».
Обе Сталинские премии (в 1947-м и 1950-м) художник получил именно за оформление театральных спектаклей.
Свою первую киноафишу Пименов сделал к кинофильму «Пышка» М. Ромма в 1934 году, последнюю — к 5-серийному художественному фильму С. Герасимова «Красное и чёрное» (1976). В 1949 году создавал эскизы декораций к фильму И. Пырьева «Кубанские казаки».
Полотно «Лондонские балетные портнихи» (1971) появилось в итоге путешествий Юрия Пименова и его любви к театральным мастерским — «мне эта атмосфера дорога необыкновенно». Худенькие городские девушки шьют балетные пачки, похожие на огромные цветы.
Среди других картин 1970-х — «Серьёзный разговор», где расставание влюблённых передано гаммой серого цвета, и лирический «Мечтатель» (1977), которым художник как будто оглянулся в собственную юность.
6 сентября 1977 года Юрий Иванович Пименов скоропостижно скончался в Москве.
Незадолго до этого один из зрителей задал на выставке Пименову вопрос: «А что вы пишете для себя, если постоянно изображаете девчонок в замазанных комбинезонах, дороги в колеях и какие-то вещи?»
«Мне иногда приходилось по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озёра. А вот этих замазанных девочек, эти изъезженные дороги — я делал для себя. Мне они казались настоящей поэзией времени», — ответил Юрий Иванович.
Любовь ЯРМОШ
***
«Художник не может не быть связанным с великой жизнью своего народа. Через семью и через профессию, через среду и природу в него входит действительность постоянной сильной струёй. Тяжёлые годы войны и горячие времена строительств, незабываемый, драгоценный пайковый хлеб и вкусная живописность праздничного, мирного стола, женская нежность, прелесть детей, тихая походка старости — всё неминуемо оставляет свои следы…» (Юрий Пименов, советский художник).
«Вы раскрываете существо вашей вещи, «эшелонируя» рассматривание, давая зрителю возможность добраться до сути вашего — всегда поэтического — секрета… Умение передать большое в малом, общее посредством частного... составляет одну из наисильнейших сторон вашего дарования». Из обращения писателя Ираклия Андроникова к Юрию Пименову.
Источник: «Правда»