Лев Николаевич Толстой – народный учитель. К 195-летию писателя, мыслителя и педагога
В России продолжается Год педагога и наставника. А, кроме того, это год 195-летия со дня рождения Л. Толстого. Наша библиотека носит его имя. Мы понимаем, что Лев Николаевич был великим педагогом и наставником.
На протяжении всей жизни Толстого волновали проблемы воспитания человека. Стремления писателя были направлены на то, чтобы просвещать русский народ, давать образование детям из простого народа, в среде которого кроются огромные природные возможности. Л.Н. Толстой рассматривал народное образование как единственный законный сознательный путь достижения счастья для всего человечества.
В 1859 году он открывает в Ясной Поляне школу для крестьян. Школа Толстого была явлением уникальным для своего времени, причем не только в России, но и в Европе. Она была расположена в двухэтажном каменном флигеле, оставшемся от старого барского дома.
Ученики собирались в нее сами по звону колокольчика и почти никогда не опаздывали. На уроках дети рассаживались совершенно свободно – на лавках, на столе, на подоконнике, на полу или кресле.
Главное требование к учителю – он должен уметь заинтересовать учеников своим уроком; никакие силовые методы или даже угрозы наказаний для поддержания порядка в классе в толстовской школе не допускались.
Изучив в нескольких странах вопросы народного образования, Толстой создал более двух десятков школ нового направления в своем Крапивенском уезде Тульской губернии: «Существенное для меня сделано. В моем участке на 9 тысяч душ в нынешнюю осень возникла 21 школа». (Л.Н. Толстой – В.П. Боткину, январь 1862)
Работая в яснополянской школе, Л.Н. Толстой все больше убеждался в непригодности установившихся в то время методов воспитания и обучения. Чтение достаточно обширной педагогической литературы не дало ответа на волновавшие его вопросы. Не удовлетворила его и практика воспитания в европейских школах: «Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видел в школах Франции, Швейцарии и Германии». Характеризуя методику преподавания в этих школах, он подчеркивал, что по знаниям, там полученным, можно судить в лучшем случае о грамотности народа, а не о его образованности.
Яснополянскую школу Л.Н. Толстой превращает в своего рода педагогическую лабораторию, стремясь выработать новую систему образования и воспитания. Он обосновал один из принципиальных взглядов практики воспитания: самое благоприятное, наилучшее отношение между учителем и учеником есть отношение естественности, противоположное этому – есть отношение принудительности детей, уважение к личности ребенка, создание «наивыгоднейших условий» для развития познавательной активности и способностей учащихся. На этой основе строилась вся методика обучения в яснополянской школе.
Для своей школы Толстой написал «Азбуку» и «Новую азбуку». В этих книгах есть рассказы, дающие представление о нравственности и об устройстве мира. Они развивают и философское, и естественно-научное мышление. Это наше большое счастье, что Толстой обратился к вопросам педагогики. Сейчас мы можем многое по-новому понять и оценить. Л. Толстой предстаёт перед нами в величии своего гуманизма и мудрости.
И.В. ПАНТЕЛЕЕВА, зав. сектором социокультурной деятельности библиотеки им. Л. Толстого, г. Ижевск