Ленинизм современен всегда. Семинар в Красноярске

Ленинизм современен всегда. Семинар в Красноярске

Сразу покаюсь: перефразировал слова Р.И. Косолапова: «Марксизм современен всегда», но, думаю, он простит мою наглость. Вообще в третьем издании Большой Советской Энциклопедии статья «Марксизм» отсутствует, и это не случайно, ибо учение Маркса и учение Ленина тесно взаимосвязаны и их нельзя рассматривать отдельно. В своё время И.В. Сталин так определил ленинизм: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». Вот с этих позиций правление Красноярского регионального отделения ВСД «Русский Лад» и планирует рассмотрение теоретического наследия В.И. Ленина в связи с 150-летием со дня его рождения.

На днях состоялось первое занятие теоретического семинара. Открыл и вёл семинар член Координационного совета ВСД «Русский Лад», руководитель его регионального отделения В.С. Бедарев. По его предложению участники семинара вставанием и минутой молчания почтили память стойкого защитника коммунистических идеалов и русского самосознания Владимира Сергеевича Бушина.

Первое занятие по предложению кандидата технических наук, профессора Сибирского университета науки и технологий им М.Ф. Решетнёва (СУНТ им. М.Ф. Решетнёва) В.П. Назарова было посвящено ленинской теории империализма и её роли в современном мире. Он же выступил с основным сообщением (оно приводится в записи, с частичными дополнениями автора заметки). Начал он его рассказом о сюжете ТВ о многотысячной демонстрации 15 января в Берлине в день столетия убийства руководителей Германской компартии Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Люди шли под красными флагами, несли их портреты и портреты В.И. Ленина. И всё это происходило в цитадели современного империализма, где 30 лет назад жители отвергли социализм, разрушили берлинскую стену и с восторгом ринулись в капитализм.

Так что же происходит в мире? На фоне декларируемого единства в мире капитала и единой капиталистической идеологии нет «дружбы», его сотрясают всевозможные, вплоть до локальных военных, конфликты. Апологеты единой Европы не получили ожидаемого эффекта.

В западной прессе и литературе ныне слова капитализм и империализм не употребляются. Там говорят об постиндустриальном либо информационном обществе, но это не меняет его капиталистической (империалистической) сущности.

Работа В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма», написанная более сотни лет назад, так же актуальна, как и тогда. Приходится признать, что в советские годы мы недостаточно внимательно изучали труды В.И. Ленина, что способствовало тому, что в начале 90-х произошло в СССР.

Впервые слово «империализм» применил британский экономист Дж. А. Гобсон в одноимённой книге в 1902 году. Чуть позже в 1910 году австрийский и немецкий экономист-марксист Р. Гильфердинг тщательно описал новые явления капиталистической экономики, вступающей в стадию империализма, введя понятие финансового капитала в одноимённой книге. В этой книге рассмотрел материал об акционерных обществах, фиктивном капитале, процесс подчинения мелких капиталов крупным, описал биржу.

Полную теорию империализма разработал В.И. Ленин, показав, чем отличается капитализм Адама Смита от капитализма начала XX века, выделив пять признаков перерастания капитализма в свою высшую стадию – империализм. В советское время в курсе политэкономии их подробно изучали.

Первый признак – это концентрация производства и капитала. Она создала монополии: тресты, синдикаты, картели, играющие решающую роль в хозяйственной жизни. Происходит монополизация не только отдельных производств, но и целых отраслей экономики, то есть наступает всестороннее обобществление производства. Производство становится общественным, но присвоение остается частным. Общественные средства производства остаются частной собственностью небольшого числа лиц. Гнёт трудящихся всё более усиливается.

Особую роль в этот период приобретают банки, которые из простых посреднических предприятий превращаются в монополистов финансового капитала, происходит слияние банковского капитала с промышленным. На базе чего возникает финансовая олигархия, как более высокая степень концентрации капитала, которая в свою очередь налагает густую сеть отношений зависимости на все без исключения экономические и политические учреждения современного буржуазного общества.

Однако монополизация лишь усиливает неравномерность и скачкообразность в производстве, что приводит к «избытку капитала» и капиталисты обращают его не на улучшение жизни трудящихся, а начинают вывозить капитал в отсталые страны с целью получения максимальной прибыли. При империализме вывоз капитала доминирует над вывозом товаров.

Одной из особенностей капитализма является то, что он в чистом виде, в границах своей страны, воспроизводить себя, только за счёт эксплуатации своего рабочего класса, не может. Ему постоянно требуются новые рынки сырья, новые рынки сбыта капитала и товаров. Но поскольку они не бесконечны возникают международные монополистические союзы капиталистов, осуществляющие передел мира. Всё это приводит к завершению территориального раздела земли крупнейшими капиталистическими державами. Однако в следствии неравномерности развития стран возникает потребность передела мира, что приводит к мировым войнам.

В.И. Ленин в своей работе доказал, что империализм – это особая стадия капитализма, его высшая стадия, и в то же время последняя стадия – канун пролетарской революции, потому что капитализм паразитический и загнивающий. В.И. Ленин также предвидел сращивание монополий с государством, то есть его трансформацию в государственно-монополистический капитализм. Дальнейшее развитие последнего привело к созданию транснациональных компаний, независимых от национальных правительств и создание надгосударственных международных регуляторов типа МВФ, МБРР и других.

В процессе мирового империалистического ведения хозяйства и политики возросла неравномерность социально-экономического и политического развития стран. Бывшие колонии, а ныне страны третьего мира, ограблены и разорены странами «золотого миллиарда» - бывшим метрополиями. И сегодня они пожинают плоды своей «цивилизационной» миссии – огромным наплывом мигрантов. Миграция – тяжелейшая проблема развитых капиталистических стран.

Признаки империализма, выявленные В.И. Лениным, по-прежнему существуют, они стали масштабнее, наполнились новым содержанием. Основные противоречия империализма продолжают обостряться и мир живёт в страхе от возможности новой мировой бойни, в которой может погибнуть человечество.

В.П. Назаров остановился на работе В.И. Ленина «О лозунге Соединённых Штатов Европы». Идея создания объединённой Европы витала много веков в умах западноевропейских политиков. В начале XX века о ней заговорил германский кайзер Вильгельм II, он пришёл к идее создания Тройственного союза Германии, Англии и Франции. Но как известно между Германией с одной стороны и Англией и Францией началась первая империалистическая война. Жизнь показала, что союз между империалистическими государствами невозможен из-за раздирающих межгосударственных противоречий.

Это наглядно показал В.И. Ленин в вышеуказанной работе и пришёл к выводу о том, что
неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Победив в одной стране, пролетариат станет примером для рабочих других стран.

Затем в разговор вступил В.Н. Севастьянов – кандидат технических наук, профессор (СУНТ им. М.Ф. Решетнёва), его выступление приводится в авторском варианте. Я не планировал выступать на заседании этого круглого стола, но интересный и, на мой взгляд, весьма значимый доклад Владимира Павловича подвигнул меня к необходимости подчеркнуть эту значимость.

Автор доклада сосредоточил внимание на сохраняющейся и на сегодняшний момент актуальности анализа и оценки Владимиром Ильичем Лениным закономерностей и исторической практики развития капитализма на всех его этапах, включая стадию империализма и развития транснациональных корпораций.

И дело не только в том, что блестящая марксистская методология была адаптирована к российским условиям и реализована в революционной практике, но и в том, что предвидение развития капиталистических общественных отношений в эпоху империализма, масштабная концентрация промышленного капитала, усиливающая монополистический характер, сращивание интересов монополий и государственных институтов, возрастание роли и концентрация финансового капитала – все то, что характеризует и само понятие глобализации, и обострение противоречий между ведущими капиталистическими странами, и разочарование в ценностях общества потребления, весь этот Ленинский прогноз в значительной мере укладывается в сегодняшнюю действительность.

Можно только удивляться тому, как в начале XX века В.И. Ленин увидел будущий процесс формирования сообщества «Соединенных Штатов Европы» и перспективу его распада, и внутренние противоречия капитализма, как причину такого распада. Сегодняшняя Европа, да и Соединенные Штаты Америки – наглядный пример Ленинского предвидения. И то, что докладчик сумел аргументировано соединить Ленинский стратегический анализ с современной действительностью и является главной ценностью этого доклада. А важно это, прежде всего, потому, что в постсоветский период и, особенно, в последнее время различные критики и вне, и внутри нашей страны используют все более изощренные приемы в попытках формировать у широкой общественности негативное восприятие и коммунистических идеалов в принципе, и практики социалистического строительства в СССР.

Здесь и надуманное будто бы интенсивное и благополучное для народа развитие России в дореволюционный период, и традиционное смакование репрессий 30-х годов, и спровоцированные в годы перестройки обостренные конфликты в обществе. Но еще более значимым фактором являются концепции, характеризующие «коммунизм» как тупиковую ветвь общественного развития. Аргументы вроде бы даже с некоей комплиментарностью в адрес революционного процесса и борьбы социал-демократии за права трудящихся. Объясняется, что в результате этой борьбы профсоюзы добились некоего «партнерства» в отношениях людей наемного труда с работодателями, т.е. с капиталистами – собственниками. Что в результате этих договоренностей: на предприятиях рабочий день с 10-14 часов уменьшился до 6-8 часов, зарплата существенно выросла, уровень охраны труда тоже, появились социальные гарантии, социальные пакеты, достойные пенсии и т.п. (имеются в виду развитые страны Запада).

А следовательно, раз найден консенсус между трудом и капиталом, то и обострения противоречий нет и магистральный путь развития человечества ничего общего с коммунизмом не имеет. И это уже не риторическая фразеология Чубайса о «последнем гвозде, забитом в гроб коммунизма». Ныне рассуждения более изощренные об изменении социальной структуры общества, об эффективности экономики свободного рынка, о возможности все иметь здесь и сейчас через банковский кредит. Молодежи морочат голову креативностью и конкурентоспособностью.

Потому очень важно действовать через пропаганду и разъяснение работ В.И. Ленина, через привязки этих работ к реалиям сегодняшнего дня и в России, и в мире. Развитие научно-технического прогресса в системе капиталистических общественных отношений, да еще и в условиях глобального давления транснационального капитала будет только усиливать кризис общества, выбрасывая людей из производственного процесса.

И можно сколько угодно называть себя социальным государством, расширять объем и перечень социальных пособий, но без принципиального пересмотра прав собственности на основные производства и природные ресурсы, без распределения национального дохода в интересах всего общества, а не группы нуворишей ни углубления экономических кризисов, ни обострения противоречий в обществе избежать не удастся. Чему и был посвящен в докладе В.П. Назарова анализ ленинских работ.

Мы в советское время формально изучали политэкономию, да и другие общественные науки тоже. Вроде бы все шло само по себе, как планировалось. И с будущим все вроде было ясно. Ясно, пока не пришла «перестройка», затем контрреволюционный переворот 1991 года и реставрация капитализма, да еще и самой отвратной его форме. И, естественно, и народ, и даже его наиболее продвинутые представители оказались ко всему этому не готовы, проштамповав Конституцию 1993 года.

А теперь (дорога длинная) нужно масштабно разворачивать разъяснительную работу, соответственно повышать политическую грамотность, на что нацеливает обсуждаемый доклад.

– Согласен с ранее выступившими, что мы недостаточно изучаем труды классиков марксизма-ленинизма, – начал своё выступление И.С. Бортников, первый заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад», – в этом наша беда, поэтому мы часто проигрываем споры с оппонентами. Более полутора сотен лет назад К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» утверждали: «Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений». И жизнь до сих пор подтверждает верность этого тезиса.

В.И. Ленин чутко уловил изменения, произошедшие в капиталистической системе хозяйствования в начале ХХ века, и развил марксистское учение применительно к конкретной исторической обстановке, создав теорию империализма как высшей стадии капитализма и теорию пролетарской революции. Именно благодаря открытому В.И. Лениным закону неравномерности экономического и политического развития в период империализма и его тезису о возможности победы пролетарской революции в одной, даже отсталой, стране, позволили пролетариату России, под руководством большевиков взять власть в свои руки и построить государство, которое являлось прообразом Земной управляемой цивилизации, без установления которой человечество рискует уйти в небытие.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в своей речи на XIX съезде КПСС И.В. Сталин, обращаясь к руководителям коммунистических и рабочих партий капиталистических стран, ни разу не упомянул слова пролетарская революция, а призывал их поднять «знамя демократических свобод», «знамя национальной независимости и национального суверенитета». Сейчас можно лишь гадать, почему он так поступил. Скорее всего, с учётом анализа международной обстановки, которая в средине века резко отличалась от таковой в его начале.

Много позже А.А. Зиновьев пришёл к выводу, что со средины 40-х годов прошлого столетия на Западе произошёл великий эволюционный перелом, в результате которого весь Запад превратился в единое сверхобщество со своим сверхгосударством, сверхэкономикой и т.д. Все эти институты зависят от денежного механизма, который управляет всеми наднациональными (надгосударственными) структурами, состоящими из полномочных представителей транснациональных корпораций, в свою очередь, во многим зависимых от Федеральной Резервной Системы.

Зловещий спрут империализма в его новом виде глобализме по-американски запустил свои щупальца во все страны мира, к глубокому сожалению, хотя и в меньшей мере, и в оставшиеся страны социалистического лагеря. Всё это грозит глобальной экологической катастрофой, первый этап которой, по мнению А.И. Субетто, уже начался.

И я согласен с Всеволодом Николаевичем, что нужна масштабная разъяснительная работа среди народа. Но для этого нужна новая теория борьбы за освобождение трудящихся от ига капитала, адекватная конкретной исторической обстановке. Такие попытки делаются и российскими учёными и зарубежными. На необходимость соединения социально-экономического и философского учения К. Маркса и В.И. Ленина с учением В.И. Вернадского о ноосфере (сфере разума, когда главной движущей силой социо-природного развития становится человеческая мысль, обеспечивающая гармоническое отношение между обществом и природой) указывали А.П. Федотов, автор учения о Земной управляемой цивилизации, А.И. Субетто, автор учения о ноосферном социализме. Философ-марксист Р.И. Косолапов полагает, что магистральным путём марксизма-ленинизма в XXI веке будет путь ноосферный. Интересные мысли о необходимости перехода человечества к космическому мышлению содержатся в работах организатора «Русского Лада» В.С. Никитина. Учёные РУСО ещё в 2016 году провели международную научно-практическую конференцию «Социализм: теория, практика, тенденция обновления в XXI веке». Но все эти материалы неизвестны не только широкой общественности, но и активу оппозиционных политических партий. А ведь И.В. Сталин утверждал: «Без теории нам смерть, смерть, смерть…»

В обсуждении приняли участие кандидат педагогических наук, руководитель общественной организации «Женщины родного Красноярья» Н.И. Сафонова и ветеран труда В.С. Фёдоров.

Материалы подготовил И.С. БОРТНИКОВ – первый заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад»

Фото Рязанова С.В.

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024