Л. Туровская. Николай Алексеевич Некрасов (к 200-летию поэта)

Л. Туровская. Николай Алексеевич Некрасов (к 200-летию поэта)

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов был феноменальной личностью. Он был не только народным поэтом, но и писателем, издателем и редактором журналов, журналистом, публицистом, сатириком, литературным критиком, предпринимателем, страстным игроком и охотником.

Его называли печальником земли Русской. Поэтом мести и печали. Могучим властителем дум, духовным вождем русской интеллигенции. Ведь Некрасов сформировал в 50-е -- 70-е годы ХIХ века русскую интеллигенцию как уникальный феномен. На его поэзии она воспитывалась.

Достоевский смотрел на Некрасова со сверхуважением. Назвал его «замечательным и чрезвычайным (!) явлением в нашей жизни и в нашей поэзии». Достоевский даже просил похоронить себя рядом с могилой Некрасова. И это при том, что Достоевский с Некрасовым не были близкими друзьями. А друзьями, о которых он заботился, выдвигал их в люди, помогал им деньгами, у него были Тургенев, Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Огарев, Л. Толстой, Гончаров, Фет.

Чернышевский ставил его выше Пушкина и Лермонтова, считал первым русским лириком. Достоевский говорил: «Во всяком случае не ниже». Позже Некрасовым восхищались Маяковский, Бальмонт, Брюсов, Блок, Гумилев, Волошин, Чуковский.

Что это был за человек? В нем сочетались две славянские стихии – великоросская и украинская. Страстный, гордый и независимый характер. В жизни своей знавал и голод, и холод, и нищету, и богатство. Много пережил и перестрадал. Обладал духовным стоицизмом.

Некрасов был очень разносторонней личностью, обладал многими талантами. Издал большое количество книг русских и зарубежных писателей и ученых, полное собрание драм Шекспира, можно сказать, открыл русским читателям Шекспира. Сочинял и переводил драмы для русской сцены. Писал социальные сатиры, фельетоны. Редактировал чуть ли не всю русскую литературу, объединяя все её силы. Отличный организатор, прекрасный хозяйственник: добывал деньги для издания книг и журналов, хорошую бумагу, искал лучших рисовальщиков, недорогие типографии, организовывал сбыт книжно-журнальной продукции. Издавал книги, альманахи, журналы «Современник» и «Отечественные   записки».

Как издатель вывел   в люди: Л. Толстого, Достоевского, Тютчева, Фета, Добролюбова, Чернышевского, И. Гончарова, Случевского, Салтыкова-Щедрина. Издавать журналы в то время было очень сложно, ведь в стране свирепствовала цензура. Но Некрасов умел обходить все преграды. Практичный, изворотливый, ловкий человек, служивший своему народу и делу русской литературы. Издавая альманахи, порой рисковал, мог сильно проиграть в деньгах. Позже зарабатывал немалые деньги. Но никогда не был капиталистом, то есть его целью не была материальная нажива, он не стремился «делать деньги».

Некрасов обладал невероятной работоспособностью, был великим тружеником. Для составления очередного номера журнала прочитывал по 12 000 страниц рукописей. Правил до 100 страниц корректуры. Вносил правки, переписывал тексты, не прошедшие цензуру.

В отличие от Герцена, Тургенева никогда не имел крепостных крестьян и не владел даже клочком родовой земли (хотя отец его был помещиком).

Огромна его любовь к народу. «Золото, золото -- сердце народное!» Его волновали судьбы бесправного русского мужика, женщины-крестьянки, городского нищего люда – народа.

Некрасов был поэтом, который не просто писал о народе, но и говорил его языком. Пробуждал в людях ненависть к власть имущим и любовь и сострадание к бесправному народу. Он одним из первых в русской поэзии отобразил жизнь трудового человека.

 

Выдь на Волгу! Чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут бечевой.

 

Всем со школы известно стихотворение «Железная дорога». О строителях Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. На костях русских мужиков дорога строилась:

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

 

Феноменальную поэму «Кому на Руси жить хорошо» мы считаем народным эпосом.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

 

Некрасов создал шедевры русской и мировой поэзии:

«Рыцарь на час» («…Уведи меня в стан погибающих / За великое дело любви!»)

«Еду ли ночью по улице тёмной...»

«Вчерашний день, часу в шестом...»

«Блажен незлобивый поэт...»

«Мороз Красный нос»

 

В 1870-х годах его произведения пропитаны революционными настроениями.

 

Душно! Без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

 

Это призыв к борьбе.

Он был непримирим к неправедной власти, к несправедливому устройству общества. Ненавидел крепостное право, видел обман реформы 1861 года, возмущался решением земельного вопроса. Видел и показывал растленность правящего класса. И эта растленность соседствовала с распадом, деградацией низших слоев общества. Низшим слоям он бесконечно сочувствовал, сострадал угнетённым, скорбящим, всему, что

 

Несчастно, голодно и бедно,

Что ходит, голову склоняя.

 

Могуч дух поэзии Некрасова. В ней большая простота и большая распахнутость души. Поэт использовал русский фольклор, песенные ритмы и интонации («Мороз Красный Нос», «Коробейники», «Кому на Руси жить хорошо», «Песня Еремушке»). Поэтически обыгрывал пословицы, широко пользовался простой разговорной речью, народной фразеологией.

Некрасов   воспел русскую женщину, в том числе и женщину-крестьянку. Создал светлые образы: Орины, матери солдатской, Дарьи из поэмы «Мороз Красный нос», жницы, что в вечном терпении сглатывает «слёзы солeные / С кислым кваском пополам», дворянок жён декабристок Трубецкой и Волконской в поэме «Русские женщины». Эта поэма – гимн женской преданности, мужеству и самопожертвованию.

Русскую мать во всей русской литературе той поры воспел один Некрасов. А ведь она – основа всего национального бытия. Это подтвердилось в годы Великой Отечественной войны, которую вынесла на своих плечах именно русская женщина. Образ матери — главный положительный и самый светлый герой некрасовской поэзии. Некрасов восхищается этими женщинами, их подвигом.

Много стихов Некрасов посвятил детям: «Крестьянские дети», «Дедушка», «Школьник» и другие.

Но особо надо сказать о сатирических произведениях Некрасова. Поэма «Современники» (1875) – крупнейшее из них.

Посвящена она разоблачению антинародной, разбойничьей сущности капитализма. «Бывали хуже времена, но не было подлей».

Об этих подлых временах, о пореформенной России писал В.И. Ленин: «Крестьяне голодали, вымирали, разорялись и бежали в города, забрасывая землю. Усиленно строились железные дороги, фабрики и заводы, благодаря дешевому труду разоренных крестьян. В России развивался крупный финансовый капитал, крупная торговля и промышленность».

Первая часть поэмы «Юбиляры и триумфаторы» описывает юбилейные торжества, которые были тогда очень распространены в России. Юбилейная мания народилась тогда в России. И только Некрасов и Салтыков-Щедрин затронули эту больную тему. Щедрина поразила поэма Некрасова своей силой и правдой. Антикапиталистические сатиры Салтыкова-Щедрина («Благонамеренные речи», «Дневник провинциала в Петербурге» и др.) написаны под влиянием Некрасова.

Действие поэмы «Современники» происходит в модном, роскошном ресторане Петербурга:

 

Во-первых, тут были почетные лица
В чинах, с орденами. Их видит столица
В сенате, в палатах, в судах.
Служа безупречно и пользуясь весом,
Они посвящают досуг интересам
Коммерческих фирм на паях.
Тут были плебеи, из праха и пыли.
Достигшие денег, крестов,
И рядом вельможи тут русские были,
Погрязшие в тине долгов.

 

Во второй части поэмы «Герои времени» показаны члены могущественной корпорации -- подрядчики, капиталисты, дельцы, банкиры, сановники (повальное взяточничество), продавшиеся буржуазии интеллигенты. С гневным сарказмом пишет Некрасов о попытках дельцов грабить массы, маскируя свои подлинные стремления лживыми словами о «любви к народу» (образы Шкурина и Саввы Антихристова).

В «Современниках» есть прямые упоминания реальных исторических личностей. Читатели узнавали их в своих современниках. Потому поэму встретили резко отрицательно либералы и реакционеры всех мастей. Критики злобно накинулись на Некрасова.

Народный поэт выступил с критикой зарождавшейся poccийcкoй бypжyaзии. Показал жизнь «вepxoв», нaчинaвшийcя paзгyл кaпитaлиcтичecкoгo xищничecтвa, вывeл пopтpeты титyлoвaнныx кaзнoкpaдoв, финaнcoвыx вopoтил, пpoмышлeнныx и жeлeзнoдopoжныx мaгнaтoв, пpибиpaвшиx к pyкaм влacть и экoнoмикy cтpaны. Читaтeли нeкpacoвcкoгo вpeмeни бeз тpyдa yзнaвaли в кaждом пopтpeте находившихся у власти сановников.

В своих исторических произведениях Некрасов использовал приемы фapca и гpoтecкa, иpoнию и capкaзм.

Савва Антихристов произносит спич в  честь акционерной компании Федора Шкурина. В  молодости этот «самородок» дёргал щетину у свиней. А теперь он гуляет, пьет шампанское в шикарном ресторане с прочими похожими на него нуворишами.

 

Он по трусости — скупец,

По невежеству — бесстыден,

И по глупости — подлец!

 

В другом месте поэмы мы видим убийственный портрет подрядчика:

Этот тип безмерно гнусен.
Современный Митрофан
Глуп во всем, в одном искусен:
Залезать в чужой карман!

 

Очень ярко в поэме выглядят портреты перевертышей-плутократов. Например, профессоров. До 30 лет они были честными тружениками науки. Но вдруг занялись биржевыми спекуляциями, используя для этого «машинное красноречье». Бывшие деятели науки стали говорящими машинами, стали работать на аферистов, стали утверждать «всякий план, в основе шаткий». А  гуманные идеи и права народа их давно не беспокоят.

Один из персонажей поэмы князь Иван говорит: «Ныне тоскует лишь тот, кто не украл миллиона». Другой персонаж – университетский преподаватель Швабс раньше внушал студентам презрение к процентам, к капиталу. Сейчас он стал директором ссудной кассы. Третий персонаж – граф Твердышов всегда переживал за голодных мужиков. Сейчас он проложил по  пустырям ненужную дорогу и обложил крестьян новыми налогами.

Кто же они, эти вдруг появившиеся в России капиталисты? Откуда взялись?

 

Из всех племён, наречий, наций,

Что исповедует разбой

Под видом честных спекуляций.

 

Некрасов смело говорит об антинародной сущности властей. Разоблачает новоявленную элиту – нуворишей, предпринимателей и преуспевающих дворян – чиновников.

 

Говорильная машина:

он машинным красноречьем

плутократию дивит;

никаким противоречьем

не смущаясь, говорит.

В интересах господина,

заплати да тему дай.

говорильная машина

загудит: поднимет лай,

будет плакать и смеяться,

цифры, факты извращать...

 

Один из нуворишей разоблачает сам себя. Повествование ведётся от первого лица:

 

Я – вор! Я – рыцарь шайки той
Из всех племен, наречий, наций,
Что проповедует разбой
Под видом честных спекуляций!
Где сплошь да рядом – видит бог! –
Лежат в основе состоянья
Два-три фальшивых завещанья,
Убийство, кража и подлог!

 

Всё очень похоже на наше время. Словно поэт видел нынешнюю российскую «семибанкирщину», и нашу приватизацию, и оболванивание народа. Этого не прощали и сейчас не прощают поэту либералы и лжепатриоты.

Пророческое видение Некрасова похоже на предсказания Нострадамуса, Авеля и других прорицателей. Многие предсказания уже сбылись, другие сбываются.

Маяковский, прочитав «Современников», «не переставал удивляться своему сходству с Некрасовым». Великий советский поэт похож в своей поэтике на Некрасова в цикле сатирических памфлетов «Маяковская галерея».

Сейчас о творчестве и личности Некрасова многие забыли. И не хотят вспоминать. Вокруг него – заговор молчания. На фоне разрастающейся народофобии. Лидеры так называемых «патриотических кругов» и тогда были, и сейчас по духу вполне буржуазны. Как же любить Некрасова нынешним «патриотам»-антитисоветчикам (коих пруд пруди!) или нынешним т.н. «либеральным демократам», если Некрасов писал:

 

Прочь! Гнушаюсь ваших уз!
Проклинаю процветающий,
Всеберущий, всехватающий,
Всеворующий союз!..

 

Сейчас нам трудно понять некрасовскую творческую и социальную позицию. Ведь наше время – антигероическое, неромантическое, прагматическое, рационалистическое. Сейчас многие предпочитают жить в тишине, комфорте и покое, ничем не жертвуя, ничему не сопротивляясь, ничто не преодолевая. Живут без подвижничества, без самопожертвования, без какой-либо святости.

Поэзия Некрасова актуальна и сегодня. Что ни строка – то наша сегодняшняя жизнь. К сожалению, в ХХI веке мы стали похожи на некрасовских бесправных страдальцев.

И сегодня нашей родной литературе нужен новый Некрасов! Коллективный. В разных регионах нашей страны есть люди, пишущие хлёсткие, правдивые, антибуржуазные стихи. В Ленинграде это бард Александр Харчиков, в Крыму Сергей Курочкин с его обличительными стихами, в Москве – барды Сопротивления Анатолий Беляев, Николай Прилепский и Николай Гуськов. В других регионах также есть авторы – обличители мерзостей сегодняшней жизни.

И как бы ни старались наши либералы и прочая компания замалчивать имя Некрасова, ничего у них не получится.

На сегодняшний день по официальной статистике в России около 1500 объектов названы именем Некрасова. В том числе 1380 улиц. У нас множество   библиотек имени Некрасова, в разных городах несколько его памятников. Имя Николая Алексеевича Некрасова будет в народной памяти вечно. Пока жив наш русский народ. А мы с вами будем хранить его творчество от посягательств и умолчания.

Людмила ТУРОВСКАЯ

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024