Л. Самотик. Почему наше речевое поведение так огрубело?

Л. Самотик. Почему наше речевое поведение так огрубело?

Жаргонизация и сквернословие сегодня серьёзно трансформируют русское национальное сознание.

Жаргоны – это социальное деление языка. Как мы знаем, жаргоны бывают разные: (например, преподавательские жаргонизмы: окно, хвостисты, заказуха и т.д.), досуговые (филателистов, в Красноярске: «столбистов» (Л.З. Подберёзкина), «бардсплава» (Л.Г. Самотик)), возрастные (молодёжный, тинэйджеров)… К асоциальным жаргонам относится воровское арго (язык деклассированных элементов – язык зеков). К последнему относят и сквернословие.

Бороться с жаргонами в принципе – неблагодарное дело. По данным зарубежных социологов, чем выше цивилизация общества, тем оно становится более дробным в социальном отношении. А это значит, что количество жаргонов будет расти. Бороться нужно с воровским арго. Особое влияние оно оказывает на молодёжный жаргон и городское просторечие. А литературный язык заимствует слова, как из просторечия, так и из молодёжного жаргона, в несколько облагороженном виде.

Городское просторечие, как и народные говоры, тоже речь «неграмотная», ненормированная, имеющая устную форму существования. Но если в XIX веке это была смесь говоров с литературным языком, то сегодня – это смесь жаргонов и литературного языка (просторечие 2). Если раньше мы говорили, что это колидор, комфорка, транвай и т.п., то теперь это шампусик, пивасик, депрессуха, бандосы (‘бандиты’), следак, малина‘притон’, липовый ‘фальшивый’ и т.д.

Молодёжный жаргон частично изменяет лексическое значение слова: темнить – в воровском арго ‘скрывать добычу или хитрить на допросе’, в молодёжном – ‘увиливать от прямого ответа’; тёлкав воровском жаргоне 'женщина, известная половыми извращениями’, в молодёжном – ‘девушка’; в молодёжном жаргоне из арго: чувак – ‘парень’, шиться – ‘приставать’, угол – ‘чемодан’… В таком виде (интержаргон) слова входят в публичную речь, частично – в литературный язык. Мы знаем, что козёл для зека страшное оскорбление, за него могут убить. У нас же козёл, козадовольно невинные ругательства. Коза даже имеет ласкательный оттенок.

Нельзя не признать выразительную силу некоторых жаргонизмов. Но под их влиянием меняется общее представление о литературном языке. Так, уже в 2004 году в словарном издании РАН появляется новая помета жарг. (‘жаргонное слово, выражение, известное в текстах литературного языка’) и исчезает обл. (‘диалектное слово’ также фиксированное в литературных текстах, а русские народные говоры – архетип в национальном языке) (Современный толковый словарь, 2004).

Арготизмы выражают определенную идеологию социума, тюремный, лагерный быт. В России арго складывалось во второй половине XIX в., формировалось в торговых центрах, портовых и столичных городах, местах ссылок. Воровское арго наследует традиции сибирской каторги. В Красноярском краевом архиве обнаружен один из старейших периферийных жаргонно-арготических словарей ‒ «Офенский словарь» А.А. Соловьева (публикация проф. А.Д. Васильева).

Подлинная арготическая лексика значительно отличается от слов не только в молодёжном жаргоне, но и в художественной речи. Арготизмы тематически ограничены. В основном, – это именование разных видов противоправных действий, извращённый секс, унижение простого человека. Ср.: редиска – 'нехороший человек' в комедии «Джентльмены удачи». И – Ловить мышей – 'раздевать пьяных'; ширмач – 'карманный вор, совершающий кражи с предметом, прикрывающим руку’, универсал – 'гомосексуалист, допускающий все виды половых извращений'. Аббревиатуры арго: волк – 'волку отдышка – легавому крышка'; пост'прости, отец, судьба такая'; стон – 'с тобой одной наедине' и т.д.

Одна из коммуникативных задач арго – уничижение человека, что психологически оправдывает преступления. Мы уже привыкли к тому, что нормальные, честные люди – лохи, ботаники и т.п. А образец для подражания – крутой, т.е. человек, не признающий никаких правил, только собственные интересы, и жертвапрезренный терпила. Всё перевёрнуто!

Распространение воровского арго в среде носителей литературного языка несёт за собой определённое отношение к действительности, основной стиль общения при этом – агрессивный. Наше общество уже изменяется под воздействием арго. Действует омерта – ‘закон молчания коза ностры’ (Cosa Nostra – ‘сицилийская мафия’) – нельзя «ябедничать», даже если ты знаешь о страшном убийстве, это рассматривается как предательство. Кого? Того кто убил, или того, кого убили? А жаргонные афоризмы сегодня знает каждый школьник: меньше знаешь, крепче спишь; не верь, не бойся, не проси и т.д. Это становится современным «моральным кодексом».

Немалую долю в недоверие народа к правоохранительным органам внесло переименование милиции в полицию. В сознании старшего поколения сразу возникает полицай – ‘пособник фашистов’.

В языке ранее вторичные значения слов воспринимаются как основные, первичные: уже не говорят садитесь, только присаживайтесьКто ж его посадит? Он же памятник!» – «Джентльмены удачи»). В молодёжной аудитории лучше не употреблять специфически русское слово голубой – символ неба, чистоты в нашем менталитете… М.Н. Задорнов в своих выступлениях, как многие современные сатирики, использовал облагороженные арготизмы – и зал смеялся. С большой горечью он потом говорил: «Вы знаете эти слова. Но почему? Вы не должны их знать».

Особую часть воровского арго составляет сквернословие. В 90-е годы табуированная бранная лексика хлынула в публичный язык, хорошие художественные тексты (В.П. Астафьев) и даже в хорошую поэзию (А. А.  Вознесенский). Что обычно понимается под матом? Те выражения, где употребляется слова Мать? Если вы считаете, что это не богохульство и это не Богородица, то пусть это будет ваша мать, мама? Это не древний славянский язык: старославянизмов нет, нет специфических древнерусских слов – все слова можно хорошо понять. Вы желаете этого своей матери? Это и не естественный русский язык.

Вы можете сказать, что «поезд уже ушёл», закон о запрете мата издан, и говорить не о чем. Да, он издан в 2013 году (началось всё с четырёх слов), затем отредактирован в 2014 г., затем пошли поправки… Вначале речь шла только о СМИ. А что такое СМИ? Определение: «Средства массовой информации; в отличие от средств массовой коммуникации ‒ совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств» (Большая энциклопедия, 2006). Казалось бы, о чём разговор? А литература – это СМИ? А театр? А повседневное массовое городское общение?

С 2014 г. вступил в силу Федеральный закон, запрещающий «использование нецензурной лексики при публичном исполнении произведений литературы и искусства, в театральных постановках, на концертах и других зрелищно-развлекательных мероприятиях, а также при показе фильмов в кинотеатрах». Но закон не распространяется на аудиовизуальную и печатную продукцию, фонограммы, экземпляры которых выпущены в оборот до 01.06.2014 года. Материться в соцсетях запретили с 2021 года.

Но это ещё не конец. Представитель свердловского управления Роскомнадзора заявил: «Закрыть звездочками все – это идеально. <…> Но мы должны учитывать контекст, построение фразы, если это, например, что-то стихотворное». 3 ноября 2021 г. в 12.40 на канале «Общественное телевидение России» выступал психолог. И не абы как, а в рубрике «Большая наука». В итоговых словах он советовал ругаться – это психическая разрядка. И даже утверждал, что человек, который ругается, дольше живёт. Но это вряд ли. Несдержанность расшатывает нервную систему и, конечно, вызывает недовольство окружающих. Какое уж тут долголетие! В каталоге №2 издательства «Мир книги» рекламируется издание В. Жельвиса «Матерятся все?!». В тексте рекламы указывается: «Содержит ненормативную лексику».

Протестовать против запрета, как это ни странно для России, стала творческая интеллигенция: кинематографисты, писатели… Аргумент один – отражать действительность. Люди это обычно хорошо образованные, поэтому странна их подмена реализма на натурализм. Уж не говоря о том, что в большинстве они из интеллигентных семей и вряд ли усвоили ругательства в семейном общении. Кстати, и использование нецензурной лексики сегодня в большей мере, чем пьяным сантехникам, характерно для творческих людей (это современная форма «хождения в народ», как его понимают?).

Цитата из М.А. Кронгауза: «В СССР мат был запрещен категорически – в публичной сфере, в культурной среде, нельзя было ругаться в присутствии женщин и детей и т.д. В 90-е годы это было сильно расшатано, все ограничения сняты». Был закон, но «сегодня в законы внесены поправки. <…> После внесения поправок последовало письмо деятелей культуры, в частности, от очень хороших режиссёров, которые просили эти запреты отменить. Думаю, должна существовать возможность для художников иногда эти ограничения снимать. <…> Другое дело, что за это надо платить». Вот, есть и такое предложение.

И это всё на фоне Закона о языке от 01.06.2005 (редакция от 30.04.2021), где говорится: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке» (Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации").

М.Н. Задорнов писал: «Чтобы жить в цивилизованной стране <…>, просто не матерись». М.А. Тарковский в интервью Ю. Татаренко на вопрос «Что относится к системе табу в литературе – и в целом?» первым называл сквернословие («Наш современник», № 12, 2020).

Слов, запрещённых в приличном обществе больше, это не только мат. Это обсценная лексика, инвективная, ненормативная, грубо-просторечная. Неприличных для русского человека слов гораздо больше. Причём, в этом отношении русский язык особенно щедр на запреты. Очевидно, таково православие, которое мы получили одновременно с письменностью.

В русском литературном нет слов для обозначения некоторых интимных частей тела, состояний. Это или с пометой «детское» (например, слово попа), или грубо-просторечное и нецензурное слово, или медицинский термин. Во многих европейских языках это не совсем так: там используется принцип «что естественно, то не зазорно». По-русски же люди стесняются произносить наименование известной миниатюрной статуи Брюсселя «Писающий мальчик». Поэтому иногда насыщенными сквернословием выглядят пословные переводы иноязычных текстов (бесконечные «задницы»), реклам. Но в России мы должны жить по своим правилам.

Широко известно (в упрощённом варианте) положение Ю.М. Лотмана: «Культура начинается с запретов» Это должно быть действенным особенно в наше время.

Л.Г. САМОТИК, доктор филологических наук, профессор, г. Красноярск

Читайте также

Тверь. Старый Новый год «Русского Лада» Тверь. Старый Новый год «Русского Лада»
12 января 2025 г. тверские русладовцы встретили Старый Новый Год. Были оглашены итоги работы за 2024 г. Все дружно встретили Деда Мороза, пришедшего в гости к собравшимся на это мероприятие в обкоме К...
14 января 2025
Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье Красноярск. Путешествие в пушкинское Лукоморье
В ушедшем году исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Творчеству великого русского поэта была посвящена литературная гостиная, которую провели педагоги и учащиеся школ №№ 3...
14 января 2025
В грозном небе и на экране В грозном небе и на экране
Тихо и незаметно прошло в календаре 2024 года 100-летие со дня рождения (30 октября 1924 г.) в Свердловске советского мастера киноэпизодов Владимира Гуляева. Сыграл он их в 50 фильмах. Не упоминался ...
14 января 2025